logo search
Курс лекций

Тема 5. Роль и значение бенчмаркинга

Особо укажем, что процесс формирования стратегических вариантов целесообразно дополнять изучением опыта успешно работающих организаций или организаций-лидеров (например, на основе применения конкурентного или функционального бенчмаркинга). Знание подобного опыта может снять множество вопросов у российских руководителей и определить приоритеты развития, направления инвестиций, разработки новых продуктов, построения системы управления. В этом случае также появляется возможность не повторять чужих ошибок и идти к адекватному построению своегобизнесагораздо быстрее, чем те, кому приходится пользоваться только собственным опытом.

Например, специалистами косметической компании «Невская косметика» анализируется опыт работы зарубежных компаний, таких как «Procter», «L’Oreal», «Unilever», «Henkel», или отечественной «Калины». Другой пример, на «Нижфарме», хотя и считают, что нельзя напрямую сравнивать свою компанию с иностранными, сразу же приводят в пример американскую и немецкую компании, с которыми сравнивают способы организации продаж. При этом, как уже было указано, не обязательно анализировать работу только успешных отраслевых аналогов, можно использовать и функциональный бенчмаркинг, рассматривая изделия, услуги, процессы работы организаций, не являющихся прямыми конкурентами(так, на «Нижфарме» ставят себе в пример деятельность компании «Coca-Cola» в России).

Обобщая практику успешных компаний, отметим, что им, как правило, присуще постоянное стремление к продуктовым, технологическим, управленческим и иныминновациям, оперативность действий, ориентация напотребителей, акцентирование внимания накачество, создание уникальной специализации, активность на мировыхрынках, эффективное делегирование полномочий, новаторское отношение кперсоналуорганизации, высокий уровеньорганизационной культурыи другое.