8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
Эффективность управления транспортной компанией зависит от того, как все принятые в ней решения будут выполняться. Необходимо так организовать работу фирмы, чтобы ее сотрудники выполняли принятые решения с охотой и энтузиастом. Руководители должны знать, каким образом можно побудить персонал к сознательному выполнению решений, т.к. только осознанное их выполнение приводит к успеху. Для этого все менеджеры компании должны овладеть методами реализации решений (административные или организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические). В дальнейшем для краткости будем называть обозначенные методы реализации решений методами управления. В целом, методы управления - это способы воздействия управляющей системы на управляемую для выполнения целей системы или принятых решений, т.е. можно сказать, что методы реализации решений - это способы достижения целей.
В основе каждого класса методов управления лежит своя конкретная мотивация, побуждающая исполнителей выполнять то, что от них требуется. Именно по характеру мотивации и выделяется конкретный класс методов.
Административные (организационно-распорядительные) методы управления.
В основе административных методов управления - АМУ (иногда их называют организационно-распорядительные) лежат организационные отношения, возникающие между людьми, работающими в одной компании. Административные методы базируются на взаимоотношениях: руководитель-подчиненный. Основным правилом этих взаимоотношений является право руководителя отдавать приказы, распоряжения, указания и т.д. и обязанность подчиненного выполнять указанные действия.
АМУ имеют в любом обществе свою сферу применения, и обойтись без них абсолютно невозможно, в том числе и в условиях рыночных отношений.
На любом предприятии или в организации необходим порядок, который устанавливается, прежде всего, с помощью АМУ.
Можно сказать, что АМУ являются базовыми при создании любой компании и определяют условия для эффективного использования экономических и социально-психологических методов реализации решений. Использование АМУ абсолютно необходимо:
- при создании предприятия, распределении прав, обязанностей и ответственности между структурными подразделениями и отдельными категориями работников;
- в экстремальных ситуациях, когда необходимы быстрые и слаженные действия всего коллектива;
- когда нужно выполнять действия, не допускающие двойного толкования или альтернативы выбора.
АМУ можно классифицировать по типу воздействия на управляемую систему (рис.4):
Организационно-стабилизирующие методы направлены на создание всей документации, регламентирующей работу предприятия в целом, его структурных подразделений и отдельных категорий работников. Они используются при создании предприятия, в том числе при формировании его структурных подразделений, подготовке штатного расписания, и т.д.
Рисунок 4. Классификация административных методов управления.
В каждом структурном подразделении разрабатываются должностные инструкции для каждой категории работников. Должностные инструкции необходимы, прежде всего, для того, чтобы очертить круг обязанностей, за которые отвечает человек, занимающий соответствующую должность. В то же время должностная инструкция должна быть гибкой, не связывать свободу выбора метода решения задач, стоящих перед работником.
Методы организационно-стабилизирующего воздействия на морском и речном транспорте не имеет транспортной специфики и используется так же и в тех же случаях, что и во всех остальных сферах народного хозяйства.
Методы распределительного воздействия на морском и речном транспорте используются значительно чаще чем в нетранспортных отраслях. Водный транспорт, как и транспорт в целом, работает в условиях значительно большого риска, чем большинство отраслей промышленности и сельского хозяйства. Экстремальные ситуации здесь значительно более часты, чем в нетранспортных отраслях.
Распорядительные методы базируются на обязательности выполнения приказов, распоряжений, требований и указаний руководителя. В экстремальной ситуации (авария, потенциальная возможность столкновения во время прохода узостей, подход к причалу, непредвиденные обстоятельства во время грузовой обработки или бункеровки судна и т.д.) распорядительные методы воздействия, зачастую, является единственно возможными, и требуют незамедлительного выполнения подчиненными приказов руководители. Невыполнение этих приказов может повлечь за собой весьма серьезные последствия.
Методы дисциплинарного воздействия включают в себя поощрение и наказание как результат оценки деятельности персонала, в соответствии с положениями “Теории мотивации”.
Экономические методы управления.
Использование экономических методов управления предполагает экономическое стимулирование производственной деятельности каждого человека. Чем лучше работает человек, чем выше результаты его деятельности, тем выше его экономическая оценка, т.е. заработная плата или доход каждого индивидуума напрямую зависит от конечного результата его работы.
В условиях нестабильности экономики простое провозглашение перехода на рыночные отношения ничего не решает. Необходимы механизмы, которые бы способствовали продвижению России к нормальному современному цивилизованному рынку. Компании, фирмы работают не в вакууме, а в условиях той экономической Среды, которая существует в обществе. Эта Среда формируется обществом в целом и, прежде всего, его государственными институтами. Благоприятная экономическая Среда способствует экономическому росту и развитию фирм, неблагоприятная - ведет к их упадку и банкротству.
Рисунок 5. Экономические методы управления.
Государство заинтересовано, чтобы в стране работали процветающие, экономически устойчивые компании, т.к. они платят налоги и являются экономической опорой общества, обеспечивают рабочие места и соответствующий уровень жизни населения. Но сами по себе производственные компании не станут процветающими: очень трудно стать успешной компанией в условиях экономического хаоса в стране. Государство само должно научиться управлять экономическим развитием страны с помощью экономических методов.
На рисунке 5 приведены основные методы экономического управления страной в целом и отдельными компаниями.
Во внутреннем контуре показаны основные элементы экономического управления фирмой, внешний контур определяет основные элементы деятельности государственных органов управления по созданию благоприятной экономической среды для эффективного функционирования отечественных компаний.
Экономические методы управления фирмой.
В условиях рынка каждая хозяйственная единица - компания, фирма, предприятие - ведет свою производственную и финансовую деятельность, самостоятельно принимая решения о том, что и для кого производить, по какой цене продавать свой товар или услуги, каким образом формировать свои ресурсы и т.д. В то же время и экономическая ответственность за результаты деятельности фирмы полностью ложится на ее владельцев и высший состав менеджеров.
Экономические методы управления фирмой базируются на двух основных принципах:
Хозяйственная самостоятельность фирмы. Этот принцип предполагает, что все решения по управлению принимаются советом (советом директоров) или президентом фирмы и его аппаратом.
Хозяйственная самостоятельность фирмы осуществляется в рамках законов, существующих в стране, и ограничивается только этими рамками, а не указаниями “вышестоящих инстанций”. Совет директоров самостоятельно распределяет обязанности между Советом и Президентом компании, определяет круг их полномочий и ответственности. Ни министр, ни премьер министр, ни Президент не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность компании вне условий чрезвычайной ситуации.
Экономическая ответственность фирмы. Каждая фирма несет экономическую ответственность по своим обязательствах в пределах, определяемых ее организационно-правовым статусом.
Ответственность может быть либо ограниченной размером уставного фонда, либо неограниченной. В любом случае владельцы сами отвечают по обязательствам фирмы. Ни министерство, ни государство не несут ответственности по обязательствам частной фирмы.
Вся экономическая и производственная деятельность фирмы строится на основе этих принципов.
Применение определенного набора методов экономического управления зависит от характера и вида деятельности конкретного предприятия. Однако для любой компании характерны все три направления экономической работы, представленные во внутреннем контуре на рис 5.Некоторые руководители считают, что эффективное управление фирмой базируется на экономии расходов по всем статьям. Это очень опасное заблуждение. Ничего не тратя, ничего не заработаешь. Иногда небольшие дополнительные затраты могут дать предприятию весьма значительный выигрыш. Нужно всегда стремиться не к минимизации промежуточных затрат, а к максимизации конечного результата работы фирмы.
Формирование ресурсов - один из важнейших элементов экономического управления, от которого зависит вся дальнейшая деятельность фирмы. Необходимо приобрести именно те ресурсы, которые в наибольшей степени подходят для профиля деятельности фирмы, причем сделать это наиболее экономичным способом.
Материальные ресурсы могут приобретаться либо за счет собственных средств - амортизационных отчислений и части прибыли, направляемой на инвестиции, либо за счет привлеченных средств - выпуск акций и облигаций, либо за счет банковского и прочих видов кредита. Финансовые подразделения фирмы каждый раз должны тщательно анализировать ситуацию и находить наивыгоднейшие варианты приобретения ресурсов.
Рассмотрим возможные варианты формирования ресурсов на примере судоходной компании.
Основным материальным ресурсом судоходной компании является флот. При создании или развитии компании перед ее владельцами и менеджерами стоит ряд вопросов:
- на каком рынке собирается работать компания;
- какой флот ей для этого необходим;
- где и за счет каких средств можно приобрести суда.
Недавно созданные в России частные судоходные компании ориентируются, в основном, на регионные перевозки грузов российской внешней торговли - на страны Северной Европы и Средиземноморья. Конкурировать с мировыми судоходными гигантами на межконтинентальных перевозках грузов международной торговли им пока еще не под силу . Поэтому новые российские компании стараются приобретать флот, в наибольшей степени соответствующий структуре их перевозок.
Для формирования состава и структуры флота компании возможны следующие варианты:
- приобретение судов на судоверфях - отечественных и зарубежных - вновь построенный флот;
- приобретение судов, бывших в употреблении, на мировом рынке тоннажа;
- фрахтование судов на условиях “бербоут-чартера” с последующим их переходом в собственность компании;
- фрахтование судов на условии долгосрочного “тайм-чартера”.
Первый вариант - самый дорогостоящий, его может позволить себе только крупная устойчивая компания, успешно работающая на мировом рынке перевозок. Новый флот требует значительно меньших затрат на его техническую эксплуатацию и ремонт, позволяет привлекать к перевозке высоко тарифицируемые грузы. Однако очень немногие российские судовладельцы могут позволить себе в настоящее время заказывать и покупать флот из нового судостроения.
Второй вариант требует очень хорошего знания состояния рынка судов, бывших в эксплуатации. В период депрессии судоходства при избытке предложения над спросом на тоннаж можно очень выгодно купить 5-и или 10-летние суда в хорошем техническом состоянии. В период же бума в судоходстве цена на такие же суда может очень существенно увеличиться, что сделает их недоступными для большого числа судовладельцев. Цены на новые суда имеют примерно аналогичную тенденцию, но с некоторым сдвигом по времени.
Компании, имеющие хорошую репутацию в судоходстве, могут формировать свой тоннаж за счет бербоут-чартера. Фактически до окончания выплаты всего долга в соответствии с условиями чартера компания не является владельцем соответствующих судов, но обеспечивает полностью его эксплуатацию и несет коммерческие риски. Судовладелец, как правило, стремится отдать свои судна в бербоут-чартер только той компании, в которой он уверен. В практике бывших советских морских пароходств такие случаи были. Например, все суда-газовозы типа “Юрмала” Латвийского морского пароходства эксплуатировались сначала на условиях бербоут-чартера, и перешли по окончании срока в собственность пароходства.
Суда, арендованные на условиях долговременного тайм чартера, не являются собственностью компании и практически никогда ею не будут. Однако компания может эффективно использовать такой тоннаж, извлекая операторскую прибыль.
Существуют и некоторые другие способы формирования ресурсов
фирмы, например, создание совместной компании с судостроительным предприятием, но они широкого распространения не получили и носят частный характер.
Роль бизнес-плана в формировании ресурсов компании. Как уже отмечалось, далеко не все компании имеют достаточно денег для приобретения своих основных фондов. Во всем мире фирмы используют заемный капитал для формирования своих ресурсов. Но никто в мире не даст денег, если не будет представлено серьезное обоснование надежности помещения капитала и возможности его возврата в определенное время и с обговоренными процентами.
Для того, чтобы доказать потенциальному кредитору или инвестору эффективность предлагаемого варианта помещения капитала, разрабатывается бизнес-план. Бизнес-план может разрабатываться не только как документ для привлечения дополнительных инвестиций, но и для разработки концепции и стратегии ведения бизнеса или как инструмент для оценки результатов работы компании за определенный период, но в данном разделе мы будем рассматривать только первую функцию бизнес-плана.
В судоходном бизнесе бизнес-планы разрабатываются, в основном, для кредиторов - крупных банков, т.к. привлечь венчурный капитал для строительства или покупки флота затруднительно.
