9.7. Примеры решения задач
Пример 9. Определение рейтинга.
При проведении рейтинга портов оказалось, что три порта имеют одинаковые результаты по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности: выполнены обязательства по договорам и контрактам на перевозку и перегрузку грузов.
По другим показателям, учитываемым при подведении итогов рейтинга, результаты работы портов следующие (табл. 29).
Каждый из трех коллективов претендует на первое место.
Таблица 29
№ п/п | Наименование показателей | Единицы измерен. | Предприятия | ||
А | Б | В | |||
1.
2.
3.
4.
5.
6. | Средняя валовая норма обработки транзитного тоннажа
Производительность труда в основной эксплуататционной деятельности
Затраты на 1 рубль доходов от основной эксплуатационной деятельности
Ввод в действие жилой площади
Задание по реализации платных услуг населению
Экономический эффект от внедрения новой техники | %
%
%
%
%
млн. руб. | 101
0,1
102
15
10
1,5 | 102
0,2
105
10
12
1,0 | 100,5
0,15
103
7
7
0,5 |
Проблемная ситуация s0. Необходимо определить рейтинг портов.
Время для принятия решения Т. Необходимо подготовить решение к заседанию совета директоров АО (пароходства) в течение одних суток.
Ресурсы для принятия решения R. Логическое мышление, опыт и интуиция группового ЛПР – рабочей комиссии судоходной компании по подведению итогов конкурса в составе председателя и семи членов комиссии, данные о результатах работы портов за отчетный период.
Множество целей Ц, которые поставлены перед участниками конкурса включает:
Ц1 – обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;
Ц2 – повышение экономической эффективности работы порта;
Ц3 – повышение качества перегрузочных работ;
Ц4 – экономия материальных ресурсов;
Ц5 – ускорение внедрения научно-технических достижений;
Ц6 – улучшение социальных условий портовых рабочих.
Множество решений (порты, которые надо упорядочить по итогам конкурса) включает:
V1 – порт А;
V2 – порт В;
V3 – порт С.
Групповой ЛПР ранжирует решения по каждой цели, т.е. присуждает места предприятиям в зависимости от итогов достижения этой цели каждым из портов – участников конкурса, групповой ЛПР определяет также (субъективно по количественной шкале) веса целей, стоящих перед участниками конкурса. Расположение мест, занятых предприятиями в условиях достижения каждой цели, дано в табл. 30.
Для построения обобщенного упорядочения решений по всем целям (с учетом их весов) используется принцип простого большинства голосов, реализуемый методом медианы. Обобщенное упорядочение решений по медиане следующее:
V2 > V1 > V3.
Таблица 30
Решения | Ц1 | Ц2 | Ц3 | Ц4 | Ц5 | Ц6 |
V1 V2 V3 Вес цели | 2 1 3 0,30 | 3 1 2 0,15 | 3 1 2 0,20 | 1 2 3 0,25 | 2 3 1 0,1 | 1 2 3 0,1 |
Следовательно, первенство в рейтинге предпочтительно отдать коллективу предприятия В, второе место – коллективу предприятия А, третье – коллективу предприятия С.
Пример 10. Освоение капитального ремонта двигателей танкерного флота.
Проблемная ситуация s0. Перед судоходной компанией поставлена задача: освоить капитальный ремонт двигателей танкерного флота. Необходимо решить, на каком из трех заводов (А, В, С) надо приступить к выполнению поставленной задачи. Исходные данные приведены в табличной форме (табл. 31).
Время для принятия решения Т определено министерством и составляет три месяца.
Ресурсы для принятия решения R. Логическое мышление, опыт и интуиция ЛПР (руководителя пароходства), подкрепленные технико-экономическими расчетами.
Миожество целей Ц включает:
Ц1 – минимизировать затраты на освоение заводом ремонта двигателя;
Ц2 – минимизировать сроки оборачиваемости двигателя от заказчика до завода и обратно;
Ц3 – обеспечить наименьшие сроки ремонта двигателя при минимальных затратах на его освоение;
Ц4 – увеличить объем производства на заводе на 10%;
Ц5 – удовлетворить потребности судоходной компании в отремонтированных двигателях данного типа.
Множество ограничений Г включает:
Г1 – завод обязан освоить ремонт двигателя не более, чем за три года;
Таблица 31
Показатели
Завод | Затраты на освоение ремонта, млн.руб. | Расстояние от завода до основного заказчика, км |
«А» «В» «С» | 2,5 2,0 3,0 | 1200 2400 1000 |
Г2 – ремонт должен быть только на одном заводе.
Множество альтернативных вариантов решений V включает:
V1 – освоить ремонт на заводе «А»,
V2 – на заводе «В».
V3 – на заводе «С».
Все решения являются допустимыми.
Измерение предпочтений ЛПР на множестве решения в условиях достижения каждой цели проведено в порядковой шкале (табл. 32). ЛПР определил также относительные веса важности целей.
Далее дается распечатка результатов расчета. В эту распечатку входит: матрица парных сравнений и обобщенная ранжировка (медиана). Приведем распечатку обобщений ранжировки для данной задачи (табл. 33).
Выбор решения.
В результате получена обобщенная по методу медианы ранжировка решений: V2 > V1 V3 (см. распечатку). ЛПР принимает решение (осваивать ремонт двигателя на заводе В), так как это решение предпочтительнее остальных.
Таблица 32
Решение | Ц1 | Ц2 | Ц3 | Ц4 | Ц5 |
V1 V2 V3 Вес цели | 2 1 3 0,25 | 2 3 1 0,15 | 1 1 1 0,3 | 2 1 3 0,1 | 1 1 1 0,2 |
Таблица 33
Решение | Относительный коэффициент важности | Ранг |
V1 V2 V3 | 0,250061 0,499862 0,250061 | 2 1 2 |
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II