logo
Курс лекций

Основные показатели стратегического плана предприятия

Практическая реализация описанного выше методического подхода на практике показала, что он не является бесспорным и не может претендовать на роль образца, которого в системе стратегических планов, по нашему мнению, быть практически не может. Рекомендуется использование приведенного краткого изложения методики разработки стратегического плана как определенной отправной точки, информации к размышлению и критическому осмыслению как в практической деятельности менеджеров, так и на занятиях со студентами.

Выводы

1. Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления и его центральным звеном в относительно стабильных условиях внешней среды.

2. Стратегическое планирование - это процесс выработки и конкретизации стратегииорганизации в форместратегического плана. Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельностипредприятия(на весь период реализации стратегии). Главная задача стратегического планирования - обеспечение гибкости инововведенийв деятельность организации, необходимых для достижения ее целей в изменяющейся среде.

3. Типология стратегического планирования включает классификацию по степени неопределенности, временной ориентации процесса планирования, горизонту планирования.

4. Стратегическое планирование, являясь важным элементом стратегического менеджмента, выступает как отдельная целостная система. Оно имеет свои характерные черты (особенности, недостатки, отличия от тактическогобизнес-планирования).

5. Процесс стратегического планирования - это непрерывный, адаптивный и творческий процесс, учитывающий изменения внешней и внутренней среды предприятия. Процесс стратегического планирования включает в себя следующие этапы:

1) определение миссиипредприятия;

2) формирование целейи задач функционирования предприятия;

3) анализ и оценку внешней среды;

4) анализ и оценку внутренних ресурсов предприятия;

5) анализ видов стратегии;

6) формирование стратегии предприятия;

7) оценку стратегии;

8) выбор стратегии;

9) планирование по функциям (технико-экономическое, финансовое, инновационное, инвестиционное и др.);

10) составление стратегического плана с основными показателями;

11) корректировкуплана.

6. Стратегическое планирование - это программа укрупненных действий для достижения поставленных целей. Рациональной структурой стратегического плана можно считать следующую:

1) миссия и стратегические цели предприятия;

2) описание продукции;

3) стратегический анализ;

4) базовая стратегия;

5) стратегический план маркетинга;

6) стратегический план производства;

7) стратегический план материального обеспечения производства;

8) стратегический организационный план;

9) стратегический финансовый план;

10) стратегический инновационный план;

11) стратегический инвестиционный план;

12) стратегический социальный план;

13) стратегический экологический план;

14) основные показатели стратегического плана;

15) оценка рисков;

16) приложения.

7. Стратегический план оформляется в виде единого документа с соответствующими основными показателями. Структура и содержание плана могут быть достаточно произвольными, так как на данный момент не существует общепризнанных рекомендаций. Встречаются примеры стратегического плана в виде концепции, в виде стратегического плана маркетинга, в виде разработки стратегии фирмыи т. д.

8. В российской практике уровень стратегического планирования существенно ниже, чем на Западе, в силу ряда причин: отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, слабая корпоративная культура компании, низкая прогнозируемость и предсказуемость развития экономики, отсутствие фактического материала. Однако число примеров внедрения элементов стратегического планирования в деятельности российских фирм множится.

9. Показатели стратегического плана должны максимально охватывать спектр деятельности предприятия и структуру стратегического плана, но в то же время отражать только основные моменты хозяйствования субъекта. Рекомендуемые группы показателей:

1) производство;

2) маркетинг;

3) трудовые ресурсы;

4) финансовые ресурсы;

5) инвестиционная деятельность;

6) инновационная деятельность;

7) материальные ресурсы;

8) экономическая эффективность.