4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
Различают 2 вида инновационного менеджмента в образовании: стратегический и функциональный.
Стратегический инновационный менеджмент предполагает разработку стратегии приоритетов развития учреждения и роста, экспансию на рынки Об/Ус, анализ внешней среды и рынка Об/Ус, стратегические решения по целям миссии и развития ОУ, обеспечение ему динамического роста и конкурентоспособности, выполнение миссии ОУ и развитие.
Стратегический менеджмент (стратегическое управление) распространяется на долгосрочные цели и действия ОУ. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента организации.
Стратегический менеджмент предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).
Стратегическое управление в организации выражается в следующих пяти функциях: 1) планирование стратегии; 2) организация выполнения стратегических планов; 3) координация действий по реализации стратегических задач; 4) мотивация на достижение стратегических результатов; 5) контроль за процессом выполнения стратегии.
Функциональный (оперативный или тактический) инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента.
Функциональный или оперативный инновационный менеджмент в образовании нацелен на прогнозирование создания новых систем воспитания и обучения, новых технологий и др., повышение качества учебно-воспитательного процесса и личности выпускника учебного заведения, анализ поведения конкурентов, анализ емкости рынка Об/Ус, характера и количества педагогических инноваций, анализ факторов эффективности инновационной деятельности, оперативные решения по разработке, внедрению и освоению новшеств; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса и его обновление, контроль исполнительской дисциплины и качества исполнения.
Оперативное управление инновационной деятельностью анализирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития ОУ. Оно сосредоточено на формировании образовательных, научных, маркетинговых, а также различных обеспечивающих подсистем учреждения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование инвестиционного, продуктового тематического и проектного портфеля ОУ, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персоналом.
Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практикующемся в бизнесе, представлены на рис. 4.
А в целом, управление инновационной деятельностью ОУ состоит из:
Рис. 4. Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией
а) постановки стратегических и тактических целей,
б) разработки системы стратегий,
в) анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,
г) анализа инфраструктуры,
д) анализа возможностей учреждения,
е) диагноза реально сложившейся ситуации,
ё) прогноза будущего состояния ОУ,
ж) поиска источников капитала,
з) поиска патентов, лицензий, ноу-хау,
и) формирования инновационного и инвестиционного портфелей,
й) стратегического и оперативного планирования,
к) оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим применением,
л) совершенствования организационных структур,
м) управления технико-технологическим развитием учреждения,
н) управления персоналом,
о) управления и контроля за финансами,
п) анализа и оценки проектов нововведений, выбора инновационного проекта, оценки эффективности инноваций, процедуры принятия управленческих решений, изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и повеления конкурентов, поиска ниши на рынке,
р) разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга, исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта, позиционирования нововведения на рынке, формирования инновационной стратегии учреждения на рынке образовательных и других услуг, устранения, диверсификации и управления рисками.
Исследование реактивности организации на изменения среды привело к выявлению различных типов реакций организаций и повлекло за собой значительные изменения в системе управления.
Главными типами реакций на изменение среды считаются: а) производственная (образовательная), основанная на поддержании прежнего уровня; б) конкурентная, нацеленная на расширение и укрепление позиций на рынке; в) предпринимательская, направленная на максимальное приспособление к изменениям с целью увеличения дохода; г) инновационная, ориентированная на системное обновление.
Типы реакций ОУ демонстрируют тесную связь как с механизмом управления организацией, так и с мероприятиями стратегического и оперативного менеджмента.
Взаимосвязь реакций организации со стратегией и тактикой менеджмента показывает важность учета фактора реактивности.
При таком подходе стратегический менеджмент разрабатывает систему стратегий, направленных на приспособление к внешней среде, а также на максимальную результативность использования внутренних возможностей фирмы
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание