2.2 Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
В зависимости от временной ориентации планирования Акоффвыделяет четыре типа планирования:
1) реактивное (возврат к прошлому) базируется на анализе предшествующего опыта и опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции;
2) инактивное планирование считает ненужным как использование прошлого опыта, так и стремление к движению вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию организации;
3) преактивное планирование ориентировано на будущие изменения. В своем стремлении к лучшему оно опирается на все достижения науки и техники, широко применяет эксперимент и прогнозирование, но мало использует накопленный опыт. Преактивное планирование, основанное напрогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода;
4) интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Представляется целесообразным использовать только суть интерактивного планирования, а не его идеальную форму и моделировать будущую деятельность предприятия, адаптируя его отношения к реалиям меняющейся рыночной среды, что и учитывает стратегическое планирование.
Реактивное планирование(возврат к прошлому). Основной метод - это генетический подход, т. е. всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать - и проблема исчезнет.
Экономическая организация воспринимается сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Управляться она должна сверху вниз при помощи личного авторитета высшего руководителя и его отцовского (патерналистского) отношения к подчиненным.
Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется снизу вверх. Первоначально выясняются нужды нижних подразделений, которые оформляются в планы этих подразделений. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует и редактирует их и передает на следующий уровень и т. д., до окончательного выбора и подготовки сводного проекта. Вторично общий план более низкими подразделениями не корректируется.
Недостатки реактивного планирования заключаются в следующем:
1) оно рассматривается не как система, а как простая единица совокупности элементов, вследствие этого оказывается потерянным положительный эффект взаимодействия отдельных частей целого (например, отдела маркетингаи отдела производства), называемый синэргетизмом;
2) планирование проводится без достаточного учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений; не соблюдается принцип гибкости;
3) реактивное планирование - это функция в основном только высшего руководства (не соблюдается принцип участия). Для участия в планировании приглашаются, как правило, люди, обладающие опытом, т. е. старшее поколение, в определенной мере игнорируются возможности молодых сотрудников;
4) поскольку запросы нижних уровней организации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторону снижения, руководители нижестоящих подразделений стремятся завысить уровень своих запросов и тем самым увеличивают непроизводительные затраты дефицитных экономических ресурсов, способствуют их неэффективному накоплению. Реактивное планирование снижает общуюэффективностьхозяйственной деятельностиэкономической организации.
Нужно отметить, что у реактивного планирования есть и положительные черты:
1) постоянное обращение к истории, к прошлому опыту, из которого можно многое почерпнуть;
2) сильное ощущение преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений;
3) сохранение традиций, создающее чувство безопасности у работников предприятия.
Инактивное планирование (инертность).Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие, по крайней мере, как приемлемые. Удовлетворение настоящим - отличительная черта инактивизма. Характерным для него является также представление о том, что равновесие в положении экономической организации достигается естественным путем, автоматически, а значит, главным принципом планирования должно быть правило: планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей. Руководители-инактивисты, таким образом, не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации и работают не «прикладывая рук».
Предотвращение изменений и сохранение своего стиля становится основной целью использующих инактивное планирование организаций. При принятии решений господствуют бюрократизми волокита. Принятие решений осуществляется в рамках различных, бесконечно заседающих комиссий. Считается основным злом и строго карается нелояльность к организации и еецелям. Предыстория проблемы плановиков не интересует.
В планировании большую часть времени занимают собирание фактов и их первичная обработка. Аналитические отделы бывают чрезвычайно раздуты. Наиболее ценными работниками признаются не те, кто обладает наибольшим опытом и знаниями, а те, кто умеет схватить суть происходящего, имеет многочисленные связи.
Недостатками инактивного планирования являются следующие.
1. Неспособность приспосабливаться к изменениям. Хорошо идет работа только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из предприятий, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств, но и бюджетные организации выживают только в том случае, если материальное состояние общества велико и оно может обеспечитьбюджетнеобходимымифинансовыми ресурсами. В российской экономике бюджетные организации, применяющие инактивное планирование, обречены на вымирание.
2. Слабое использование творческого потенциала сотрудников организации, ограничение их служебной самостоятельности.
Положительной стороной инактивного планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности. Постепенные и осмотрительные действия обычно не приводят к катастрофическим последствиям и по крайней мере «смерть» организаций в данном случае никогда не бывает внезапной.
Современная российская действительность дает массу примеров организаций, которые в той или иной мере сочетают в себе планирование с оглядкой на прошлое и планирование по принципу «минимум изменений». В большей степени это относится к государственным или приватизированным предприятиям, еще недавно бывшим государственными. Вновь создаваемый в России частный бизнесобычно менее тяготеет к реактивизму и инактивизму и предпочитает другие типы планирования.
