10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
Известно, что в конкурентной борьбе выигрывают те фирмы, которые более эффективно используют основные факторы производства. Этими факторами являются: труд, земля, капитал, а также накопленные знания и инфраструктура.
Под фактором трудовые ресурсы понимается не столько наличие средне образованной рабочей силы, а, прежде всего, воспроизводство высококвалифицированных специалистов в тех областях, в которых страна хочет добиться конкурентного преимущества. В этом плане водный транспорт России пока еще имеет некоторые перспективы. Уровень специалистов плавсостава и работников береговых профессий, подготавливаемых в ВУЗах водного транспорта России, для водного транспорта, остается достаточно высоким; правда, в последнее время в высшем образовании России намечаются негативные тенденции, связанные с уменьшением финансированием ВУЗов, что очень опасно для страны Земельные ресурсы России также очень велики. С точки зрения возможностей обслуживания российских грузоотправителей и грузополучателей отечественные порты имеют одно несравненное преимущество перед иностранными - они значительно ближе к российским клиентам, однако, качество работы российских портов далеко не так привлекательно, особенно для иностранных клиентов.
Капитал, денежные ресурсы в настоящее время являются больным местом, как для российских транспортных организаций, так и для России в целом. У российских транспортных организаций не хватает средств для обновления флота, развитие портового хозяйства, улучшение судоремонтной базы. Без денег не возможно и поддержание на достаточно высоком уровне кадрового потенциала морского, речного транспорта, т.к. лучшие наиболее квалифицированные работники переходят в иностранные компании (например, Sealand) или смешанные фирмы. Тем самым снижается конкурентоспособность российских транспортных компаний.
Ресурсами накопленных знаний в области морского, речного судоходства Россия не отличается от большинства держав мира, но российским специалистам известны все новые идеи как в области техники и технологии перевозки, перевалки и хранении грузов, так и в правовой, коммерческой и управленческой сферах транспортной деятельности.
Что касается инфраструктуры, то в этой области Россия существенно отстала от развитых капиталистических стран. И по разветвленности и качеству дорог, и по качеству почтовой и электронной связи, и по оперативности и надежности банковского обслуживания отечественных и зарубежных клиентов, и по всем остальным элементам инфраструктуры отстаивание России довольно значительное. Развитие инфраструктуры не зависит от усилий только водного транспорт, или какой-либо другой отдельной отрасли. Инфраструктура - результат работы всей нации. Хорошо развитая инфраструктура необходима России в целом, без этого невозможно достижение конкурентного преимущества ни в одной из российских отраслей.
Параметры спроса внутреннего рынка страны могут существенно подхлестнуть активизацию использования всех факторов конкурентоспособности отрасли. К сожалению, параметры внутреннего спроса на водные перевозки подталкивают российских перевозчиков к сегменту рынка перевозки низко тарифицируемых сырьевых ресурсов. Кроме того, объем перевозки грузов, как водным транспортом, так и по всем остальным видам транспорта в России в 90-е годы существенно снизился. В то же время появилось большое количество новых судоходных и стивидорных компаний, которые хотят занять свое место на рынке транспортных услуг.
Насыщение рынка привело к обострению конкуренции, как между судоходными, так и между стивидорными компаниями. Еще сильнее выражена конкуренция между экспедиторскими, агентскими и брокерскими фирмами. В то же время требования российских грузовладельцев к качеству транспортных услуг пока еще не слишком высоки и не стимулируют высочайшего уровня сервиса, что, в конечном итоге, не способствует созданию конкурентного преимущества российских транспортных компаний.
