12.2. Личность менеджера
Индивидуальные качества менеджера проявляются не сразу и не сразу оформляются как факторы успешной деятельности. Только в процессе накопления опыта работы, ошибок и успеха, осознания своих личных качеств в практической деятельности, а также в процессе образования происходит становление личности менеджера и оформление его профессиональных качеств, происходит становление личности менеджера.
Часть качеств менеджера дается ему природой, часть – в процессе управления, в специфических условиях профессиональной деятельности, и то и другое развивается в процессе образования и накопления опыта.
В совокупности различных качеств менеджера ведущую роль играют сочетание двух качеств: ВОЛИ и ИНТЕЛЛЕКТА. Это сочетание может быть следующих разновидностей:
1. Малый интеллект и малая воля, нерешительность. Вероятно, эти качества не только не соответствуют успеху в управленческой деятельности, но и вообще обуславливают ее проблематичность. Такой менеджер не может достаточно долго управлять. Его дело придет в упадок. Сам характер управленческой деятельности требует присутствия и соответствия воли и интеллекта.
2. Менеджер может быть человеком высокоинтеллектуальным, но при этом неуверенным и недостаточно волевым. У такого менеджера будут постоянно возникать проблемы с дисциплиной персонала, личной организованностью. А, следовательно, и проблемы лидерства. Безвольный менеджер, хоть и образованный, не может пользоваться авторитетом.
3. Очень часто в практике встречается менеджер, который обладает весьма сильной волей, но недостаточным интеллектом. Наиболее характерно это для авторитарного управления. Менеджер недостаточного образования и невысокого интеллекта также не пользуется авторитетом, но, как правило, это не всегда бывает достаточно заметным. Его окружают подхалимы, создающие видимую атмосферу уважения и почитания. А в действительности у персонала царит атмосфера страха и отчуждения, недоверия и невмешательства.
Такого рода менеджер управляет волюнтаристски, склонен к самодурству, что является самой отрицательной формой волюнтаризма. Но в отдельных ситуациях управление такого менеджера может иметь успех. Для этого нужен соответствующий подбор персонала. В современных условиях успех этот не будет достаточным и продолжительным, потому что современное управление построено на глубоком понимании сложных проблем развития, что немыслимо без соответствующего образования и интеллектуального потенциала менеджера.
4. Наилучшим вариантом сочетания этих двух качеств менеджера является гармония интеллекта, образования и воли. К этому следует стремиться как в работе с персоналом, так и в осознании менеджером собственного опыта деятельности, факторов успеха и лидерства.
При оценке личных качеств менеджера следует также делать различие между специальной подготовкой и уровнем образования и культуры.
Очень часто можно наблюдать признание необходимости профессионализма управления, но при этом профессионализм сводится к специализированной подготовке, которая дает навыки и умения в области управления, но не всегда позволяет достаточно глубоко увидеть и оценить проблему, предвидеть последствия различных вариантов ее решения. Необходимо, чтобы специальная подготовка сочеталась с определенным уровнем образования и культуры.
Существуют и противоположные позиции, при которых считается, что уровень образования, независимо от его характера и сочетания со специальной подготовкой, дает возможность во всех условиях управлять эффективно и успешно.
И тот, и другой подход оказывается ошибочным или, по крайней мере, нерациональным в практике управления. Образование менеджера надо строить на сочетании специальной подготовки и общего культурного образования. И здесь также возможны различные варианты и подходы.
Сочетание предполагает меру соотношения, характер связи, интеграцию в целое.
Возможны слабая специальная подготовка и низкий уровень образования и культуры. В современных условиях это малоэффективное управление.
Но высокий уровень образования без специальной подготовки также вряд ли можно назвать условием профессиональной управленческой деятельности.
Узкоспециализированная подготовка в области менеджмента является недостаточным условием профессионализма в современном менеджменте.
