3.2 Стратегия дифференциации
Цель стратегии дифференциации(или ее разновидностей: дифференциации продукта, персонала, сервиса илиимиджа) - это или придание продукту-товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отличают данный товар как более качественный от предложений конкурентов; или предложение разнообразного и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг, сопутствующего продаваемым товарам; или наем и тренинг персонала, который работает с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов; или создание более выгодного имиджа фирмы, рекламной марки продуктов, т. е. бренда.
О практическом применении смотрите в материале «Бренд: определение, основные преимущества, создание. Специфика брендинга в России»
Дифференциация, как и лидерство по издержкам, защищает организацию от конкурентных сил, но совершенно иным способом. Несмотря на то что успешная дифференциация основана на более высоких издержках, она позволяет организации добиться большей рентабельностиза счет того, чторынокготов принять более высокую цену.
Отметим, что среди всех разновидностей стратегии дифференциации в современных условиях на первый план выходят стратегия нового подхода к качеству продукции (услуг) и стратегия управления знаниями или использования интеллектуального потенциала персонала фирмы. Так, новая стратегия в управлении качеством характеризуется рядом моментов:
1) обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
2) новому понятию качествадолжна отвечать соответствующая организационная структура фирмы;
3) вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетингаи послепродажного обслуживания (т. е. в процессе всегожизненного цикла изделия);
4) качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
5) повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением свойств и параметров в процессе контроля качества;
6) всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством (например, на основе внедрения международных стандартов ИСО серии 9000), направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Стратегия управления знаниями или использования интеллектуального потенциала персонала фирмы (под которым понимается вся совокупность знаний, заключенных в формальных документах, опыте, способностях и знаниях сотрудников и имеющих критическое значение для развития и непосредственной деятельности фирмы) как указывают И. И. Мазур, В. Д. Шапиро подразделяется на стратегию кодификации и стратегию персонификации.
Стратегия кодификации основывается на отработанной технологии выработки, идентификации, хранения и повторного использования знаний. Кодификацияосуществляется на основе подхода «люди-к-документам»: документы разрабатываются сотрудниками, затем отчуждаются от них, а далее повторно используются другими сотрудниками. Объекты знаний тщательно описываются и структурируются в справочно-поисковых системах. Таким образом появляется возможность организовать свою деятельность на ранее выработанных решениях, подходах, повторно используя которые можно существенно снизить стоимость своих услуг. Как правило, при успешной деятельности на основе данной стратегии значительно растет объем продаж фирмы (в среднем на 20%).
Стратегия персонификации, наоборот, делает акцент на создании сети уникальных покомпетенцииспециалистов, а не на процессы упорядочения, хранения, извлечения, и использования объектов знаний. Знание не кодифицируется, а аккумулируется и передается путем мозговых атак, диалогов или консультаций. В рыночном плане стратегия персонификации обычно комбинируется со следующей стратегией - стратегией фокусирования.
- Раздел 1. Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента
- Тема 1. Сущность стратегического менеджмента, его взаимосвязь со стратегическим маркетингом
- Cущность стратегического менеджмента
- 1.2 История возникновения стратегического менеджмента
- Этапы развития систем управления
- Бюджетирование
- Долгосрочное планирование
- Стратегическое планирование
- Стратегический менеджмент
- 1.3 Необходимость становления стратегического менеджмента в России
- 1.4 Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
- 1.5 Вклад маркетинга в стратегический менеджмент
- 1.6 Составляющие стратегического маркетинга
- Анализ внешней среды
- Тема 2. Особенности стратегического менеджмента
- 2.1 Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений
- 2.2 Эффективность стратегического менеджмента
- 2.3 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента
- 2.4 Особенности реализации стратегических решений Создание формализованной системы стратегического управления
- Проведение организационных изменений
- Проведение организационных изменений волевым решением
- Незнание сотрудниками стратегии компании
- Разработка нереалистичных планов
- Уникальность стратегии
- Роль консультантов
- 2.5 Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях
- Тема 3. Этапы стратегического менеджмента
- 3.1 Укрупненный подход к выделению этапов
- 3.2 Различные подходы к выделению этапов стратегического менеджмента
- 3.3 Обобщающий подход к определению этапов стратегического управления и их характеристика
- Тема 4. Виды стратегического управления
- 4.1 Выделение видов стратегического управления
