1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н.Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания и неравномерное распределение инноваций в пространстве и времени.
Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую науку было введено Йозефом Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций. По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.
Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, - эффективной монополией.
Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции, не представленной на рынке; использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; освоение новой технологической линии; использование новых материалов и пр.).
Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся:
а) введение нового продукта, либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);
б) внедрение нового метода производства;
в) открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности не была представлена ранее;
г) открытие нового источника сырья;
д) внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.
Шумпетером было введено также понятие кластера инноваций - совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени (См. глоссарий).
Ученый отметил, что нововведения появляются не равномерно, а группами (кластерами). Стимулом к зарождению новых кластеров инноваций служат новые научные открытия. Концепция неравномерности инновационной активности составляет основу современных концепций научно-технического развития.
Русский экономист С. Ю. Глазьев ввел понятие технологического уклада, состоящего из ядра, ключевого фактора, организационно-экономического механизма, который подразумевает группы технологических баз, взаимосвязанных однотипными технологическими цепочками. Под термином «уклад» следует понимать установившийся порядок организации какой-либо системы. Для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала.
Жизненный цикл технологического уклада составляет примерно 100 лет и включает несколько фаз.
Первая фаза определяет зарождение нового технологического уклада, базирующегося на современных научных открытиях.
Для второй фазы характерна монополия, которой добиваются отдельные компании, производящие новые продукты. В результате ответных действий, предпринимаемых конкурентами, монопольное положение нарушается и возникает третья фаза технологического уклада - доминирование.
Для фазы доминирования характерен скачок в развитии, которому способствует ускоренный приток капитала в новый технологический уклад. Она связана со структурной перестройкой экономики, обновлением технологических процессов в общественном производстве.
Жизненный цикл технологического уклада завершает фаза угасания. Доминирование нового уклада в экономике приводит к постепенному устареванию предшествующего уклада.
Г. Менш, Х. Фримен, Я. Ван-Дейн, А. Кляйнкнехт ввели действующую в настоящее время типологию инноваций, разделив их на продуктовые и процессные, основываясь на неравномерности активности инноваций. Х. Фримен дал определение категории новой технологической системы как комплекса инноваций и технологической революции.
Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» - изобретение и инновация.
В работах российских экономистов П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Н. Ф. Пузыни, В. Г. Медынского, Ю. П. Морозова, Л. Н. Оголевой, Н. Г. Ковалева и иных проводится анализ отечественного развития инноваций и менеджмента.
Изучая опыт стран с развитой рыночной экономикой, нельзя забывать, что у России своя история экономического развития, она обусловливает отличительные черты системы инновационного менеджмента.
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание