Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли, включают:
изменения в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушаютбалансмежду отраслями поставляющими и покупающими, входом и выходом);
изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм, например создания служб сервиса и т. д.). Инновациив продуктах;
технологические изменения;
маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация);
вход или выход главных фирм в отрасли;
увеличение глобализациив отрасли;
изменения в стоимости и эффективности;
переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных;
влияние законодательных изменений;
изменение социальной, демографической обстановки и стиля жизни;
снижение неопределенности и рискав бизнесе.
Анализ конкурентных сил, действующих на фирму. Этот анализ делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.
М. Портерпредложил для этого модель пяти сил и аргументировал тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличиватьценыиприбыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу2.
Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила Портера) создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль). Имеется три основных источника таких барьеров:
1) лояльность к торговой маркепокупателей (входящие компании должны перекрыть это значительными инвестициями);
2) абсолютное преимущество по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают существующим компаниям существенные преимущества, которые трудно достичь новым компаниям);
3) экономия на масштабе (это преимущество ассоциируется с большими компаниями). Она связана со снижением издержек при массовом производстве стандартизированной продукции, скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снижением удельных расходов на рекламу и т. д. Все это создает значительные трудности для компаний, начинающих производство.
Второй конкурентной силой, по Портеру, является соперничество существующих в отрасли компаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов: структуру отраслевой конкуренции, условия спроса, высоту барьеров выхода в отрасли.
Структура отраслевой конкуренции зависит от степени консолидации в отрасли (фрагментарная ли она, имеются условия олигополииилимонополии). Фрагментарная отрасль представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, так как вход в такие отрасли сравнительно легок.
В консолидированных отраслях компании, как правило, большие и независимые. Таким образом, конкурентные действия одной компании прямо воздействуют на рыночную долю конкурентов, вызывая их ответные действия и раскручивая спиральконкуренции. Возможности таких компаний вести ценовую войну представляют главную конкурентную угрозу.
Рост спросав отрасли ведет к умеренной конкуренции при обеспечении больших возможностей дляэкспансии. Барьеры выхода являются серьезной опасностью, когда спрос в отрасли падает. Барьеры выхода являются экономическими и эмоциональными факторами, которые удерживают компанию, даже если доходы малы. В результате появляются излишние производственные мощности, что ведет к интенсификации ценовой конкуренции, так как компании сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности.
Обычно барьеры выхода включают следующие обстоятельства:
оборудование не имеет альтернатив его использования, и, если компания оставит отрасль, его надо списывать;
высокая фиксированная стоимость выхода из-за выплат увольняемым рабочим;
эмоциональное тяготение к отрасли;
стратегические взаимоотношения между стратегическими зонами хозяйствования(СЗХ);
экономическая зависимость от отрасли, например, если компания не диверсифицирована, она вынуждена остаться в отрасли.
Силы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли. Быстрый рост отрасли ослабляет конкурентные силы. Угроза конкуренции, особенно ценовой, возрастает в период замедления роста. В стадии зрелости угрозы конкуренции спадают и имеется возможность ограничить ценовую конкуренцию за счет согласия ценовых лидеров. Поэтому в этой стадии наблюдается относительно высокая прибыльность и важна неценовая конкуренция. Ситуация меняется в стадии спада. Конкуренция особенно растет, если высоки барьеры выхода, прибыль падает и существенна опасность ценовой войны.
Третьей конкурентной силой является возможность покупателей «торговаться». Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях:
когда они делают закупки в больших количествах;
когда отрасль состоит из большого числа малых предприятий, а покупателей мало или они крупные;
когда отрасль зависит от покупателей в большей части своей деятельности;
когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен;
когда покупатели используют угрозу вертикальной интеграции.
Слабые покупатели допускают рост цен, а сильные оказывают давление и выбирают лучшие по цене, качеству и сервису товары.
Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а следовательно, и прибыль. Альтернативно слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в случаях:
когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании;
компании отрасли не важны для снабжающих фирм;
поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;
поставщики используют угрозу вертикальной интеграции вперед;
покупающие компании не способны использовать угрозу своей вертикальной интеграции назад.
Пятой конкурентной силой является угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Однако если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.
Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний. Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих в отрасли, используются процедуры графической стратегической группировки.
Компании в одной стратегической группе могут объединяться по разным признакам: широте диапазона продуктов, методам использования каналов товародвижения, идентичным технологическим подходам, степени вертикальной интеграции, характеру сервиса и технологического обслуживания, предназначению аналогичных продуктов для аналогичных покупателей, качеству продуктов, ценообразованию. Отрасль может содержать одну стратегическую группу с идентичными стратегическими подходами к рынку. Другим пределом является наличие в отрасли многих стратегических групп.
Процедура конструирования карты стратегической группировки и отнесения фирм к той или иной стратегической группе состоит в следующем:
1. Идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли (цены, качество, география деятельности, степень вертикальной интеграции, диапазон продуктов и т. д.).
2. Положение фирм наносится на двухкоординатный график (по парам выбранных характеристик).
3. Отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область.
4. Отличается доля каждой группы в полном объеме продаж отрасли.
При построении карт стратегической группировки надо соблюдать следующие правила:
основные переменные по осям координат не должны коррелироватьмежду собой;
эти переменные должны отражать существенные отличия конкурентов;
эти переменные должны носить дискретный характер;
площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли;
если существенных переменных больше двух, целесообразно построить несколько карт.
Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах - ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники - в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегиии предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты - лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.
Идентификация стратегий конкурентов проводится с помощью табл. 3.3. Обобщение сведений о целях и стратегии конкурентов с помощью этой таблицы и карт стратегической группировки обычно достаточно для оценки серьезности конкурентных угроз в конкретной конкурентной позиции.
Таблица 3.3
- Раздел 1. Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента
- Тема 1. Сущность стратегического менеджмента, его взаимосвязь со стратегическим маркетингом
- Cущность стратегического менеджмента
- 1.2 История возникновения стратегического менеджмента
- Этапы развития систем управления
- Бюджетирование
- Долгосрочное планирование
- Стратегическое планирование
- Стратегический менеджмент
- 1.3 Необходимость становления стратегического менеджмента в России
- 1.4 Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
- 1.5 Вклад маркетинга в стратегический менеджмент
- 1.6 Составляющие стратегического маркетинга
- Анализ внешней среды
- Тема 2. Особенности стратегического менеджмента
- 2.1 Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений
- 2.2 Эффективность стратегического менеджмента
- 2.3 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента
- 2.4 Особенности реализации стратегических решений Создание формализованной системы стратегического управления
- Проведение организационных изменений
- Проведение организационных изменений волевым решением
- Незнание сотрудниками стратегии компании
- Разработка нереалистичных планов
- Уникальность стратегии
- Роль консультантов
- 2.5 Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях
- Тема 3. Этапы стратегического менеджмента
- 3.1 Укрупненный подход к выделению этапов
- 3.2 Различные подходы к выделению этапов стратегического менеджмента
- 3.3 Обобщающий подход к определению этапов стратегического управления и их характеристика
- Тема 4. Виды стратегического управления
- 4.1 Выделение видов стратегического управления
- 4.2 Управление путем выбора стратегических позиций
- 4.3 Управление путем ранжирования стратегических задач
- 4.4 Управление «по слабым сигналам»
- Действия фирмы при слабых сигналах о возникновении проблемы
- 4.5 Управление в условиях стратегических неожиданностей
- Раздел 2. Миссия и стратегические цели
- Тема 1. Значение целевого начала в управлении
- Тема 2. Формирование видения и миссии фирмы
- 2.1 Видение фирмы
- 2.2 Понятие миссии фирмы
- 2.3 Значение миссии
- 2.4 Составляющие миссии
- 2.5 Формулировка миссии
- 2.6 Процесс создания миссии
- 2.7 Возможные трудности в разработке миссии
- Тема 3. Стратегические цели
- 3.1 Понятие цели
- 3.2 Установление целей
- Основные заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку целей организации
- 3.3 Виды целей
- 3.4 Установление долгосрочных стратегических целей
- 3.5 Совокупность целей фирмы и их приоритеты
- Значимость целей для американских компаний
- Показатели прибыльности
- Целеобразование в организациях
- 3.6 Требования к целям