Преактивное планирование (упреждение). В противовес инактивистам, преактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и оседлать их «первую волну», для того чтобы достичь своих целей; причем эти цели обычно связывают не только и не столько с увеличением прибыльности, сколько с выживанием и ростом организации.
Преактивное планирование ориентируется не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений. Из нескольких вариантов развития преактивисты выбирают тот, который представляется оптимальным с экономической точки зрения.
Преактивисты положительно относятся к технике и к научным, в том числе экономико-математическим, методам планирования.
Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.
Недостатки преактивного планирования:
слабое использование накопленного опыта;
недостаточное внимание к повседневным нуждам организации;
чрезмерное увлечение футурологией и новыми методами исследований, когда к каждому методу относятся как к панацее.
Основным достоинством преактивного метода является адекватная оценка преактивистами внешней среды и стремление учесть факторы внешней средыв процессе планирования.
Интерактивное планированиеобладает двумя основными чертами:
1) основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников организации;
2) предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель интерактивного планирования - проектирование будущего.
С интерактивным планированием связаны две основные проблемы.
1) интерактивное планирование - это, скорее, идеальное построение, чем практическая модель менеджмента. Даже в странах с длительным опытом рыночного хозяйствования наиболее распространенной формой планирования вплоть до последних двух десятилетий был инактивизм, который в нынешних условиях медленно уступает место планированию, ориентированному на будущие изменения и их учет;
2) связана с тем, что даже с теоретической точки зрения экономическая организация, взятая отдельно, не может полностью контролировать свое будущее. Самое большое, на что она способна, - эффективно приспособиться к нему. Следовательно, способом отношения организации к своему будущему является не проектирование его, а адаптация, приспособление. Но даже этот тип, как было отмечено, медленно находит свое признание в среде бизнеса, хотя применение этого способа подстегивается многочисленными внешними факторами.
- Раздел 1. Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента
- Тема 1. Сущность стратегического менеджмента, его взаимосвязь со стратегическим маркетингом
- Cущность стратегического менеджмента
- 1.2 История возникновения стратегического менеджмента
- Этапы развития систем управления
- Бюджетирование
- Долгосрочное планирование
- Стратегическое планирование
- Стратегический менеджмент
- 1.3 Необходимость становления стратегического менеджмента в России
- 1.4 Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
- 1.5 Вклад маркетинга в стратегический менеджмент
- 1.6 Составляющие стратегического маркетинга
- Анализ внешней среды
- Тема 2. Особенности стратегического менеджмента
- 2.1 Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений
- 2.2 Эффективность стратегического менеджмента
- 2.3 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента
- 2.4 Особенности реализации стратегических решений Создание формализованной системы стратегического управления
- Проведение организационных изменений
- Проведение организационных изменений волевым решением
- Незнание сотрудниками стратегии компании
- Разработка нереалистичных планов
- Уникальность стратегии
- Роль консультантов
- 2.5 Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях
- Тема 3. Этапы стратегического менеджмента
- 3.1 Укрупненный подход к выделению этапов
- 3.2 Различные подходы к выделению этапов стратегического менеджмента
- 3.3 Обобщающий подход к определению этапов стратегического управления и их характеристика
- Тема 4. Виды стратегического управления
- 4.1 Выделение видов стратегического управления
- 4.2 Управление путем выбора стратегических позиций
- 4.3 Управление путем ранжирования стратегических задач
- 4.4 Управление «по слабым сигналам»
- Действия фирмы при слабых сигналах о возникновении проблемы
- 4.5 Управление в условиях стратегических неожиданностей
- Раздел 2. Миссия и стратегические цели
- Тема 1. Значение целевого начала в управлении
- Тема 2. Формирование видения и миссии фирмы
- 2.1 Видение фирмы
- 2.2 Понятие миссии фирмы
- 2.3 Значение миссии
- 2.4 Составляющие миссии
- 2.5 Формулировка миссии
- 2.6 Процесс создания миссии
- 2.7 Возможные трудности в разработке миссии
- Тема 3. Стратегические цели
- 3.1 Понятие цели
- 3.2 Установление целей
- Основные заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку целей организации
- 3.3 Виды целей
- 3.4 Установление долгосрочных стратегических целей