Обычно оговариваются следующие условия кредита: валюта, в которой предоставляется заем, размер кредита процент под который предоставляется кредит; срок возврата кредита. Ставки банковского кредита для различных клиентов неодинаковы, и рассчитываются по формуле:
R=r+x,% (3)
где: r - prime rate - базовая ставка, устанавливаемая для лучших (самых надежных) клиентов;
х - дополнительная ставка, зависящая от репутации клиента. Она обычно составляет от 0,5 до 2-х, но может доходить до 3-х и даже 4-х процентов.
Банки оценивают фирму, желающую получить кредит, по следующим
параметрам (их называют “4С”, что соответствует русским “4Д”):
- Charakter - деловая репутация фирмы;
- Cash flow - денежный потолок;
- Collateral - дополнительное обеспечение;
- Contribution - доля собственного капитала.
Все эти элементы в предоставляемом банку бизнес-плане должны быть показаны очень четко и убедительно.
В последние годы появилось большое количество книг и пособий на русском языке по составлению бизнес-планов. Более подробно на этом мы останавливались в первой чати книги. Поэтому здесь в очень краткой форме излагаются только основные моменты составления бизнес-плана для судоходной компании.
Бизнес- план имеет следующую структуру:
Титульный лист. На нем размещаются: название фирмы, назначение бизнес-плана, для какого конкретного инвестора он предназначен, адрес, телефоны и факс, фамилия и имя директора фирмы и составителя документа.
Оглавление.
Исполнительное резюме. Документ представляется первым, но пишется последним после разработки всех остальных разделов бизнес-плана. В нем очень четко и кратко излагаются все идеи бизнес- плана от постановки цели до краткого изложения финансового обоснования проекта. Резюме пишется так, чтобы заинтересовать потенциального инвестора и убедить его в реализуемости и эффективности представленного проекта. Если резюме написано плохо, дальнейшие разделы бизнес-плана никто читать не будет.
Общее описание компании. Должно быть описано месторасположение компании, имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, основные направления деятельности, достижений за последние годы. Хорошо написанный раздел дает возможность оценить внутренний потенциал компании, ее возможность предоставить дополнительное обеспечение требуемому инвестиционному кредиту.
Продукция и услуги компании. Проводится описание линий и направлений, на которых работает флот компании, дается характеристика предлагаемого сервиса.
Маркетинг-план. Описывается состояние рынка, потенциальные
возможности его роста, оцениваются предполагаемые действия
конкурентов. Разрабатываются предложения по использованию кредита для выхода на конкретную линию или освоение грузопотока с обоснованием конкретных цен перевозки или стратегии в области ценообразования, варианты рекламы и прочих действий по продвижению сервиса, и т.д.
Управление и организация. От качества управления зависит коммерческий успех или неудача проекта. Это известно каждому банкиру. Поэтому в данном разделе показывается организационная структура управления и отмечаются ее достоинства, описываются основные процедуры управления, принятые в компании.
Персонал. Хороших результатов достигают конкретные люди. Очень важно, чтобы в компании были личности, которые известны своей деловой репутацией. Нужно показать, что эти люди уже добивались, и неоднократно, коммерческого успеха в других проектах компании и известны в деловом мире.
Капитал. Банкиры значительно охотнее дают деньги тем, у кого они есть и кто умеет с ними обращаться. Нужно показать, что компания сама финансирует часть рассматримоего проекта (contribution) и владеет достаточным капиталом и для эффективной работы, и для погашения долга.
Финансовый план. Этот раздел - заключительный и самый важный. Кредиторы доверяют только цифрам и умеют их анализировать. Поэтому в разделе делаются скрупулезные расчеты прибыли компании и денежных потоков (Cash flow) по годам, анализируется процесс выхода на точку безубыточности проекта, возможность погашения долга и выплаты процента за кредит.
В целом, чем лучше будет разработан и обоснован бизнес-план, чем убедительнее и доказательнее будут его цифры и выводы, тем больше вероятность получения необходимого финансирования.