- Тема 4. Определение стратегии
- 4.1 Понятие стратегии
- 4.2 Алгоритм разработки стратегии
- 4.3 Трудности и ошибки в работе над стратегией
- Тема 5. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
- 5.1 Понятие стратегических проблем и особенности их выявления
- 5.2 Специфические стратегические проблемы отраслей
- Раздел 3. Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы
- Тема 1. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента
- Тема 2. Анализ внешней среды фирмы
- 2.1 Анализ макроокружения
- Характеристика уровня инфляции и анализ его влияния на показатели работы фирмы
- 2.2 Отраслевой и конкурентный анализ
- Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
- Составляющие целей и стратегий конкурентов
- 1. Факторы, связанные с технологией:
- Характеристика поставщиков
- Характеристика потребителей (клиентов)
- Характеристика основных конкурентов
- Анализ налоговых отношений
- Тема 3. Анализ внутренней среды фирмы
- 3.1. Управленческий анализ: понятие и особенности
- 3.2 Показатели управленческого анализа
- Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий
- 3.3 Факторы внутренней среды фирмы и их оценка
- 3.4 Сильные и слабые стороны фирмы
- Анализ сильных и слабых сторон фирмы
- 3.5 Анализ организационной культуры
- Тема 4. Комплексный анализ внешней и внутренней среды. Swot-анализ
- 4.1 Цель и этапы ситуационного анализа
- 4.2 Оценка применяемой стратегии
- 4.3 Методология и методика swot-анализа
- Факторы, учитываемые в swot-анализе
- Составление профиля среды
- Профиль среды организации
- 4.4 Стратегический стоимостный анализ
- 4.5 Оценка силы конкурентной позиции фирмы
- Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
- Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов
- 4.6 Определение стратегических подходов и проблем фирмы
- 4.7 Обобщающие выводы по ситуационному анализу
- Тема 5. Стратегический управленческий анализ для нко
- Комплексная совокупность научных подходов к управлению нко
- Раздел 4. Стратегии фирм, их сущность и классификация
- Тема 1. Классификация стратегий
- 1.1 Ключевые характеристики эффективной стратегии
- 1.2 Классификационные признаки стратегий
- Тема 2. Базовые стратегии
- Тема 3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ
- Характеристики стратегий достижения конкурентных преимуществ
- 3.1 Стратегия минимизации издержек
- 3.2 Стратегия дифференциации
- 3.3 Стратегия фокусирования
- 3.4 Стратегия инноваций
- 3.5 Стратегия оперативного реагирования
- 3.6 Стратегия синергизма
- Тема 4. Стратегии поведения в конкурентной среде
- 4.1 Лидер рынка
- 4.2 Фирма, бросающая вызов рыночному окружению
- 4.3 Конкурентное поведение последователя
- 4.4 Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке
- 4.5 Стратегия конкурентного поведения фрагментарных фирм
- Тема 5. Отраслевые стратегии
- 5.1 Стратегии на стадии зарождения отрасли
- 5.2 Стратегии на стадии зрелости
- 5.3 Стратегии на этапе спада отрасли
- 5.4 Роль и значение ключевых факторов успеха различных отраслей
- Тема 6. Портфельные стратегии
- 6.1 Сущность, особенности и модели анализа портфельных стратегий
- Достоинства, недостатки и последовательность портфельного анализа
- 6.2 Матрица Бостонской консультационной группы
- 6.3 Модифицированная матрица Бостонской консультационной группы
- 6.4 Матрица портфельного анализа McKincey - General Electric
- 6.5 Матрица фирмы «Arthur d. Little»
- Предлагаемые стратегии консультационной фирмы Arthur d. Little
- 6.6 Матрица Игоря Ансоффа
- 6.7 Поле возможных стратегий д. Абеля
- 6.8 Проект pims
- Тема 7. Функциональные стратегии
- 7.1 Товарно-маркетинговая стратегия
- 7.2 Стратегия управления персоналом
- 7.3 Стратегия внешнеэкономической деятельности
- 4.7.4. Стратегия научно-технического развития и технической политики организации
- Раздел 5. Подходы к формированию стратегических альтернатив и стратегический выбор
- Тема 1. Разнообразие принципиальных позиций
- Тема 2. Понятие и типы стратегических альтернатив
- Тема 3. Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора
- Сравнительная характеристика уровней стратегических решений
- Тема 4. Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирование
- 4.1 Метод сильных и слабых сигналов
- 4.2 Экстраполяционные методы
- 4.3 Причинно-следственные методы
- 4.4 Субъективные методы
- Тема 5. Роль и значение бенчмаркинга
- Тема 6. Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив
- Тема 7. Подходы к формированию стратегических альтернатив
- 7.1 Конкурентный стратегический подход
- 7.2 Стратегический подход на основе разработки сценариев
- 7.3 Стратегический подход на основе моделирования
- 7.4 Стратегический подход на основе мозгового штурма