- 4.2 Управление путем выбора стратегических позиций
- 4.3 Управление путем ранжирования стратегических задач
- 4.4 Управление «по слабым сигналам»
- Действия фирмы при слабых сигналах о возникновении проблемы
- 4.5 Управление в условиях стратегических неожиданностей
- Раздел 2. Миссия и стратегические цели
- Тема 1. Значение целевого начала в управлении
- Тема 2. Формирование видения и миссии фирмы
- 2.1 Видение фирмы
- 2.2 Понятие миссии фирмы
- 2.3 Значение миссии
- 2.4 Составляющие миссии
- 2.5 Формулировка миссии
- 2.6 Процесс создания миссии
- 2.7 Возможные трудности в разработке миссии
- Тема 3. Стратегические цели
- 3.1 Понятие цели
- 3.2 Установление целей
- Основные заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку целей организации
- 3.3 Виды целей
- 3.4 Установление долгосрочных стратегических целей
- 3.5 Совокупность целей фирмы и их приоритеты
- Значимость целей для американских компаний
- Показатели прибыльности
- Целеобразование в организациях
- 3.6 Требования к целям
- Тема 4. Определение стратегии
- 4.1 Понятие стратегии
- 4.2 Алгоритм разработки стратегии
- 4.3 Трудности и ошибки в работе над стратегией
- Тема 5. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
- 5.1 Понятие стратегических проблем и особенности их выявления
- 5.2 Специфические стратегические проблемы отраслей
- Раздел 3. Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы
- Тема 1. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента
- Тема 2. Анализ внешней среды фирмы
- 2.1 Анализ макроокружения
- Характеристика уровня инфляции и анализ его влияния на показатели работы фирмы
- 2.2 Отраслевой и конкурентный анализ
- Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
- Составляющие целей и стратегий конкурентов
- 1. Факторы, связанные с технологией:
- Характеристика поставщиков
- Характеристика потребителей (клиентов)
- Характеристика основных конкурентов
- Анализ налоговых отношений
- Тема 3. Анализ внутренней среды фирмы
- 3.1. Управленческий анализ: понятие и особенности
- 3.2 Показатели управленческого анализа
- Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий
- 3.3 Факторы внутренней среды фирмы и их оценка
- 3.4 Сильные и слабые стороны фирмы
- Анализ сильных и слабых сторон фирмы
- 3.5 Анализ организационной культуры
- Тема 4. Комплексный анализ внешней и внутренней среды. Swot-анализ
- 4.1 Цель и этапы ситуационного анализа
- 4.2 Оценка применяемой стратегии
- 4.3 Методология и методика swot-анализа
- Факторы, учитываемые в swot-анализе
- Составление профиля среды
- Профиль среды организации
- 4.4 Стратегический стоимостный анализ
- 4.5 Оценка силы конкурентной позиции фирмы
- Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
- Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов
- 4.6 Определение стратегических подходов и проблем фирмы
- 4.7 Обобщающие выводы по ситуационному анализу
- Тема 5. Стратегический управленческий анализ для нко
- Комплексная совокупность научных подходов к управлению нко
- Раздел 4. Стратегии фирм, их сущность и классификация
- Тема 1. Классификация стратегий
- 1.1 Ключевые характеристики эффективной стратегии
- 1.2 Классификационные признаки стратегий
- Тема 2. Базовые стратегии
- Тема 3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ
- Характеристики стратегий достижения конкурентных преимуществ
- 3.1 Стратегия минимизации издержек
- 3.2 Стратегия дифференциации
- 3.3 Стратегия фокусирования
- 3.4 Стратегия инноваций
- 3.5 Стратегия оперативного реагирования
- 3.6 Стратегия синергизма
- Тема 4. Стратегии поведения в конкурентной среде
- 4.1 Лидер рынка
- 4.2 Фирма, бросающая вызов рыночному окружению
- 4.3 Конкурентное поведение последователя
- 4.4 Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке
- 4.5 Стратегия конкурентного поведения фрагментарных фирм
- Тема 5. Отраслевые стратегии
- 5.1 Стратегии на стадии зарождения отрасли
- 5.2 Стратегии на стадии зрелости
- 5.3 Стратегии на этапе спада отрасли
- 5.4 Роль и значение ключевых факторов успеха различных отраслей
- Тема 6. Портфельные стратегии
- 6.1 Сущность, особенности и модели анализа портфельных стратегий
- Достоинства, недостатки и последовательность портфельного анализа
- 6.2 Матрица Бостонской консультационной группы
- 6.3 Модифицированная матрица Бостонской консультационной группы
- 6.4 Матрица портфельного анализа McKincey - General Electric
- 6.5 Матрица фирмы «Arthur d. Little»
- Предлагаемые стратегии консультационной фирмы Arthur d. Little
- 6.6 Матрица Игоря Ансоффа
- 6.7 Поле возможных стратегий д. Абеля
- 6.8 Проект pims
- Тема 7. Функциональные стратегии
- 7.1 Товарно-маркетинговая стратегия
- 7.2 Стратегия управления персоналом
- 7.3 Стратегия внешнеэкономической деятельности
- 4.7.4. Стратегия научно-технического развития и технической политики организации
- Раздел 5. Подходы к формированию стратегических альтернатив и стратегический выбор
- Тема 1. Разнообразие принципиальных позиций
- Тема 2. Понятие и типы стратегических альтернатив
- Тема 3. Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора
- Сравнительная характеристика уровней стратегических решений
- Тема 4. Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирование
- 4.1 Метод сильных и слабых сигналов
- 4.2 Экстраполяционные методы
- 4.3 Причинно-следственные методы
- 4.4 Субъективные методы
- Тема 5. Роль и значение бенчмаркинга
- Тема 6. Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив
- Тема 7. Подходы к формированию стратегических альтернатив
- 7.1 Конкурентный стратегический подход
- 7.2 Стратегический подход на основе разработки сценариев
- 7.3 Стратегический подход на основе моделирования
- 7.4 Стратегический подход на основе мозгового штурма
- 7.5 Стратегический подход «Рост рынка - конкурентная позиция фирмы»
- 7.6 Стратегический подход на основе результатов swot-анализа
- 7.7 Портфельный стратегический подход
- Факторы привлекательности Интернет-рынка для фирмы и готовности одной из бизнес-единиц к интеграции фирмы
- Матрица оценки привлекательности Интернет-рынка для фирмы
- Матрица оценки готовности одной из бизнес-единиц к интеграции
- 7.8 Амбициозный стратегический подход
- Ключевые компетенции известных зарубежных компаний
- Тема 8. Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий
- 8.1 Метод стратегических соответствий
- 8.2 Функционально-стоимостный анализ
- Анализ эффективности альтернативных гипотетических стратегий на основе функционально-стоимостного анализа
- 8.3 Технико-экономические расчеты
- Расчет экономической эффективности методом интегрального экономического эффекта
- Расчет экономической эффективности методом приведенных затрат
- Раздел 6. Стратегическое планирование
- Тема 1. Сущность стратегического планирования и его варианты
- 1.1 Место стратегического планирования в управлении
- 1.2. Понятие стратегического планирования
- Этапы развития систем управления
- Тема 2. Типология стратегического планирования
- 2.1 Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности
- 2.2 Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
- 2.3. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования
- Тема 3. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты
- Тема 4. Процесс стратегического планирования и его этапы
- Тема 5. Стратегический план и его структура
- 5.1 Оценка видов структур стратегического плана (отечественный опыт)
- Структура стратегического плана
- 5.2 Зарубежная практика стратегического планирования
- 5.3 Российская практика стратегического планирования
- 5.4 Формирования рациональной структуры стратегического плана
- 5.5 Показатели стратегического плана
- Основные показатели стратегического плана предприятия
- Раздел 7. Бизнес-план как элемент стратегического планирования
- Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
- 1.1 Особенности бизнес-плана
- 1.2 Понятие бизнес-плана
- 1.3 Схема процесса бизнес-планирования
- Тема 2. Структура бизнес-плана
- 2.1 Состав, факторы и классификация бизнес-планов
- 2.2 Структура бизнес-плана инвестиционного проекта
- 2.3 Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия
- Тема 3. Содержание бизнес-плана
- 3.1 Титульный лист
- 3.2. Резюме
- 3.3. Описание предприятия и отрасли
- Форма анализа сильных и слабых сторон предприятия
- Форма характеристики рынка отрасли
- Форма оценки рынков сбыта
- 3.4 Описание предлагаемой продукции
- Оценка конкурентоспособности продукции
- 3.5 План маркетинга
- Расходы на рекламу в средствах массовой информации
- Общая сумма расходов на рекламу
- Средства массовой информации в рекламной деятельности
- 3.6 Производственный план
- Программа производства продукции
- План потребности в персонале и заработной плате
- Сводный план по труду и заработной плате
- 3.8 Инвестиционный план
- Определение потребности в оборудовании по годам
- Стоимость оборудования
- Инвестиционные издержки
- Стоимость основных фондов
- Риски подготовительной и строительной стадий инвестиционного проекта
- Риски эксплуатационной стадии инвестиционного проекта
- 3.11 Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Раздел 8. Реализация стратегии и контроль
- Тема 1. Процесс реализации стратегии
- 1.1 Составляющие процесса реализации стратегии
- 1.2 Отличия реализации стратегии от реализации долгосрочного плана
- 1.3. Функции управления и факторы реализации стратегии
- 1.4. Необходимые условия реализации стратегии
- Тема 2. Стратегические изменения в организации
- 2.1 Особенности управления стратегическими изменениями
- 2.2 Изменения в системе управления
- 2.3 Изменения в организационной структуре
- 2.4 Модификации организационных структур управления
- 2.5 Изменения в организационной культуре и стиле управления
- Подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений
- Тема 3. Выполнение основных функций управления реализацией стратегии
- 3.1 Планирование реализации стратегии
- 3.2 Организация стратегического управления
- 3.3 Мотивация персонала организации на осуществление стратегии
- 3.4 Стратегический контроль
- Типы контрольных систем и их содержание
- Типы структур управления и контроля для основных функций деятельности организации
- Использование систем контроля при различных стратегиях
- Стадии жизненного цикла сзх и типы контроля
- Корпоративная стратегия и типы контроля
- 3.5 Стратегический контроллинг
- Характеристики стратегического и тактического контроллинга
- 3.6 Оценка реализации и корректировка стратегии