8.1. Общая характеристика процесса управления
Динамика – это процесс управления.
Процесс управления отражает динамическую сторону управления, это необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие менеджера на коллектив или управляющей системы на управляемую.
Процесс - это комплекс изменений, которые происходят в управлении в определенные промежутки времени, т.е. это ряд операций, осуществляемых в управлении в определенной последовательности и комбинации, эти операции разнообразны (аналитические, информационные, организационные, интеллектуальные, т.е. поисковые исследовательские).
С переходом на рыночную систему хозяйствования происходят изменения практически во всех элементах системы управления. Однако, если в элементах, отнесенных к статике системы, происходят не слишком большие изменения, то в “динамических” элементах изменения очень значительны.
Управление - процесс ситуационный. Многие управляющие считают, что их опыт позволяет вырабатывать определенные стереотипные решения, которыми можно пользоваться всегда. Это не вполне верно. Ситуации в управлении никогда не повторяются полностью; решение, которое было принято по принципу аналогии, может оказаться неверным в изменяющихся условиях. Необходимо принимать решения, базируясь на специальных знаниях в области управления, опыте и интуиции, но обязательно на основе тщательного анализа сложившейся ситуации.
Обстановка, в которой приходиться работать частным компаниям и государственным предприятиям и организациям в нашей стране в настоящее время, коренным образом отличается от той, в которой работало народное хозяйство бывшего СССР. В прошлом руководителям не приходилось думать ни об обеспечении своего предприятия сырьем и материалами, ни о сбыте своей продукции, ни о формировании своих фондов - все эти вопросы решались на уровне Министерства, Госплана и Госснаба. Основной задачей руководителя было - “выбить” из руководящих органов как можно больше ресурсов для своего предприятия.
Так на водном транспорте Госплан определял сумму капитальных вложений на развитие флота и портов, Минморфлот, Минречфлот принимали решение о том, какой флот, в каком количестве и на каких судоверфях (отечественных и зарубежных) необходимо заказывать, какие порты и причалы строить, где и в каком количестве покупать оборудование для портов и судоремонтных заводов, а Госснаб обеспечивал поставку топлива и горюче-смазочных материалов для работы флота, сырья, материалов и энергии для работы портов и СРЗ. Задачей же самих предприятий было - выполнить утвержденный план. Рыночная инициатива руководителей и аппарата морских и речных пароходств заключалась, в основном, в привлечении грузов иностранных фрахтователей (ГИФ) для перевозки своим флотом.
Сейчас ситуация совершенно иная. Руководители и менеджеры и
частных и государственных компаний должны сами заботиться о реализации своей продукции или услуг, а, следовательно, они должны прежде всего думать о том, для кого они производят свои товары или услуги, чего хотят их клиенты, как сделать так, чтобы их продукция была бы конкурентоспособной на выбранном сегменте рынка.
Для того, чтобы выжить и успешно функционировать в условиях конкуренции, каждая компания должна разработать стратегию и тактику своего поведения на рынке.
Экономическая стратегия фирмы отражает набор приемов и правил, направленных на достижение ее долговременных стратегических целей. Тактика поведения фирмы на рынке основывается на выработанных наборах приемов и правил, определяющих оперативное управление ее деятельностью Тактика определяет последовательность процедур по обоснованию и реализации управленческих решений.
Этапы процесса управления характеризуют:
1. Целеполагание (определение цели)
2. Определение ситуации, в которой мы находимся
3. Распознавание проблемы
4. Осуществление принятого решения
Противоречие на разрешение, которого направлено воздействие, называется проблемой.
Проблема - это главное противоречие в несоответствии ситуации и цели управления.
Поэтому управленческое решение представляет собой переход процесса управления из среды управления в сферу производства, в сферу управляемых процессов. Это переход из области анализа и поиска вариантов действий в область организационной работы в управляемой системе.
Процесс управления обладает разными свойствами:
1. Свойство флуктуации, которое проявляется как изменчивость процесса управления, но в виде колебаний вокруг устойчивых состояний, из которых возникает понимание системы управления.
2. Свойство непрерывности, оно характеризует динамику связи управляемых и управляющих процессов. Если управляемый процесс непрерывный, то и процесс управления не может прерываться.
3. Свойство дискретности, это свойство дополняет свойство непрерывности и проявляется в том, что во внутренних своих особенностях процесс управления протекает не равномерно (в начале накапливается потенциал воздействия при постановке цели, при оценке ситуации, определения проблемы, а далее превращается в импульс активной организационной работы на этапе решения).
4. Свойство необходимой последовательности.
5. Свойство цикличности - это свойство характеризует повторяющуюся последовательность этапов процесса управления по мере реализации управленческих решений и на этой основе перевода управляемой системы в новое состояние.
6. Свойство инерционности, оно характеризует существующие в той или иной мере запаздывание управленческих решений, своевременность решений - это важнейшая характеристика процесса управления.
Она содержит меру запаздывания или опережения решений проблемы.
7. Свойство временной протяженности процесса.
Цикл управления - это время от осознания цели до реализации управленческого решения.
Время - это один из важнейших ресурсов управления.
Экономия времени в процессах управления достигается посредством:
- повышения уровня организации в процессах управления (четкость и распределение функций, заданий, операций и информации. Несогласованность или потребность в дополнительном согласовании, уточнении заданий - все это потеря времени невосполнимого ресурса).
- параллельного выполнения работ там, где это возможно по технологии разработки управленческих решений и обработке информации.
- использования техники управления (ЭВМ, оргтехника), позволяю
щей ускорять выполнение многих операций в процессе управления.
- специальной организации процесса управления (исключение очередностей и ожиданий, неравномерности нагрузки по звеньям системы управления, обеспечение ритмичности деятельности и ее учета, планирование использования времени)
- регулярного изучения распределения и использования времени и корректировки организации процесса управления по результатам этого анализа.
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II