- 3.5 Совокупность целей фирмы и их приоритеты
- Значимость целей для американских компаний
- Показатели прибыльности
- Целеобразование в организациях
- 3.6 Требования к целям
- Тема 4. Определение стратегии
- 4.1 Понятие стратегии
- 4.2 Алгоритм разработки стратегии
- 4.3 Трудности и ошибки в работе над стратегией
- Тема 5. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
- 5.1 Понятие стратегических проблем и особенности их выявления
- 5.2 Специфические стратегические проблемы отраслей
- Раздел 3. Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы
- Тема 1. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента
- Тема 2. Анализ внешней среды фирмы
- 2.1 Анализ макроокружения
- Характеристика уровня инфляции и анализ его влияния на показатели работы фирмы
- 2.2 Отраслевой и конкурентный анализ
- Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
- Составляющие целей и стратегий конкурентов
- 1. Факторы, связанные с технологией:
- Характеристика поставщиков
- Характеристика потребителей (клиентов)
- Характеристика основных конкурентов
- Анализ налоговых отношений
- Тема 3. Анализ внутренней среды фирмы
- 3.1. Управленческий анализ: понятие и особенности
- 3.2 Показатели управленческого анализа
- Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий
- 3.3 Факторы внутренней среды фирмы и их оценка
- 3.4 Сильные и слабые стороны фирмы
- Анализ сильных и слабых сторон фирмы
- 3.5 Анализ организационной культуры
- Тема 4. Комплексный анализ внешней и внутренней среды. Swot-анализ
- 4.1 Цель и этапы ситуационного анализа
- 4.2 Оценка применяемой стратегии
- 4.3 Методология и методика swot-анализа
- Факторы, учитываемые в swot-анализе
- Составление профиля среды
- Профиль среды организации
- 4.4 Стратегический стоимостный анализ
- 4.5 Оценка силы конкурентной позиции фирмы
- Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
- Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов
- 4.6 Определение стратегических подходов и проблем фирмы
- 4.7 Обобщающие выводы по ситуационному анализу
- Тема 5. Стратегический управленческий анализ для нко
- Комплексная совокупность научных подходов к управлению нко
- Раздел 4. Стратегии фирм, их сущность и классификация
- Тема 1. Классификация стратегий
- 1.1 Ключевые характеристики эффективной стратегии
- 1.2 Классификационные признаки стратегий
- Тема 2. Базовые стратегии
- Тема 3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ
- Характеристики стратегий достижения конкурентных преимуществ
- 3.1 Стратегия минимизации издержек
- 3.2 Стратегия дифференциации
- 3.3 Стратегия фокусирования
- 3.4 Стратегия инноваций
- 3.5 Стратегия оперативного реагирования
- 3.6 Стратегия синергизма
- Тема 4. Стратегии поведения в конкурентной среде
- 4.1 Лидер рынка
- 4.2 Фирма, бросающая вызов рыночному окружению
- 4.3 Конкурентное поведение последователя
- 4.4 Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке
- 4.5 Стратегия конкурентного поведения фрагментарных фирм
- Тема 5. Отраслевые стратегии
- 5.1 Стратегии на стадии зарождения отрасли
- 5.2 Стратегии на стадии зрелости
- 5.3 Стратегии на этапе спада отрасли
- 5.4 Роль и значение ключевых факторов успеха различных отраслей
- Тема 6. Портфельные стратегии
- 6.1 Сущность, особенности и модели анализа портфельных стратегий
- Достоинства, недостатки и последовательность портфельного анализа
- 6.2 Матрица Бостонской консультационной группы
- 6.3 Модифицированная матрица Бостонской консультационной группы
- 6.4 Матрица портфельного анализа McKincey - General Electric
- 6.5 Матрица фирмы «Arthur d. Little»
- Предлагаемые стратегии консультационной фирмы Arthur d. Little
- 6.6 Матрица Игоря Ансоффа
- 6.7 Поле возможных стратегий д. Абеля
- 6.8 Проект pims
- Тема 7. Функциональные стратегии
- 7.1 Товарно-маркетинговая стратегия
- 7.2 Стратегия управления персоналом
- 7.3 Стратегия внешнеэкономической деятельности
- 4.7.4. Стратегия научно-технического развития и технической политики организации
- Раздел 5. Подходы к формированию стратегических альтернатив и стратегический выбор
- Тема 1. Разнообразие принципиальных позиций
- Тема 2. Понятие и типы стратегических альтернатив
- Тема 3. Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора
- Сравнительная характеристика уровней стратегических решений
- Тема 4. Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирование
- 4.1 Метод сильных и слабых сигналов
- 4.2 Экстраполяционные методы
- 4.3 Причинно-следственные методы
- 4.4 Субъективные методы
- Тема 5. Роль и значение бенчмаркинга
- Тема 6. Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив
- Тема 7. Подходы к формированию стратегических альтернатив
- 7.1 Конкурентный стратегический подход
- 7.2 Стратегический подход на основе разработки сценариев