Формирование рынка для товаров или услуг, производимых фирмой, - жизненная необходимость для каждого предприятия. В условиях рынка пассивное ожидание клиентов - смерти подобно. Фирма должна вести активную маркетинговую политику, стараться перевести потенциального клиента в состояние активного потребителя своей продукции или услуги. Выпуск самой современной продукции или предложение самой качественной услуги - еще не гарантия успеха фирмы, если на эти товары и услуги нет покупателя.
Изучением запросов и потребностей клиентов и формированием - на этой основе - рынка товаров и услуг фирмы занимается ее маркетинговое подразделение. Оно не должно быть слишком большим, но в нем должно быть столько сотрудников, чтобы обеспечить планируемый объем реализации продукции и соответствующую долю рынка.
Каждая фирма, которая хочет успешно конкурировать на рынке, должна иметь свою рыночную стратегию. Но наличие маркетинговой стратегии само-по-себе еще не дает какого-либо преимущества. Необходима упорная постоянная работа по воплощению этой стратегии в жизнь.
Оперативное управление ресурсами фирмы должно быть направлено на их наиболее эффективное использование, снижение затрат всех видов ресурсов на единицу продукции или услугу. Кроме того, управление ресурсами может считаться эффективным только в том случае, если в максимально возможной степени реализуются цели и задачи фирмы, удовлетворяются все запросы и требования клиентов.
В процессе функционирования реализуется миссия фирмы, т.е. ее основное предназначение. Считается, что в рыночной ситуации при отсутствии спроса на товары или услуги фирмы разумные руководители должны не ждать изменения конъюнктуры рынка и повышения покупательского спроса или надеяться на получение государственных заказов, а активно менять направленность работы компании, стремиться выйти на рынок с новым товаром или услугой.
Для водного транспорта эта ситуация не очень характерна. Как правило, ни судоходные, ни стивидорные фирмы не меняют своей миссии - они продолжают предлагать на рынке свои услуги по перевозке или перевалке грузов. Рыночные изменения поведения этих компаний связаны с расширением номенклатуры и повышением качества услуг. Агентские, брокерские, экспедиторские и т.д. фирмы стараются повысить свою устойчивость в условиях изменяющегося рынка за счет совмещения в одной компании различных видов обслуживания клиентов.
Рассмотрим основные направления эффективного оперативного управления ресурсами судоходной компании. Суда компании могут работать:
- на линиях в составе конференций или как аутсайдеры - по графику;
- на нелинейных перевозках - отдельными рейсами.
Кроме того, суда могут быть отфрахтованы на условиях time-чатера (или аналогичных) на короткое или длительное время.
Каждый из вариантов использования флота имеет свои достоинства и недостатки. На линиях могут работать компании, которые в состоянии предложить клиентам сервис, не худший, чем компании-партнеры по конференции или конкуренты (при работе в качестве аутсайдера). Для этого нужно иметь современный флот, обеспечивающий необходимую частоту обслуживания клиентов. Но и ставки, по которым работает линейный флот обычно значительно выше, чем при работе на условиях чартера. К сожалению, далеко не все российские судовладельцы в состоянии работать на линейных условиях, особенно судами река-море.
На нелинейных условиях перевозятся все массовые и небольшая часть генеральных грузов. Обычно загрузка судов на таких перевозках выше, чем на линиях, но ставки фрахта - ниже. Для Речфлота - это завоз груза на боковые реки весной.
Часть флота компании может отфрахтовываться на короткое или большое время. Фрахтовый рынок находится в постоянном движении. Необходимо постоянно следить за состоянием этого рынка и стараться прогнозировать его развитие. Если предполагается уменьшение спроса на тоннаж и снижение фрахтовых ставок, имеет смысл отфрахтовывать флот на длительный период, например, на 12 месяцев и более; если же рынок устойчиво идет вверх, следует стараться работать либо на условиях рейсовых чартеров, либо отфрахтовывать флот на короткое время, например, на 3 месяца.
