logo
Курс лекций (часть 2)

4. Быстрое чтение

Возросший за последние десятилетия поток информации ставит менеджера перед необходимостью скоростной обработки большого количества печатного материала. Возникла потребность в специальной тренировке психических функций человека по чте­нию. Для руководителя современного производства такая потребность проявилась уже давно. Известные нашему читателю курсы быстрого чтения дают возможность удовлетворить эту потребность.

Все известные курсы быстрого чтения возникли и получили распространение в первую очередь как курсы обучения чтению на родном языке. Однако в последнее время создаются курсы, ставя­щие целью обучить быстрому чтению и на иностранных языках, причем они рассчитаны на лиц, уже хорошо владеющих соответствующим иностранным языком.

Техника быстрого чтения

При овладении техникой быстрого чтения необходимо избав­ляться от трех основных недостатков. Таковыми являются:

1. Артикуляция при чтении, или проговаривание того, что читается. При таком чтении его скорость не превышает скорости речи 150 слов в минуту. Положение осложняется тем, что при артикуляции восприятие и переработка информации текста происходит с участием слухового канала, что и тормозит скорость чтения.

2. Малое поле зрения при чтении. Под полем зрения понимается участок текста, воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При обычном чтении, когда воспринимаются буквы, в лучшем случае отдельные слова, поле зрения очень мало. В результате глаз вынужден делать много лишних скачков и фиксаций (остановок) при считывании.

3. Регрессии при чтении. Под этим понимаются возвратные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям.

Известно, что чтение представляет собой взаимодействие процессов двух планов: а) процессов восприятия и б) процессов осмысления. Ускорение перцептивной обработки материала (зрительного восприятия) или использование читающим соответствующих приемов смысловой переработки читаемого, а также сочетание этих компонентов ведет к увеличению скорости чтения. Соответственно, в практике обучения быстрому чтению выделились три типа курсов. Одни строят обучение путем ускорения перцептивной обработки материала – за счет уменьшения количества фиксаций глаза и одновременно увеличения поля восприятия (отрезка текста, который глаз видит за одну фиксацию). Другие основываются на совершенствовании смысловой обработки читаемого путем развития приемов, облегчающих извлечение информации из текста. Третьи повышают скорость чтения путем улучшения как перцептивной, так и смысловой обработки читаемого.

Сторонники ускорения чтения за счет совершенствования приемов перцептивной обработки читаемого исходят из того, что восприятие поддается управлению, мыслительные же процессы неуправляемы. Поскольку переработка смысловой информации текста происходит во время фиксации то, по их мнению следует сократить их количество и длительность, что приведет к увеличению скорости смысловой обработки и ускорению чтения. Важным моментом для сокращения времени фиксаций служит преодоле­ние развернутого внутреннего проговаривания.

Выделяются две группы курсов по ускорению чтения за счет совершенствования приемов перцептивной обработки читаемого:

а) те, в которых ускорение чтения достигается с помощью технических средств и б) те, в которых оно достигается с помощью специальных печатных пособий.

К техническим средствам, используемым для обучения быстрому чтению относятся тахистоскопы, ускорители и фильмы. При работе с тахистоскопом учащимся предлагают воспринимать за одну фиксацию постепенно увеличивающееся количество материала (до целой строки). Исходя из того, что средняя длительность фиксаций у опытного чтеца составляет 0,2-0,3 сек., время экспо­зиции в начале курса не превышает 0,2 секунды и в процессе обучения доводится до 0,01 сек. Сторонники работы с тахистоскопом считают, что такая тренировка позволит учащимся при работе с книгой воспринимать строку текста за одну-две фиксации, и, таким образом, их чтение станет более быстрым. Принцип работы ускорителя заключается в том, что по странице с заданной скоростью движется планка, открывая строку за строкой, причем каждый раз можно видеть только одну строчку. Скорость движения планки увеличивается на каждом занятии. Фильмы содержат тексты, разбитые на абзацы. Во время демонстрации абзаца на экране луч света на мгновение высвечивает одну синтагму за другой. Таким образом, фильм развивает у обучаемого умение читать синтагмами (а не словами) и в ограниченное время.

По окончании курса обучения с помощью технических средств учащийся увеличивает свою скорость чтения на 50-100% по сравнению с начальной.

Как и сторонники использования технических средств, авторы печатных пособий стремятся ускорить чтение путем расширения поля восприятия, уменьшения количества фиксаций и их дли­тельности, сокращения регрессий (возвратных движений глаз), а также за счет свертывания внутреннего проговаривания. Вся работа, в основном, направлена на то, чтобы с помощью упражне­ний развить у учащихся способность воспринимать за одну фиксацию наибольшее количество слов (до 14 печатных знаков), что и должно привести к ускорению чтения. Экспериментальные исследования показывают, что при данной методике работы скорость чтения увеличивается на 40-50%.

Сторонники ускорения чтения за счет совершенствования приемов смысловой обработки читаемого исходят из того, что смысловое обучение лежит в основе всех компонентов чтения. Поэтому, по их мнению совершенствование навыков понимания текста влечет за собой и ускорение восприятия, что приводит к повышению скорости чтения. Основная цель, которая ставится в таких случаях – это обучение умению извлекать из текста основные положения, главную мысль. Такое обучение, судя по литературным источникам, позволяет достичь скорости в 500 и более слов в минуту.

Представители третьего направления в обучении быстрому чтению считают необходимым сочетать работу по совершенствова­нию перцептивной обработки материала с развитием приемов, ус­коряющих извлечение смысловой информации из текста. При этом, совершенствование этих компонентов процесса чтения происходит в ходе обучения либо последовательно, либо одновременно.