Только сочетание достаточно высокого уровня образования и культуры с хорошей специальной подготовкой может определять реальный успех управления. К этому и должен стремиться менеджер, это является одним из качеств, определяющих его личность и индивидуальность.
Профессионализм может проявляться как сумма или совокупность профессиональных навыков и умений, которым не всегда соответствует творческий подход к решению проблем. Творчество – это способность и стремление искать новые подходы, изобретать нетрадиционные решения. Творчество не всегда является прямым следствием образования и специальной подготовки. Оно отражает структуру личности менеджера, его интеллектуальный потенциал и мотивацию деятельности, и реальный результат его образования.
В деятельности менеджера немаловажным фактором является стресс. Сложность современных проблем, по которым менеджеру приходится принимать решения, ответственность, работа с людьми, каждый из которых является индивидуальностью, влияют на нервную нагрузку менеджера и нередко приводят к стрессовому состоянию.
Стресс испытывает каждый человек и это явление обычное. Но деятельность менеджера – это деятельность повышенной стрессовой вероятности. К тому же стресс может быть различным. Можно говорить о нормальных стрессовых ситуаций и можно видеть чрезмерный стресс, который затрудняет эффективную работу менеджера и создает дополнительные проблемы. Иногда проблемы менеджер сам себе создает, не умея бороться со стрессом и не оценивая его соответствующим образом.
Стресс это крайнее напряжение нервной системы при возникновении сложных ситуаций, требующих ответственного поведения или создающих повышенную неопределенность, связанную с риском в деятельности менеджера.
Стрессовое состояние может нарушить даже испытанные виды поведения и создавать тем самым новые проблемы, усугублять неопределенность.
Частыми причинами стресса являются перегрузка в работе, нехватка времени для выполнения своих функций и реализации полномочий, конфликтные ситуации в коллективе или во взаимоотношения менеджера с подчиненными или высшим руководством, неопределенность в ролевой позиции или организационном статусе, неинтересная и нежелательная работа, условия работы и физическое состояние, дисбаланс полномочий и ответственности, недостаточности информации для оценки ситуации и принятия управленческого решения.
Это все объекты причины, которые полностью устранить не возможно, но снизить их стрессовое влияние менеджер может и должен.
Каждый человек обладает разными способностями в борьбе со стрессовыми состояниями. Менеджеру в этом отношении должны быть присущи выдержка и способность снизить влияние стресса на результаты деятельности.
Кроме того, существует определенная технология снижения вероятности повышенных стрессовых состояний.
Всю работу надо строить на ясной и вполне определенной системе приоритетов. Ее надо продумать и выработать и пользоваться в работе неукоснительно. Эта система должна быть построена на основе анализа функций и полномочий, условий деятельности, и персонала, с которым менеджеру приходится работать.
Планирование деятельности и предвидение возникновения сложных ситуаций, готовность к ним в своих реакциях и поведении.
Регулирование отношений с высшим руководством и подчиненными по принципам возможного, избежание конфликтов, которые ведут к стрессу, разумные компромиссы.
Находите возможность и средства убеждения сотрудников в пользе той или иной работы, отношения к коллеге, к управленческому решению.
Научитесь убеждать себя в необходимости выдержки и спокойной реакции.
Таким образом:
Управление не должно и не может быть обезличенным. Личность менеджера играет решающую роль в достижении эффективности.
В выдвижении личности определенного типа существуют объективные основания – особенности и потребности современного управления, качество персонала, возможности получения образования и накопления опыта, условия естественной селекции персонала управления.
Вся совокупность личностных характеристик менеджера разделяются на две группы: характеристики природной индивидуальности и характеристики, приобретенные и развитые в процессе образования, накопления опыта, осмысления промахов и успехов.
Личность менеджера формируется на основе как его индивидуальных устремлений к развитию определенных привычек, черт и навыков, так и в результате условий, в которых ему приходится работать. В этом отношении может быть справедливым утверждение, что не только менеджер формирует коллектив, но и коллектив формирует менеджера.
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II