Критерием эффективности использования морского флота или судов «река-море» на условиях рейсового или тайм-чатера может служить “тайм-чартерный эквивалент” - разница между общей суммой фрахта и рейсовыми расходами (топливо портовые и канальные сборы). Учитывая, что остальные эксплуатационные расходы по флоту (расходы по содержанию команды, страховка и расходы по технической эксплуатации и ремонту судов) фактически являются постоянными и не зависят от варианта использования судов, тайм чартерный эквивалент сразу же дает возможность оценить, какой вариант оперативного решения по использованию флота компании является наилучшим.
Методы создания благоприятной экономической среды.
Для того, чтобы экономика страны развивалась, а не деградировала, как в настоящее время, нужна умная продуманная политика государства, направленная на создание благоприятной экономической среды, способствующей развитию производства в стране. Провозглашение рынка еще не создает рыночных механизмов. Их нужно создавать, последовательно шаг за шагом, наращивая движение к реальному рынку. Это может сделать только государство.
После второй мировой войны экономика Германии и Японии были практически уничтожены. Сейчас обе стороны входят в первую тройку мировых экономических держав мира. Произошло ли это только под влиянием рыночных механизмов? Нет! И в Германии, и Японии была принята продуманная государственная политика в области экономического возрождения своих стран.
Возрождение экономики Германии происходило под воздействием идей и под руководством Людвига Эрхарда. Эти идеи сводились к следующему:
1. Целевой установкой является высокий уровень благосостояния для всех слоев населения.
2. Путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную конкуренцию.
3. Активная и ответственная роль в создании предпосылок и условий для такой конкуренции отводится государству.
4. Высокий уровень благосостояния служит основой для развития гражданских свобод и демократии.
Такая постановка вопроса была понятна всем слоям общества, всему населению и принята с энтузиазмом к реализации - на благо свое и нации.
В Японии также господствовала и господствует рыночная экономика. Но государство создало такую экономическую среду, в которой в плановом порядке, но с помощью экономических рычагов - налогов, прямых субсидий и т.д. - государство трижды за послевоенный период изменяло приоритеты развития японской экономики: создание тяжелой промышленности; переход к развитию точного машиностроения, автомобилестроения, тонкой химической промышленности; завоевание мирового лидерства в точных и наукоемких отраслях: электроника, часовая промышленность, косметика, биохимия и т.д.
На рисунке 5 во внешнем контуре представлены основные экономические рычаги государства, с помощью которых оно может воздействовать на развитие экономики страны. Этими рычагами можно как способствовать развитию экономики страны, так и привести ее к деградации.
Государственный бюджет - это важнейший инструмент, с помощью которого государство может устанавливать экономические приоритеты развития страны и управлять экономическими и социальными процессами. При решении о необходимости поддержки отдельных отраслей народного хозяйства в государственном бюджете должны предусматриваться соответствующие средства. Во всех странах мира в то или иное время осуществлялась государственная поддержка развития хозяйства своей страны. В том числе и транспорта.
Каждая страна должна жить “по средствам”. Аналогично тому, что любая семья может расходовать не больше того, что она зарабатывает, государство может предусматривать в расходной части бюджета столько, сколько оно имеет в доходной части. Бюджетный дефицит - это долг, который рано или поздно придется платить. За сегодняшние долги нашего правительства, возможно, придется расплачиваться нашим детям. Но для того, чтобы отдавать долги, нужно больше зарабатывать. Нужно вкладывать деньги в развитие экономики, а не проедать их. Пока что все внешние государственные займы идут не на инвестиции в развитие экономики, а на текущие расходы, далеко не всегда необходимые. Эта тенденция должна быть коренным образам изменена, в противном случае страна станет страной-банкротом.
Система налогообложения позволяет не только формировать доходную часть государственного бюджета, но и перераспределять финансовые средства в соответствии с государственными приоритетами. Эта система должна быть такой, чтобы стимулировать развитие отраслей, которые жизненно важны для развития страны, предоставляя им налоговые льготы, и, наоборот, ввести дополнительные налоги на деятельность, которая никакой пользы стране не приносит.
Все люди прекрасно поймут введение налоговых льгот для предприятий сельского хозяйства, отечественной промышленности по переработке сельхозпродукции, пищевой промышленности, отдельных видов строительства и т.д. В то же время людям очень трудно понять, когда организации, занимающиеся многократной перепродажей одной и той же продукции (например, посредники, осуществляющие перепродажу продукции естественных монополий) платят те же налоги, что и производители важнейшей продукции. Можно спорить, по каким ставкам, с каких сумм взимать налоги с физических лиц (в разных странах существуют для этих целей различные шкалы налогообложения), но вряд ли стоит сомневаться, что налоги с юридический лиц в нашей монополизированной и коррумпированной стране должны быть дифференцированы, например, как это делалось в Японии в течение длительного времени после второй мировой войны.
Разработка разумной таможенной системы является важнейшим условием внешнеэкономической деятельности страны. В настоящее время наши таможенные нормы и правила не могут понять ни только наши зарубежные партнеры, но и большинство жителей нашей страны. Эти нормы и правила постоянно меняются, причем, зачастую, в противоположном направлении. Бизнесмен, желающий создать производство, связанное с международным обменом комплектующих изделий и готовой продукции, постоянно работает в условиях неопределенности.
В теории управления существует очень важный “принцип преемственности хозяйственных решений”. В соответствии с ним необходимо сначала “семь раз обдумать” направления развития таможенной политики страны, а после этого шаг за шагом реализовывать то, что намечено. Нужен нормальный таможенный кодекс, логичный и понятный большинству населения.
Люди знают и понимают, что все страны на определенном этапе своего развития защищают в разумных пределах отечественного производителя. Необходимо защищать того, кто слаб, но растет и развивается, предпринимает усилия для улучшения своей работы и качества продукции. В то же время не следует создавать тепличные условия для предприятий, которые сами постоянно не совершенствуют свое производство. Конкуренция должна стимулировать развитие производства в России, а не подавлять его.
От непродуманной таможенной политики страдает и водный транспорт. Клиенты зачастую предпочитают оставлять свои грузы, следующие в Россию и из нее, через порты Финляндии и страны Балтии, т.к. таможенный режим в этих портах значительнее благоприятнее, чем в порту Санкт-Петербург. Теряются грузопотоки, теряются рабочие места, порт теряет доходы, в государственную казну поступает меньше налоговых поступлений. И все из-за недостатков в системе таможенного оформления грузов.
Система государственных заказов существует во всем мире. Фирмы борются за государственные заказы, т.к. это обеспечивает им занятость и гарантированный сбыт производственной продукции. В России государственные заказы являются жизненно необходимыми для предприятий, производящих продукцию оборонного назначения. На основе государственного заказа строятся объекты общественного назначения. В настоящее время получение государственных заказов имеет как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, предприятие получает загрузку своих производственных мощностей и гарантированный сбыт продукции. С другой стороны. Государство, зачастую, не имеет денег на оплату продукции, что ставит производителя в очень тяжелое положение.
Учитывая финансовое положение России, государственные заказы должны размещаться в обязательном порядке на конкурсной основе с тем, чтобы снизить затраты Государственного бюджета на закупку соответствующей продукции и способствовать развитию наиболее конкурентоспособных предприятий.
Субсидирование отдельных отраслей и фирм является одной из форм поддержки собственных производителей. С помощью прямых государственных субвенций в дополнение к налоговым льготам государство может способствовать выживаемости и даже конкурентоспособности тех отраслей и фирм, которые считаются приоритетными для жизнедеятельности государства. В 60-х - начале 80-х годов многие государства предоставляли субвенции своим судостроительным верфям и судоходным компаниям. В настоящее время эта поддержка значительно уменьшилась.
Представлять субвенции могут только государства, которые имеют на это средства. Российские судовладельцы, морские и речные порты надеются на предоставление помощи государством в связи с принятием “Программ возрождения торгового флота России”. Однако практика прошедших лет показывает, что Правительство России выделить значительные средства на эти цели не может, так как их нет. Остается надеется на кредиты зарубежных стран и собственные силы.