- 7.5 Стратегический подход «Рост рынка - конкурентная позиция фирмы»
- 7.6 Стратегический подход на основе результатов swot-анализа
- 7.7 Портфельный стратегический подход
- Факторы привлекательности Интернет-рынка для фирмы и готовности одной из бизнес-единиц к интеграции фирмы
- Матрица оценки привлекательности Интернет-рынка для фирмы
- Матрица оценки готовности одной из бизнес-единиц к интеграции
- 7.8 Амбициозный стратегический подход
- Ключевые компетенции известных зарубежных компаний
- Тема 8. Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий
- 8.1 Метод стратегических соответствий
- 8.2 Функционально-стоимостный анализ
- Анализ эффективности альтернативных гипотетических стратегий на основе функционально-стоимостного анализа
- 8.3 Технико-экономические расчеты
- Расчет экономической эффективности методом интегрального экономического эффекта
- Расчет экономической эффективности методом приведенных затрат
- Раздел 6. Стратегическое планирование
- Тема 1. Сущность стратегического планирования и его варианты
- 1.1 Место стратегического планирования в управлении
- 1.2. Понятие стратегического планирования
- Этапы развития систем управления
- Тема 2. Типология стратегического планирования
- 2.1 Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности
- 2.2 Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
- 2.3. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования
- Тема 3. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты
- Тема 4. Процесс стратегического планирования и его этапы
- Тема 5. Стратегический план и его структура
- 5.1 Оценка видов структур стратегического плана (отечественный опыт)
- Структура стратегического плана
- 5.2 Зарубежная практика стратегического планирования
- 5.3 Российская практика стратегического планирования
- 5.4 Формирования рациональной структуры стратегического плана
- 5.5 Показатели стратегического плана
- Основные показатели стратегического плана предприятия
- Раздел 7. Бизнес-план как элемент стратегического планирования
- Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
- 1.1 Особенности бизнес-плана
- 1.2 Понятие бизнес-плана
- 1.3 Схема процесса бизнес-планирования
- Тема 2. Структура бизнес-плана
- 2.1 Состав, факторы и классификация бизнес-планов
- 2.2 Структура бизнес-плана инвестиционного проекта
- 2.3 Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия
- Тема 3. Содержание бизнес-плана
- 3.1 Титульный лист
- 3.2. Резюме
- 3.3. Описание предприятия и отрасли
- Форма анализа сильных и слабых сторон предприятия
- Форма характеристики рынка отрасли
- Форма оценки рынков сбыта
- 3.4 Описание предлагаемой продукции
- Оценка конкурентоспособности продукции
- 3.5 План маркетинга
- Расходы на рекламу в средствах массовой информации
- Общая сумма расходов на рекламу
- Средства массовой информации в рекламной деятельности
- 3.6 Производственный план
- Программа производства продукции
- План потребности в персонале и заработной плате
- Сводный план по труду и заработной плате
- 3.8 Инвестиционный план
- Определение потребности в оборудовании по годам
- Стоимость оборудования
- Инвестиционные издержки
- Стоимость основных фондов
- Риски подготовительной и строительной стадий инвестиционного проекта
- Риски эксплуатационной стадии инвестиционного проекта
- 3.11 Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Раздел 8. Реализация стратегии и контроль
- Тема 1. Процесс реализации стратегии
- 1.1 Составляющие процесса реализации стратегии
- 1.2 Отличия реализации стратегии от реализации долгосрочного плана
- 1.3. Функции управления и факторы реализации стратегии
- 1.4. Необходимые условия реализации стратегии
- Тема 2. Стратегические изменения в организации
- 2.1 Особенности управления стратегическими изменениями
- 2.2 Изменения в системе управления
- 2.3 Изменения в организационной структуре
- 2.4 Модификации организационных структур управления
- 2.5 Изменения в организационной культуре и стиле управления
- Подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений
- Тема 3. Выполнение основных функций управления реализацией стратегии
- 3.1 Планирование реализации стратегии
- 3.2 Организация стратегического управления
- 3.3 Мотивация персонала организации на осуществление стратегии
- 3.4 Стратегический контроль
- Типы контрольных систем и их содержание
- Типы структур управления и контроля для основных функций деятельности организации
- Использование систем контроля при различных стратегиях
- Стадии жизненного цикла сзх и типы контроля
- Корпоративная стратегия и типы контроля
- 3.5 Стратегический контроллинг
- Характеристики стратегического и тактического контроллинга
- 3.6 Оценка реализации и корректировка стратегии