3.3 Мотивация персонала организации на осуществление стратегии
Реализация стратегических изменений- это очень сложная, тонкая, а иногда даже деликатная деятельность. Как уже не раз отмечалось, персонал - это основной капитал и главная ценность современной организации. Поэтому необходимо прежде всего достаточно подробно проинформировать о новой стратегии и соответствующих изменениях весь персонал организации.
Значение мотивации персонала довольно ярко характеризует следующее высказывание директора корпорации «Ксерокс» П. Алаира: «Если вы говорите об изменениях, но ничего не меняете в системе вознаграждения, то никаких изменений не происходит».
Наряду с подсистемой материального вознаграждения на эффективную реализацию стратегических изменений должны быть нацелены и разные другие подсистемы поощрения, а также вся система мотивацииперсонала организации в целом. Как указывает в своей книгеС. А. Попов, если хочешь осуществить стратегию реально, замотивируй персонал капитально! Другими словами, достаточная мотивация всего персонала организации на осуществление именно данной стратегии - это существенное, абсолютно необходимое условие ее успешной реализации.
Разнообразие подходов к мотивации и поощрению работников достаточно велико. Это может быть предоставление возможности персоналу почувствовать себя частью чего-то значительного или получать большую личную удовлетворенность от результатов работы. Призывая работников творчески подходить к выполнению своих обязанностей, не останавливаться на достигнутом, улучшать итоги деятельности, необходимо использовать весь арсенал побудительных мотивов к труду. Предоставление дополнительных наград или призов, всеобщее признание, конструктивная критика, большая (или меньшая) ответственность, увеличение (или сокращение) контроля за работой и предоставление права самостоятельных решений, предложение лучших условий труда или назначение в более привлекательные регионы, большая безопасность работы, дополнительные выплаты за работу всего коллектива и обещания ощутимого материального поощрения (увеличение заработной платы, премии, участие вприбыляхорганизации и другие виды стимулирования) - все это далеко не полный перечень механизмов мотивации персонала. Но политика и техника мотивации и поощрения должна использоваться творчески и быть тесно увязана с факторами и целями, необходимыми для успешного выполнения стратегии.
Одним из самых значимых моментов при выполнении стратегии является разработка техники мотивации, которая вырабатывает у персонала всеобъемлющее чувство ответственности и успеха в выполнении работы. Хорошими мотивирующими факторами являются:
понимание меры ответственности за выполняемую работу, за собственное будущее и будущее организации;
участие в разработке стратегических решений и путей их наилучшего выполнения;
предоставление интересной и приносящей внутреннее удовлетворение работы.
Ф. Герцберг сказал: «Если вы хотите, чтобы люди были мотивированы к хорошей работе, дайте им такую работу». В этом случае они будут объединять индивидуальные усилия в командные или групповые, искать другие возможности, обеспечивающие проведение новых идей и создание благоприятного климата. Они будут заниматься разработкой обеспечивающих выполнение стратегии видов мотиваций и их эффективным применением. Рассмотрим некоторые примеры.
О практическом применении смотрите в материале «Применение в организации стимулирующих факторов, влияющих на человека»
Можно использовать поощрения и наказания, связанные с сильным психологическим давлением, порождающим чувство беспокойства и опасности, однако при этом нужно учитывать, что результат может оказаться прямо противоположным. Для обеспечения здоровой рабочей обстановки необходимо, чтобы положительное давление перевешивало отрицательное.
Хорошо функционирующая организация должна иметь в своем штате амбициозных сотрудников, которые получают удовольствие от возможности преуспеть, любят принимать вызов, добиваться лучших результатов в среде, ориентированной на совершенствование, и полагают, что определенная конкуренцияи давление полезны для удовлетворения ихпотребностейв признании.
Необходимы разумные стимулы и возможности служебного роста, в противном случае лишь часть сотрудников будет радеть о выполнении стратегического плана компании. Позитивное воздействие на служащего действует эффективнее, чем негативное.
Форма поощрения и наказания зависит от сложности реализации стратегического плана. Чтобы обеспечить энергичную приверженность сотрудников на весь период достижения стратегических целей, менеджеры должны обладать большой изобретательностью для разработки и использования системы поощрений, на основе знания активных потребностей работников.
При определении задач работнику важнее указать на желаемый результат, а не на его обязанности и сферу приложения усилий.
Первым шагом в создании системы материального поощрения, поддерживающей стратегию, является увязка занимаемой должности с достигнутыми результатами, а не с обязанностями и функциями, вытекающими из должностной инструкции. Акцентирование внимания работника на том, что нужно достигнуть, а не на том, как нужно работать, увеличивает шансы в достижении согласованных целей. Каждый студент знает, что, если преподаватель обучает, это еще не значит, что студенты учатся. Обучение и изучение - это две совершенно разные вещи: первое означает процесс, второе - его результат. Без намеченных целей, отдельные сотрудники и рабочие группы могут быть настолько поглощены выполнением своих непосредственных должностных обязанностей, что рискуют упустить из виду поставленные перед организацией задачи. Если детали стратегического плана тщательно разработаны и доводятся до сведения всех работников от корпоративного уровня вниз по цепочке до уровня отдела, идеей достижения поставленных целей проникается вся организация в целом, каждая функциональная ячейка, каждый департамент и отдел.
Показатели реализации стратегии и достижения стратегических целей. Обычно для оценки выполнения намеченных целей необходимо использовать целый ряд показателей на каждом организационном уровне.
На уровне корпорациии хозяйственных подразделений характерными показателями являются те, что связаны с понятием рентабельности (валовая прибыль, прибыль на вложенныйкапитал,рентабельностьактивови продаж, операционная прибыль и т. д.), объем продаж и темпы роста,доля рынка,качествопродукции, степень удовлетворения запросов покупателей, показатели, определяющие рыночную позицию компании и ееконкурентоспособность, а также то, что определяет будущее развитие организации.
На производственном уровне исполнение стратегии прослеживается в изменении валовых издержекданной производственной единицы, росте производительности труда, уровне производства и отгрузки товара, контроле за качеством, количестве и продолжительности пауз в рабочее время, связанных с недовольством служащих или поломкой оборудования, и во многом другом.
В области маркетингаважными являются показатели издержек обращения, увеличения продаж в количественном и стоимостном выражении, доли каждой группы потребителей в объеме продаж, роста доли организации нарынке, успешности внедрения новых товаров, количества и частоты жалоб потребителей, величины портфеля заказов и эффективностирекламной деятельности.
В то время как большинство показателей являются количественными, существует ряд субъективных качественных оценок исполнения стратегии, к ним относятся трудовые отношения, моральный дух работников, удовлетворенность потребителя, влияние рекламы и позиция организации на рынке по качеству товара и обслуживания, а также технологические возможности организации в сравнении с конкурентами.
Принцип стратегического менеджмента. Главным показателем работы служащего и подразделения является достижение ими поставленных целей.
Осуществление вознаграждений.Основным фактором, который фиксирует внимание работника на достижении стратегических целей организации, является материальная заинтересованность, т. е. поощрение преуспевших и отсутствие такового для тех, кто не выполнил поставленных задач. Для менеджера основным показателем хорошо выполненной работы является достижение разработанных в плане целей. Давление на персонал для достижения целей никогда не должно ослабевать. Здесь превалирует принцип «извинения не принимаются». Но давление должно сочетаться с достаточным вознаграждением.
А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикланд указывают на некоторые важные моменты для разработки системы поощрений и вознаграждений5:
1. Выплаты за выполнение плана должны составлять значительную часть общих выплат работнику - вознаграждения в размере 20% и более (общих выплат) считаются достаточно большими для возникновения у работника личной заинтересованности.
2. Система поощрений должна распространяться на всех управляющих и работников, а не ограничиваться высшим управленческим аппаратом (зачем все работники и менеджеры будут работать на износ, если плодами этой работы будут пользоваться лишь несколько высших сотрудников организации).
3. Система поощрений должна быть строго структурирована и тщательно проанализирована. Если выработанные нормы вознаграждения окажутся завышенными или если вклад каждого сотрудника будет плохо определен, то неудовольствие и неудовлетворенность системой могут перекрыть все возможные выгоды от ее использования.
4. Вознаграждение должно быть связано с достижением только тех целей, которые определены в стратегическом плане. Если оценки основываются на факторах, не указанных в стратегическом плане, это означает, что либо стратегический план не полон (из-за того, что важные цели в него не попали), либо цели менеджеров расходятся с целями, разработанными в стратегическом плане.
5. Оценка достижения работником поставленных целей должна проводиться на основе конкретных результатов его деятельности. Роль поощрений заключается в создании индивидуальной заинтересованности работника и подчинении его действий идее повышения прибыли. Эта роль ослабевает, если критерии оценки достижений отдельного работника лежат вне сферы его деятельности.