Спрос на внутреннем рынке будет способствовать повышению конкурентоспособности услуг российского водного транспорта, если внутренний потребитель будет высказывать жесткие требования к качеству транспортных услуг в условиях насыщения рынка, а транспортные предприятия России будут реагировать на это быстрее, чем их иностранные коллеги. Морской транспорт интернационален по своей сути. Если отечественные перевозчики, например, не будут приспосабливать свою работу к требованиям грузовладельцев, последние отдадут свой груз тем иностранным перевозчикам, которые предложат им условия доставки грузов, соответствующие возросшим требованиям грузовладельцев. В этом случае параметры внутреннего спроса будут работать на достижение конкурентного преимущества иностранным, а не российским компаниям. Такое положение может сложиться на внутренних водных путях России, когда будет разрешен заход в их границы иностранных судов или судов под иностранным флагом. Такое положение уже сложилось на перевозках российских экспортно-импортных грузов. Больше половины российских высоко тарифицируемых грузов в контейнерах перевозятся иностранными компаниями - Sealand, P&O, и др., т.к. качество сервиса по этим грузам не устраивает иностранных партнеров российской внешней торговли.
Родственные и поддерживающие отрасли могут оказать сильное влияние на приобретение конкурентного преимущества водного транспорта России. В данном случае в качестве родственных отраслей можно рассматривать смежные виды транспорта, а в качестве поддерживающих - судостроение, топливная промышленность и, в какой-то мере, строительную индустрию и производство перегрузочного оборудования. Железнодорожный и автомобильный транспорт могли бы существенно повлиять на повышение конкурентоспособности всей транспортно-технологической доставки грузов. К сожалению, и по уровню развития технических средств наземного транспорта, и по эффективности его использования российские транспортники не только опережают, но и во многом отстают от своих зарубежных коллег. Мы пока еще начинаем использовать идеи транспортной логистики при доставке грузов от двери отправителя до двери получателя, в то время как в развитых капиталистических странах логистический подход стал философией мышления всех людей, работающих в транспортном бизнесе, хотя корни этих идей исходят из России.
Судоходные компании, владеющие наряду с речными еще и судами смешанного (река-море) плавания, могут либо образовать вместе с морским транспортом единую систему до ставки грузов, либо вступать в конкуренцию с морским транспортом в зоне прибрежной торговли. Зачастую эти компании оказываются конкурентоспособнее судоходных морских компаний на данном сегменте рынка, что заставляет морских судовладельцев искать новые пути повышение своей конкурентоспособности.
Судостроительная промышленность смогла бы способствовать повышению конкурентоспособности судоходных российских компаний. Однако, само судостроение России не слишком конкурентоспособно на мировом рынке, уступая странам Юго-Восточной Азии, и Бразилии и т.д. и по цене, а странам Европы по качеству судов.
Топливная промышленность также могла бы содействовать достижению конкурентного преимущества судоходными отечественными компаниями. В структуре затрат по флоту расходы на топливо занимают одно из ведущих мест. В бывшем Советском Союзе топливо для судов под флагом СССР отпускалось по ценам значительно ниже мировых. Такова была политика государства. Это (наряду с другими факторами) способствовало достаточной конкурентоспособности отечественных судов и судоходных компаний на мировом рынке. Сейчас политика изменилась, и российские судовладельцы зачастую предпочитают бункероваться за рубежом, а не в России.
Строительная индустрия и машиностроительная отрасль, производящая перегрузочное оборудование, формирует основные фонды морских портов и стивидорных компаний. От того, насколько дешево и качественно будут построены причалы, склады и прочие сооружения в портах, какова будет цена, производительность, энергоемкость и надежность портовой техники, зависят затраты на проведение грузовой обработки судов в портах, а, следовательно, конкурентоспособность российских портов и отдельных стивидорных компаний. К сожалению, строительные работы в России далеко не самые дешевые в мире, а стивидорные компании, в основном, оснащены зарубежной техникой, так что и в этой области конкурентного преимущества мы не имеем.
Роль правительства в достижении конкурентного преимущества морскими речными транспортными компаниями страны очень и очень велика, особенно в такой стране как Россия в период современных потрясений. Правительство России должно разработать разумную стратегию развитие транспорта страны в целом и водных транспортных компаний в частности. На этапе становления транспортных компаний необходима их поддержка путем создания экономической Среды, стимулирующей использование российского флота и российских портов для транспортировки российских транзитных грузов. В первой части учебного пособия мы подробно остановились на современном состоянии перевозок, в том числе водным транспортом, начиная с 1992 года, показали цели и задачи, периодичность его развития.
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II