9.3. Методы оптимизации решений
Оптимизация решений – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.
Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то ее целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы менеджмента и системы. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.
МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ:
анализ;
прогнозирование;
моделирование, которое в свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико-математическое моделирование.
Рассмотрим подробнее моделирование (физическое, экономико-математическое)
ФИЗИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ представляют собой пропорционально уменьшение в 10 раз и более раз и изготовленные из различных материалов (металл, дерево, пенопласт, пластилин и др.) натуральные объекты. Они изготавливаются в уменьшенном виде с целью экономии материалов для проверки аэродинамических, эстетических, компоновочных и других характеристик объекта.
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель- это схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их характерных черт.
Математические модели - основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. По своей сути модели – средство плановых расчетов.
Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи. Модель – условный образ объекта управления.
Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Отметим принципиальные черты, характерные для построения экономико-математической модели любого вида.
Процесс моделирования можно условно подразделить на три этапа:
анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому объекту, явлению или процессу и эмпирических данных о его структуре и особенностях, на основе такого анализа формируются модели;
определение методов, с помощью которых можно решить задачу;
анализ полученных результатов;
Важнейшим моментом первого этапа является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения. Такими критериями в системе менеджмента могут быть: максимализация прибыли фирмы при условии, что качество товара, услуг, не снизится; снижение себестоимости товара, услуг при условии, что его качество не снизится, затраты у потребителя не увеличатся; рост производительности труда, улучшение использования оборудования или материалов, повышение оборачиваемости оборотных средств при условии, что качество товара, услуг не снизится и другие критерии не ухудшатся.
Таким образом, в качестве критерия оптимизации может быть целое или любой компонент прибыли, в т.ч. эффективность товара (услуг), для водного транспорта – min себестоимость перевозок, max прибыли от перевозок и погрузочно – разгрузочных работ, max провозной способности флота, min простоя флота под непроизводительными операциями (ожидание погрузки, разгрузки и т.д.)
На водном транспорте приведенные критерии используются в экономико-математических моделях при решении задач обоснования основной (эксплутационной) деятельности морского и речного транспорта.
В том числе:
прогнозирование и перспективное планирование развития перевозок и технических средств;
рациональное распределение перевозок между видами транспорта и подвижного состава;
оптимальное распределение технических средств водного транспорта для освоения перевозок грузов и пассажиров в процессе текущего и оперативного планирования;
обоснование рационального технологического процесса работы флота, портов и других технических средств и систем обслуживания;
учет и анализ работы организаций водного транспорта.
Не для всякой экономической задачи нужна собственная модель. Некоторые процессы с математической точки зрения однотипны и могут описываться одинаковыми моделями. Например, в линейном программировании, теории массового обслуживания и других существуют типовые модели, к которым приводится множество конкретных задач.
Вторым этапом моделирования экономических процессов является выбор наиболее рационального математического метода для решения задачи. Например, для решения задач линейного программирования известно много методов: симплексный, потенциалов и другие.
Лучшей моделью является не самая сложная и самая похожая на реальное явление, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные экономические оценки.
Излишняя детализация затрудняет построение модели, а излишнее укрупнение модели приводит к потери существенной экономической информации, к неадекватному отражению реальности.
Третьим этапом моделирования является всесторонний анализ результата полученного при изучении экономического явления.
Окончательным критерием достоверности и качества модели является практика, соответствие полученных результатов и выводов реальным условиям, экономическая содержательность полученных оценок. Если результаты не соответствуют реальным условиям, то необходим анализ причин несоответствия, в качестве которых могут быть недостоверность информации, несоответствие модели экономическим условиям и др.
По результатам анализа причин несоответствия экономико-математическая модель корректируется и решение задачи повторяется.
Математическое моделирование подразделяется на аналитическое и имитационное. В аналитических моделях основные количественные взаимосвязи отражаются в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраические уравнения, неравенства и т.д.) Имитационное моделирование воспроизводит процесс функционирования системы во времени путем воспроизводства (имитации) на ЭВМ (персональных компьютерах) искусственного процесса, обладающего необходимыми свойствами реального процесса. Этот вид моделирования позволяет решать более сложные задачи как с учетом дискретных, так непроизвольных элементов, зависимостей линейного характера, многочисленных случайных воздействий. Комбинированное моделирование позволяет объединить достоинства и первого и второго.
В практике работы водного транспорта процесс моделирования многоэтапный, в том числе:
постановка задачи и описание ее содержания;
сбор и обработка исходных данных, анализ полученной информации с целью выявления наиболее существенных фактов технико-экономических и эксплутационных обоснований, установление количественных и качественных взаимосвязей между ними;
построение экономико-математической модели в виде системы уравнений и неравенств, логических соотношений определение целевой функции и системы ограничений;
выбор в зависимости от характера модели численного метода решения задачи разработку или выбор соответствующую вычислительного алгоритма и программы.
Выполнение расчетов анализ решения.
Поиск полученного решения обычно связан с определением максимального или минимального значения целевой функции в зависимости от выборного критерия оптимизации.
Подробно математические методы и модели рассматриваются в специальной дисциплине на факультетах ВУЗов водного транспорта.
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II