Поощрение за достигнутые результаты. Создание соответствия между стратегией и структурой системы поощрения достигается соглашением на выполнение стратегически важных задач, в котором определяется ответственность и установлены сроки их решения, а оплата работы производится после выполнения контракта. Исходя из планируемой стратегии ключом к выполнению стратегических задач являются организация системы поощрений, поддержка индивидуальных усилий и выдача денежных вознаграждений. Каждой организации, управляющему, бригаде, рабочей группе и каждому служащему в отдельности необходимо четко определить для себя цели для достижения прогресса в стратегическом плане и нести ответственность за их достижение.
О практическом применении смотрите в материале «Компания «Bane One». Опыт стимулирования ответственности служащих перед клиентами»
Чтобы предотвратить подрыв и игнорирование принципов оплаты после выполнения работы, организации должны быть предельно честными в сопоставлении действительного исполнения и намеченных планов. Работники на всех уровнях организации должны нести ответственность за выполнение порученной работы, которая является частью стратегического плана организации, и они должны знать о своем вознаграждении, зависящем от реализации ими своих стратегических задач.
Поощрения стимулируют работника делать самому все необходимое для достижения выраженных в стратегическом плане задач.
- Раздел 1. Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента
- Тема 1. Сущность стратегического менеджмента, его взаимосвязь со стратегическим маркетингом
- Cущность стратегического менеджмента
- 1.2 История возникновения стратегического менеджмента
- Этапы развития систем управления
- Бюджетирование
- Долгосрочное планирование
- Стратегическое планирование
- Стратегический менеджмент
- 1.3 Необходимость становления стратегического менеджмента в России
- 1.4 Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
- 1.5 Вклад маркетинга в стратегический менеджмент
- 1.6 Составляющие стратегического маркетинга
- Анализ внешней среды
- Тема 2. Особенности стратегического менеджмента
- 2.1 Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений
- 2.2 Эффективность стратегического менеджмента
- 2.3 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента
- 2.4 Особенности реализации стратегических решений Создание формализованной системы стратегического управления
- Проведение организационных изменений
- Проведение организационных изменений волевым решением
- Незнание сотрудниками стратегии компании
- Разработка нереалистичных планов
- Уникальность стратегии
- Роль консультантов
- 2.5 Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях
- Тема 3. Этапы стратегического менеджмента
- 3.1 Укрупненный подход к выделению этапов
- 3.2 Различные подходы к выделению этапов стратегического менеджмента
- 3.3 Обобщающий подход к определению этапов стратегического управления и их характеристика
- Тема 4. Виды стратегического управления
- 4.1 Выделение видов стратегического управления
- 4.2 Управление путем выбора стратегических позиций
- 4.3 Управление путем ранжирования стратегических задач
- 4.4 Управление «по слабым сигналам»
- Действия фирмы при слабых сигналах о возникновении проблемы
- 4.5 Управление в условиях стратегических неожиданностей
- Раздел 2. Миссия и стратегические цели
- Тема 1. Значение целевого начала в управлении
- Тема 2. Формирование видения и миссии фирмы
- 2.1 Видение фирмы
- 2.2 Понятие миссии фирмы
- 2.3 Значение миссии
- 2.4 Составляющие миссии
- 2.5 Формулировка миссии
- 2.6 Процесс создания миссии
- 2.7 Возможные трудности в разработке миссии
- Тема 3. Стратегические цели
- 3.1 Понятие цели
- 3.2 Установление целей
- Основные заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку целей организации
- 3.3 Виды целей
- 3.4 Установление долгосрочных стратегических целей
- 3.5 Совокупность целей фирмы и их приоритеты
- Значимость целей для американских компаний
- Показатели прибыльности
- Целеобразование в организациях
- 3.6 Требования к целям
- Тема 4. Определение стратегии
- 4.1 Понятие стратегии
- 4.2 Алгоритм разработки стратегии
- 4.3 Трудности и ошибки в работе над стратегией
- Тема 5. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
- 5.1 Понятие стратегических проблем и особенности их выявления
- 5.2 Специфические стратегические проблемы отраслей
- Раздел 3. Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы
- Тема 1. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента
- Тема 2. Анализ внешней среды фирмы
- 2.1 Анализ макроокружения
- Характеристика уровня инфляции и анализ его влияния на показатели работы фирмы
- 2.2 Отраслевой и конкурентный анализ
- Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
- Составляющие целей и стратегий конкурентов
- 1. Факторы, связанные с технологией:
- Характеристика поставщиков
- Характеристика потребителей (клиентов)
- Характеристика основных конкурентов
- Анализ налоговых отношений
- Тема 3. Анализ внутренней среды фирмы
- 3.1. Управленческий анализ: понятие и особенности
- 3.2 Показатели управленческого анализа
- Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий
- 3.3 Факторы внутренней среды фирмы и их оценка
- 3.4 Сильные и слабые стороны фирмы
- Анализ сильных и слабых сторон фирмы
- 3.5 Анализ организационной культуры
- Тема 4. Комплексный анализ внешней и внутренней среды. Swot-анализ
- 4.1 Цель и этапы ситуационного анализа
- 4.2 Оценка применяемой стратегии
- 4.3 Методология и методика swot-анализа
- Факторы, учитываемые в swot-анализе
- Составление профиля среды
- Профиль среды организации
- 4.4 Стратегический стоимостный анализ
- 4.5 Оценка силы конкурентной позиции фирмы
- Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
- Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов
- 4.6 Определение стратегических подходов и проблем фирмы
- 4.7 Обобщающие выводы по ситуационному анализу
- Тема 5. Стратегический управленческий анализ для нко
- Комплексная совокупность научных подходов к управлению нко
- Раздел 4. Стратегии фирм, их сущность и классификация
- Тема 1. Классификация стратегий
- 1.1 Ключевые характеристики эффективной стратегии
- 1.2 Классификационные признаки стратегий
- Тема 2. Базовые стратегии
- Тема 3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ
- Характеристики стратегий достижения конкурентных преимуществ
- 3.1 Стратегия минимизации издержек
- 3.2 Стратегия дифференциации
- 3.3 Стратегия фокусирования
- 3.4 Стратегия инноваций
- 3.5 Стратегия оперативного реагирования
- 3.6 Стратегия синергизма
- Тема 4. Стратегии поведения в конкурентной среде
- 4.1 Лидер рынка
- 4.2 Фирма, бросающая вызов рыночному окружению
- 4.3 Конкурентное поведение последователя
- 4.4 Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке
- 4.5 Стратегия конкурентного поведения фрагментарных фирм
- Тема 5. Отраслевые стратегии
- 5.1 Стратегии на стадии зарождения отрасли
- 5.2 Стратегии на стадии зрелости
- 5.3 Стратегии на этапе спада отрасли
- 5.4 Роль и значение ключевых факторов успеха различных отраслей
- Тема 6. Портфельные стратегии
- 6.1 Сущность, особенности и модели анализа портфельных стратегий
- Достоинства, недостатки и последовательность портфельного анализа
- 6.2 Матрица Бостонской консультационной группы
- 6.3 Модифицированная матрица Бостонской консультационной группы
- 6.4 Матрица портфельного анализа McKincey - General Electric
- 6.5 Матрица фирмы «Arthur d. Little»
- Предлагаемые стратегии консультационной фирмы Arthur d. Little
- 6.6 Матрица Игоря Ансоффа
- 6.7 Поле возможных стратегий д. Абеля
- 6.8 Проект pims
- Тема 7. Функциональные стратегии
- 7.1 Товарно-маркетинговая стратегия
- 7.2 Стратегия управления персоналом
- 7.3 Стратегия внешнеэкономической деятельности
- 4.7.4. Стратегия научно-технического развития и технической политики организации
- Раздел 5. Подходы к формированию стратегических альтернатив и стратегический выбор
- Тема 1. Разнообразие принципиальных позиций
- Тема 2. Понятие и типы стратегических альтернатив
- Тема 3. Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора
- Сравнительная характеристика уровней стратегических решений
- Тема 4. Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирование
- 4.1 Метод сильных и слабых сигналов
- 4.2 Экстраполяционные методы
- 4.3 Причинно-следственные методы
- 4.4 Субъективные методы
- Тема 5. Роль и значение бенчмаркинга
- Тема 6. Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив
- Тема 7. Подходы к формированию стратегических альтернатив
- 7.1 Конкурентный стратегический подход
- 7.2 Стратегический подход на основе разработки сценариев
- 7.3 Стратегический подход на основе моделирования
- 7.4 Стратегический подход на основе мозгового штурма
- 7.5 Стратегический подход «Рост рынка - конкурентная позиция фирмы»
- 7.6 Стратегический подход на основе результатов swot-анализа
- 7.7 Портфельный стратегический подход