Разработка и внедрение антимонопольных законов в нашей стране - один из важнейших элементов повышения эффективности производства и уровня жизни населения. В России существуют 4 естественные монополии: РАО “Газпром”, РАО ЕЭС, «Железные дороги» и Транснефть, а также большое количество предприятий, которые фактически монопольно владеют рынком в соответствующих регионах: телефонная сеть города, жилищно-эксплуатационные предприятия для каждого микрорайона и т.д. Все эти монополисты сдерживают прогресс в соответствующих областях и существенно завышают цены на свою продукцию или услуги.
Во всех развитых странах государство жестко контролирует производственные затраты монополистов, не допуская необоснованного завышения издержек и роста цен монополистов. У нас в стране существует антимонопольный закон, но фактически ни один монополист его не соблюдает, а государственные чиновники не контролируют работу предприятий-монополистов. Необходимо разработать механизм контроля за исполнением антимонопольного закона и обязать контролирующие органы очень жестко следить за работой каждого монополиста с применением суровых санкций к нарушителям закона.
Контроль за ценами на отдельные виды товаров и услуг нельзя не дооценивать. Зачастую необходимо осуществлять контроль не только за ценами естественных монополий. В России имеется перечень предприятий, считающихся монополистами. Но создается впечатление, что не существует действенного контроля даже за ценами этих предприятий. А в российских условиях необходимо в настоящее время контролировать цены многих предприятий, не отнесенных к разряду монополистов. Например, расходы жилищно-эксплуатационных участков растут неслыханными темпами.
Сейчас Правительство контролирует только один вид цен - цену труда - заработную плату работников бюджетной сферы (без государственных чиновников) и пенсии.
Защита существующих и стимулирование создания новых рабочих мест. В конечном итоге экономическое и социальное состояние страны в очень большой степени зависит от степени занятости населения. Чем она выше, чем меньше в обществе процент безработных, тем устойчивее положение страны. Правительства всех стран, прежде всего, защищают свои рабочие места.
Экономисты левого направления очень беспокоятся, что иностранный капитал скупит все наши предприятия, все наше национальное богатство. Простому труженику этого бояться не следует: ему все равно, кто его “эксплуатирует” - иностранный капиталист или “новый русский”. Человеку важно, чтобы у него была работа и за нее платили бы столько, чтобы он чувствовал себя Человеком.
Да, действительно, денег в России сейчас не хватает. И необходимо привлекать иностранные инвестиции, создавая для этого привлекательные экономические условия. Но в том-то и состоит роль государственных органов, чтобы создать законы, стимулирующие использование российских граждан на предприятиях России в первую очередь, и разрешающие использовать иностранных специалистов на этих предприятиях только в тех случаях, когда нельзя найти российского работника соответствующей квалификации. А то, что российские люди умеют работать не хуже иностранцев, убедились очень многие иностранные предприниматели во всех странах мира.
В целом можно сказать, что экономические методы управления будут реально способствовать процветанию России и всех ее граждан в том случае, если и государственные мужи, и бизнесмены, и обычные труженики будут мыслить экономически, понимать, что от них требуется, и поступать в соответствии с логикой экономического поведения, а не вопреки ей (17).
Социально-психологические методы управления.
Кроме административных и экономических методов управления на определенной стадии развития общества все большее значение в управлении приобретают социально-психологические методы.
Социально-психологические методы управления базируются на
социальной мотивации людей, стремящихся к самоутверждению и
самореализации.
Важнейшими методами социального воздействия являются пропаганда и агитация. Еще Анри Файоль считал одним из важнейших принципов управления - “корпоративный дух”. Каждого работника старались убедить, что он - “человек компании”, что компания - это одна команда, одна семья. Во многих японских компаниях утро начинается с всеобщего совместного пения гимна компании. Поют все - и высшие менеджеры, и рядовые рабочие, подчеркивая единство коллектива. Очень важно, чтобы такие акции проводились постоянно, а не как формальные компании, проводимые перед очередным собранием акционеров.
При рассмотрении функции управления «Мотивация» мы более подробнее остановились на различных теориях и моделях.. В последнее время особую популярность в России приобрели книги Дейла Карнеги, особенно “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. Действительно, в этой книге дается много практических советов, позволяющих добиваться желаемых результатов, однако надо учитывать, что психология российского человека значительно отличается от психологии “среднего американца”.
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II