logo search
МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Классификация моделей лидерства

Особенности человека

Характер ситуаций

Универсальность ситуаций

Изменчивость ситуаций

Личностные черты

Макгрегор (X и У)

Атрибутивная теория, преобразующее лидерство, харизма

Характеристики поведения

Лайкерт,

Блейк-Моутон

Танненбаум-Шмит, Фидлер

Можно предложить следующий перечень качеств эффективного лидера:

1. Настойчиво стремится к управлению людьми.

2. Признает, что не все знает сам.

3. Ставит в известность подчиненных.

4. Скучный труд превращает в творческий.

5. Уверен в себе.

6. Умеет ценить время подчиненных.

7. Требователен и строг.

8. Умеет поощрять и наказывать.

9. Вежлив и приветлив.

10. Имеет чувство юмора.

11. Умеет говорить и молчать.

12. Проявляет интерес к подчиненным.

Лидеру необходимы особые черты: интерес к работе, наличие организаторских знаний и умений, стремление к лидерству, как правило, с раннего возраста. Под организаторскими умениями здесь понимаются:

· способность находить путь к решению проблемы,

· умение подобрать и расставить людей,

· умение отдавать распоряжения,

· умение увлечь других предстоящей работой,

· умение влиять на других.

Если подчиненный хорошо справляется с заданием только под давлением руководителя, то труд успешен, но не эффективен. Если же подчиненный справляется из-за внутренней мотивации, организованной руководителем, то труд и успешен, и эффективен.

Если руководитель заинтересован только в успехе, то он делает акцент на позиционной (формальной) власти и жестком контроле, если его цель быть эффективным ― на персональной (неформальной) власти и общем контроле.