logo
Курс лекций (часть 2)

10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции

Одной из причин, приводящих компании к банкротству, является неправильно выбранная стратегия, недоучет факторов, определяющих экономическое поведение компании в условиях рынка. Во всех странах с рыночной экономикой господствует конкуренция. От того, какую стратегию выберет фирма в условиях конкуренции, зависит ее будущее - процветание или банкротство.

Конкурентоспособность является основной чертой, определяющей положение фирмы на рынке. С одной стороны, конкуренция является источником развития общества, способствует научно-техническому прогрессу, ведет к снижению издержек производства и лучшему удовлетворению потребностей людей. С другой стороны, конкуренция приводит к снижению прибыли производителей, а зачастую и к разорению многих фирм, не выдерживающих конкуренции.

Пути повышения конкурентоспособности компаний, фирм предприятий и организаций транспорта в рыночных условиях, что и фирм всех остальных отраслей мирового хозяйства.

В 80 - х годах один из признанных авторитетов в области исследования конкуренции М.Е. Портер предложил /21/ модель пяти движущих сил конкуренции, которая была признана во всех странах мира (рис. 12)

Рассмотрим действие этих сил на примере водного транспорта.

На центральном ринге конкурируют между собой транспортные компании одного профиля. Например, судоходные компании, работающие на одних и тех же направлениях и перевозящие примерно одинаковые грузы. При этом однородные компании, работающие на разных сегментах рынка, не рассматриваются как конкуренты. Например, судовладельцы, владеющие крупными судами неограниченного района плавания, не являются конкурентами судовладельцев, владеющих судами смешанного (река-море) плавания.

Рисунок 12. Модель пяти сил конкуренции по М.Е. Портеру.

На определенный момент компании, работающие на одном и том же сегменте рынка, занимают конкретную долю рынка. Эта доля не остается постоянной в течение длительного периода. Как правило, компании, чувствующие достаточную силу, стремятся увеличить свою долю рынка. Иногда более мелкие, но активные и агрессивные компании начинают теснить более крупные.

На морском транспорте достаточно сильна конкуренция “центрального ринга” в территориальном аспекте. Например, для стивидорных компаний Санкт-Петербурга серьезную конкуренцию составляют порты Финляндии и стран Балтии. Через порты Финляндии - Хельсинки, Котка и другие - перерабатывается большой объем российских экспортно-импортных грузов в контейнерах, через порты Балтии - Рига, Клайпеда, Вентспилс, Таллин и Муугу - металл, генеральные и навалочные грузы, большое количество нефтепродуктов. Это связано не только с тем, что после распада Советского Союза в странах Балтии осталось свыше 70 % портовых мощностей бывшего СССР на Балтике, но и с тем, что порты Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии быстро почувствовали сложившуюся ситуацию и предложили клиентам сервис более высокого качества для обслуживания российских транзитных грузов.

Компании, конкурирующие между собой на центральном ринге, подвергаются еще и воздействию внешних сил. На них могут оказывать влияние фирмы поставщики товаров и услуг. Для морского транспорта такими услугами являются предложения прочих видов транспорта; хотя, сила их конкуренции не слишком велика. Железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт не могут оказать серьезной конкуренции морскому транспорту на направлениях работы последнего из-за значительно больших издержек наземного и воздушного транспорта. Речные судоходные компании, владеющие судами смешанного плавания, имеют значительные преимущества перед морскими судоходными компаниями при перевозке грузов из внутренних водных регионов России (Череповец, города Волги, Камы и т.д.) на страны Северной и Западной Европы и Средиземноморья. Даже при перевозке грузов непосредственно из морских портов России, Украины и стран Балтии на вышеуказанные регионы эти компании могут рассматриваться как конкуренты центрального ринга.

Потенциальным конкурентам являются компании, которые не присутствуют на центральном ринге, но (по мере роста своих сил) стараются туда проникнуть. Для судоходных компаний это - новые судовладельцы или операторы для экспедиторов - вновь образующиеся экспедиторские и логистические фирмы, и т.д. Потенциальными конкурентами для порта Санкт-Петербург и стивидорных компаний города являются вновь строящиеся Российские порты на Балтике: Усть-Луга, Батарейная бухта, Приморск и Ломоносов. Особенно опасными для стивидорных компаний, работающих с наливными грузами, станут порты Приморск и бухта Батарейная, т.к. они будут оснащены самым современным оборудованием по перевалке сырой нефти и нефтепродуктов.

Покупатели транспортных услуг могут воздействовать на транспортные фирмы, заставляя их снижать тарифы на перевозку и ставки на стивидорные работы только в том случае, если эти клиенты являются определяющими для работы соответствующей транспортной компании и чувствуют свою силу. Например, Череповецкий металлургический комбинат, ежегодно отправляющий в Западную Европу более 200 тысяч тонн металла, может потребовать скидку с фрахта, которая, вероятнее всего, будет ему предоставлена и т.д.

Конкурентное преимущество получают те фирмы, чья продукция или услуги либо продаются по относительно более низкой цене, либо отличаются от товаров своих конкурентов более высоким качеством. Естественно, самое большое преимущество получают те фирмы, которые предлагают клиентам товары высокого качества по сравнительно низкой цене (лидеры качества), но добиться такого преимущества могут только очень хорошо работающие фирмы.

На водном транспорте ценовое преимущество получают фирмы, которые предлагают своим клиентам перевозку и перегрузку груза, а также все виды сервиса по более низким ставкам, чем их конкуренты. В этом некоторые российские компании добились определенного успеха и могут по этому параметру конкурировать не только между собой, но и со многими иностранными фирмами. Что же касается конкуренции в области качества предоставляемых услуг, то иностранные грузоотправители и грузополучатели предпочитают перевозить свои грузы в Россию и из нее на судах иностранных компаний, многие грузовладельцы стараются перегружать свои российские грузы через порты Финляндии и стран Балтии, даже, несмотря на более высокую стоимость перевозки и перевалки. Связано это с тем, что многих клиентов не устраивает качество российского транспортного обслуживания: время доставки грузов, недостаточная степень их физической сохранности, в том числе сохранности физико-химических свойств грузов.