10.3 Конкурентная борьба
Для того, чтобы понять, что необходимо для повышения конкурентноспособности остановимся более подробно на теории рынка и конкуренции.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где “встречаются” производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, услуг которое потребители могут купить по определенной цене) и предложений производителей (предложение - это количество товара, услуг которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними, которые определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (compition). Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве инструментов в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Функции конкуренции
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, услуги, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя), т.е. продукцию производства под влиянием цены направляют в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с наименьшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции).
- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но позволяет распределять доход среди предприятий в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает принципу «вознаграждения по результатам» господствующему в конкурентной борьбе.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип “оптимальной интенсивности конкуренции” предполагает, что:
технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
– предприятия гибко адаптируются к изменяющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
качество конкуренции;
само существование конкуренции;
цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах и др.
Способы ведения конкурентной борьбы
Конкуренция в переводе с латинского языка значит “сталкиваться” и как было уже раньше отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочивания цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Добросовестная конкуренция
Основными методами являются:
- повышение качества продукции (услуги);
- снижение цен (война цен);
- реклама;
- развитие до- и послепродажного обслуживания;
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. “война цен”. Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением роков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительской стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. “формирование” качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма “SONY” осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучение запросов потребителя, его отношение к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
Но наряду с методами добросовестной конкуренции существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:
Недобросовестная конкуренция
Основными методами являются:
- экономический (промышленный шпионаж),
- подделка продукции конкурентов,
- подкуп и шпионаж,
- обман потребителей,
- махинации с деловой отчетностью,
- валютные махинации,
- скрытие дефектов и т.д.
К этому можно также добавить и научно- технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.
Патент, как стимул промышленного шпионажа
Именно промышленный шпионаж так сказать “создал” патент на изобретение. Поскольку сохранить секреты производства не удавалось, изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие ни какого отношение к изобретению люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент.
Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки и прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме того, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения.
Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления. Один из первых законов о патентах на изобретение был издан во Франции в конце 18 века, в нем говорилось, что за всяким, кто первым привезет во Францию какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался его изобретатель. Таким образом, за промышленным шпионом признаются права равные правам изобретателя.
Современный экономический шпионаж.
Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает и макроэкономический показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.
Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфидициальной информации следующими путями:
- различного рода вопросы, задаваемые специалистам конкурентам
- приглашение на работу специалистов конкурента
- ложные предложения работы специалистам из фирм-конкурентов безнамериния брать их на работу
Также могут быть реализованы следующие способы:
- тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лабораторией,
- использование профессиональных шпионов для получения информации,
- подкуп сотрудников из основных отделов конкурента.
- внедрение “ нужных” лиц в структуру фирмы-конкуренто,
- подслушивание разговоров и т.д.
- похищение чертежей, образцов, документов,
- шантаж и другие способы давления,
- получение информации от источников в государственных структурах,
- сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков.
Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, так как его нарушения карается конфексацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплаты нарушителем крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.
Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катострафические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, так как подделки кроме своей дешевизны имеют и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.
С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие - использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.
В заключении можно отметить, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствия - “победы” одних и “поражение” других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологическое нарушение и др.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II