- Факторы привлекательности Интернет-рынка для фирмы и готовности одной из бизнес-единиц к интеграции фирмы
- Матрица оценки привлекательности Интернет-рынка для фирмы
- Матрица оценки готовности одной из бизнес-единиц к интеграции
- 7.8 Амбициозный стратегический подход
- Ключевые компетенции известных зарубежных компаний
- Тема 8. Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий
- 8.1 Метод стратегических соответствий
- 8.2 Функционально-стоимостный анализ
- Анализ эффективности альтернативных гипотетических стратегий на основе функционально-стоимостного анализа
- 8.3 Технико-экономические расчеты
- Расчет экономической эффективности методом интегрального экономического эффекта
- Расчет экономической эффективности методом приведенных затрат
- Раздел 6. Стратегическое планирование
- Тема 1. Сущность стратегического планирования и его варианты
- 1.1 Место стратегического планирования в управлении
- 1.2. Понятие стратегического планирования
- Этапы развития систем управления
- Тема 2. Типология стратегического планирования
- 2.1 Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности
- 2.2 Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
- 2.3. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования
- Тема 3. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты
- Тема 4. Процесс стратегического планирования и его этапы
- Тема 5. Стратегический план и его структура
- 5.1 Оценка видов структур стратегического плана (отечественный опыт)
- Структура стратегического плана
- 5.2 Зарубежная практика стратегического планирования
- 5.3 Российская практика стратегического планирования
- 5.4 Формирования рациональной структуры стратегического плана
- 5.5 Показатели стратегического плана
- Основные показатели стратегического плана предприятия
- Раздел 7. Бизнес-план как элемент стратегического планирования
- Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
- 1.1 Особенности бизнес-плана
- 1.2 Понятие бизнес-плана
- 1.3 Схема процесса бизнес-планирования
- Тема 2. Структура бизнес-плана
- 2.1 Состав, факторы и классификация бизнес-планов
- 2.2 Структура бизнес-плана инвестиционного проекта
- 2.3 Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия
- Тема 3. Содержание бизнес-плана
- 3.1 Титульный лист
- 3.2. Резюме
- 3.3. Описание предприятия и отрасли
- Форма анализа сильных и слабых сторон предприятия
- Форма характеристики рынка отрасли
- Форма оценки рынков сбыта
- 3.4 Описание предлагаемой продукции
- Оценка конкурентоспособности продукции
- 3.5 План маркетинга
- Расходы на рекламу в средствах массовой информации
- Общая сумма расходов на рекламу
- Средства массовой информации в рекламной деятельности
- 3.6 Производственный план
- Программа производства продукции
- План потребности в персонале и заработной плате
- Сводный план по труду и заработной плате
- 3.8 Инвестиционный план
- Определение потребности в оборудовании по годам
- Стоимость оборудования
- Инвестиционные издержки
- Стоимость основных фондов
- Риски подготовительной и строительной стадий инвестиционного проекта
- Риски эксплуатационной стадии инвестиционного проекта
- 3.11 Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Раздел 8. Реализация стратегии и контроль
- Тема 1. Процесс реализации стратегии
- 1.1 Составляющие процесса реализации стратегии
- 1.2 Отличия реализации стратегии от реализации долгосрочного плана
- 1.3. Функции управления и факторы реализации стратегии
- 1.4. Необходимые условия реализации стратегии
- Тема 2. Стратегические изменения в организации
- 2.1 Особенности управления стратегическими изменениями
- 2.2 Изменения в системе управления
- 2.3 Изменения в организационной структуре
- 2.4 Модификации организационных структур управления
- 2.5 Изменения в организационной культуре и стиле управления
- Подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений
- Тема 3. Выполнение основных функций управления реализацией стратегии
- 3.1 Планирование реализации стратегии
- 3.2 Организация стратегического управления
- 3.3 Мотивация персонала организации на осуществление стратегии
- 3.4 Стратегический контроль
- Типы контрольных систем и их содержание
- Типы структур управления и контроля для основных функций деятельности организации
- Использование систем контроля при различных стратегиях
- Стадии жизненного цикла сзх и типы контроля
- Корпоративная стратегия и типы контроля
- 3.5 Стратегический контроллинг
- Характеристики стратегического и тактического контроллинга
- 3.6 Оценка реализации и корректировка стратегии