logo search
Тазиев Инновационный менедмент в обр

3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования

Основным мотивом инициирования инновационных процес­сов в ОУ является получение дополнительных кон­курентных преимуществ, к которым относятся:

1. Преимущества стратегического характера: а) создание благоприятной деловой репутации в глазах потре­бителей, потенциальных партнеров, инвесторов; б) рост качества образования за счет модернизации и обновления образовательных возможностей (мощностей); в) обеспечение развития ОУ за счет расширения рынков сбыта (не только рынка Об/Ус) и диверсификации деятельности.

2. Увеличение рентабельности ОУ вследствие: а) временной монополизации рынка Об/Ус и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок; б) повышения качества образования и конкурентоспособности образовательной системы; в) увеличения доли участия на рынке Об/Ус.

3. Снижение издержек образовательной и хозяйственной деятельности бла­годаря: а) реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; б) экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет вне­дрения сберегающих технологий.

4. Специальные выгоды и льготы: а) информационная и правовая поддержка со стороны государ­ства и частных структур; б) льготы; в) денежное вознаграждение (рейтинговые надбавки к зарплате, премии и др).

Другим мотивом инициирования инновационных процес­сов являются экономические интересы ОУ.

Инновационная деятельность зависит от экономических ус­ловий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом:

с одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характе­ризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее раз­вития; при этом снижение спроса на новую про­дукцию уменьшает инновационную активность организации;

с другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуа­цию на рынке.

Цена новации определяется ее коммерциализуемостью, которая зависит от степени разработанности, а также прак­тической и коммерческой значимости, возможностью продать новшество и оказать платные дополнительные образовательные и иные услуги населению.

Постановлением Правительства РФ № 505 от 5.07.2001 «Об утверждении правил оказания платных услуг» были введены в сферу образовательных отношений термины «потребитель образовательной услуги» и «исполнитель образовательной услуги». Дальнейшее развитие указанного документа привело к появлению третьего участника - «заказчика образовательной услуги».