- 7.3 Стратегический подход на основе моделирования
- 7.4 Стратегический подход на основе мозгового штурма
- 7.5 Стратегический подход «Рост рынка - конкурентная позиция фирмы»
- 7.6 Стратегический подход на основе результатов swot-анализа
- 7.7 Портфельный стратегический подход
- Факторы привлекательности Интернет-рынка для фирмы и готовности одной из бизнес-единиц к интеграции фирмы
- Матрица оценки привлекательности Интернет-рынка для фирмы
- Матрица оценки готовности одной из бизнес-единиц к интеграции
- 7.8 Амбициозный стратегический подход
- Ключевые компетенции известных зарубежных компаний
- Тема 8. Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий
- 8.1 Метод стратегических соответствий
- 8.2 Функционально-стоимостный анализ
- Анализ эффективности альтернативных гипотетических стратегий на основе функционально-стоимостного анализа
- 8.3 Технико-экономические расчеты
- Расчет экономической эффективности методом интегрального экономического эффекта
- Расчет экономической эффективности методом приведенных затрат
- Раздел 6. Стратегическое планирование
- Тема 1. Сущность стратегического планирования и его варианты
- 1.1 Место стратегического планирования в управлении
- 1.2. Понятие стратегического планирования
- Этапы развития систем управления
- Тема 2. Типология стратегического планирования
- 2.1 Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности
- 2.2 Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
- 2.3. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования
- Тема 3. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты
- Тема 4. Процесс стратегического планирования и его этапы
- Тема 5. Стратегический план и его структура
- 5.1 Оценка видов структур стратегического плана (отечественный опыт)
- Структура стратегического плана
- 5.2 Зарубежная практика стратегического планирования
- 5.3 Российская практика стратегического планирования
- 5.4 Формирования рациональной структуры стратегического плана
- 5.5 Показатели стратегического плана
- Основные показатели стратегического плана предприятия
- Раздел 7. Бизнес-план как элемент стратегического планирования
- Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
- 1.1 Особенности бизнес-плана
- 1.2 Понятие бизнес-плана
- 1.3 Схема процесса бизнес-планирования
- Тема 2. Структура бизнес-плана
- 2.1 Состав, факторы и классификация бизнес-планов
- 2.2 Структура бизнес-плана инвестиционного проекта
- 2.3 Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия
- Тема 3. Содержание бизнес-плана
- 3.1 Титульный лист
- 3.2. Резюме
- 3.3. Описание предприятия и отрасли
- Форма анализа сильных и слабых сторон предприятия
- Форма характеристики рынка отрасли
- Форма оценки рынков сбыта
- 3.4 Описание предлагаемой продукции
- Оценка конкурентоспособности продукции
- 3.5 План маркетинга
- Расходы на рекламу в средствах массовой информации
- Общая сумма расходов на рекламу
- Средства массовой информации в рекламной деятельности
- 3.6 Производственный план
- Программа производства продукции
- План потребности в персонале и заработной плате
- Сводный план по труду и заработной плате
- 3.8 Инвестиционный план
- Определение потребности в оборудовании по годам
- Стоимость оборудования
- Инвестиционные издержки
- Стоимость основных фондов
- Риски подготовительной и строительной стадий инвестиционного проекта
- Риски эксплуатационной стадии инвестиционного проекта
- 3.11 Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Раздел 8. Реализация стратегии и контроль
- Тема 1. Процесс реализации стратегии
- 1.1 Составляющие процесса реализации стратегии
- 1.2 Отличия реализации стратегии от реализации долгосрочного плана
- 1.3. Функции управления и факторы реализации стратегии
- 1.4. Необходимые условия реализации стратегии
- Тема 2. Стратегические изменения в организации
- 2.1 Особенности управления стратегическими изменениями
- 2.2 Изменения в системе управления
- 2.3 Изменения в организационной структуре
- 2.4 Модификации организационных структур управления
- 2.5 Изменения в организационной культуре и стиле управления
- Подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений
- Тема 3. Выполнение основных функций управления реализацией стратегии
- 3.1 Планирование реализации стратегии
- 3.2 Организация стратегического управления
- 3.3 Мотивация персонала организации на осуществление стратегии
- 3.4 Стратегический контроль
- Типы контрольных систем и их содержание
- Типы структур управления и контроля для основных функций деятельности организации
- Использование систем контроля при различных стратегиях
- Стадии жизненного цикла сзх и типы контроля
- Корпоративная стратегия и типы контроля
- 3.5 Стратегический контроллинг
- Характеристики стратегического и тактического контроллинга
- 3.6 Оценка реализации и корректировка стратегии