11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
Управление - это не только деятельность одного менеджера, но в большинстве случаев и целой команды, группы людей, куда входят различные специалисты. Они разрабатывают варианты управленческих решений, проводят анализ, собирают необходимую информацию и т.д.
Совокупность специалистов, осуществляющих функции управления, называют Персоналом Управления. На практике это просто работники аппарата управления, помощники руководителя. Но в понятии “персонал управления” есть некоторый особенный смысл. Он заключается в акцентировании внимания на роли человека в процессах управления. Слово “персонал” - от слова “персона”, а персона - это всегда не что-то обезличенное, а то, что имеет индивидуальность, особенность в чем-то.
Когда мы говорим “персонал управления”, мы как бы подчеркиваем отношение к людям с позиций учета и уважения их индивидуальности, их персональности.
Понятие “персонал управления” в большей мере соответствует идее человеческого фактора в современном управления, чем какое-либо другое понятие. Но еще более этой идее соответствует понятие” человеческий капитал управления”.
Понятие “капитал” в первоначальном его смысле главное в каких-либо процессах общественного развития. капитал - это отношение между людьми, определяющии успех их общей экономической деятельности. В контексте нашей проблемы капитал- это отношение к человеку в процессах управления, понимание роли человека в достижении конечного результата или цели ,будь то прибыль, качество, имидж или что-либо другое.
Человек может рассматриваться, как рабочая сила и может рассматриваться как капитал. Человек- исполнитель функций и распоряжений, и необходимое количество таких людей действительно есть сила, но человек определенной индивидуальности, интеллекта, психологии- это нечто большее, чем рабочая сила, - это капитал. В управлении человек может выступать либо рабочей силой, либо капиталом. Все зависит от того, каково отношение к человеку и как строится работа с персоналом.
Система работы с персоналом - это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предлагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально-психологического, неформального характера - стиль управления, отношение к нуждам человека, забота о человеке, понимание человека, учет его индивидуальных особенностей и пр.
Систему работы с персоналом характеризуют следующие параметры:
1) соответствие персонала целям и миссии фирмы (уровень образования, квалификация, понимание, отношение к работе и пр.);
2) эффективность системы работы с персоналом - соотношение затрат и результатов, потребность в инвестициях, выбор критериев оценки результатов работы с персоналом и пр.;
3) избыточность или недостаточность персонала, расчет потребности, планирование количества;
4) избыточность персонала по определенным группам профессиональной деятельности и социально-психологических характеристик;
5) структура интересов и ценностей, господствующих в группах персонала управления, их влияния на отношение к труду и его результаты;
6) ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние и качество работы;
7) интеллектуальный и творческий потенциал персонала управления, отражающий подбор и использование персонала, организацию системы его развития.
Система работы с персоналом - это совокупность действий:
Определение потребности в персонале в соответствии с целью, миссией и возможностями фирмы.
Планирование работы с персоналом - предвидение и расчет привлечения, подбора, высвобождения, обучение, сроков, инвестиций и пр.
Привлечение, отбор, подбор и высвобождение персонала.
Расстановка и распределение персонала, его использование и задействованность (включенность в решение проблем, нагрузка и пр.).
Исследование и оценка персонала.
Ротация персонала, движение в системе управления, траектория карьеры.
Развитие персонала, повышение квалификации, образования, компетенции, накопление опыта.
Мотивация и стимулирование персонала, создание благоприятных условий для производительной деятельности, качество работы.
Следует понимать, что именно система работы с персоналом делает работников управления капиталом.
В работе с персоналом весьма важно учитывать его дифференциацию и те изменения, которые объективно происходят в структурных соотношениях персонала по мере развития производства, экономики и общества. Так, например, в прежних условиях потребности в большом количестве специалистов экономического профиля не было, нужны были плановики, нормировщики, инженеры- экономисты, которые специалистами в действительном смысле этого понятия “экономист” не были. Они своей деятельностью поддерживали административную основу управления. Сегодня в условиях рыночной экономики усиливается потребность в специалистах в области экономики и количество экономистов, задействованных в управлении, возрастает. Это меняет все пропорции и соотношения персонала управления. Аналогичные процессы происходят с развитием информационных технологий управления, стратегического менеджмента, маркетинга и т. д.
Возникает проблема структурирования и регулирования соотношений персонала управления. Но какова общая структура персонала управления?
На понимании персонала управления как человеческого капитала строится осознание того, что потенциал работников все более явно становится критическим фактором развития, и во многих случаях оказывается, что не хватает не просто человеческих ресурсов - не хватает человеческого капитала, т.е. таких специалистов, которые были бы способны к высокоэффективному труду и заинтересованы в творческой отдаче. Из идеи человеческого капитала вырастает и идея социального партнерства Человеческие ресурсы можно рассматривать как фактор затрат, но человеческий капитал- это потенциал и гарантия успеха.
Кадры управления, квалифицированный управленческий персонал, всегда играли очень существенную роль в достижении целей фирмы.
Особенно возрастает значение квалифицированного персонала в условиях перехода к рынку, когда каждая фирма получает хозяйственную самостоятельность, и от решения ее владельцев, руководителей, менеджеров зависит в полной мере, будет ли фирма прибыльной или убыточной.
Управление персоналом можно считать особым разделом науки управления. Во многих ВУЗах этот раздел изучается самостоятельной дисциплиной. В то же время он является очень важным элементом системы управления в целом, поэтому его необходимо – хотя бы в кратком изложении – включить в курс основ менеджмента, т.к. отсутствие этого раздела нарушает системность науки управления.
Выше отмечалось, что каждая фирма, которая хочет достичь успеха на рынке, должна разработать свою стратегию в области набора, подготовки и продвижения, оперативного управления, оценки деятельности и стимулирования персонала. Несколько подробнее остановимся на этом вопросе.
К кадрам управления относятся работники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, т.е. персонал, профессионально участвующий в процессе управления и входящий в аппарат управления.
Классификация управленческого персонала вводится для того, чтобы определить роль конкретных категорий работников в производственной и социальной жизни общества. Управление каждой категорией персонала требует своего специфического подхода.
В настоящее время выделяю три категории управленческого персонала в зависимости от того. Какую роль они играют в процессе управления:
Руководители - менеджеры – лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие его работу и несущие персональную ответственность за результаты деятельности. Руководители могут быть линейными и функциональными. В соответствии с иерархией системы руководители подразделяются по уровням управления;
Специалисты – лица, подготавливающие соответствующие решения и несущие ответственность за качество их подготовки. К этой категории относятся инженеры всех специальностей: экономисты, юристы, социологи, бухгалтеры и т.д.;
Вспомогательный и обслуживающий персонал – секретари, машинистки, стенографистки, архивариусы и т.д. Этот контингент не участвует непосредственно в подготовке и принятии управленческого решения, но способствует его эффективной реализации.
Во всем мире сложилась достаточно стройная система правил подбора, подготовки и расстановки управленческого персонала, которая в той или иной степени применяется в народном хозяйстве России и на предприятиях водного транспорта – в частности:
- подбор и расстановка в соответствии с деловыми качествами;
четкое определение и закрепление прав, обязанностей и ответственности работников;
систематическое продвижение грамотных профессионально подготовленных энергичных и инициативных работников с целью обеспечения преемственности персонала;
предоставление возможности управленческому персоналу постоянно повышать свою квалификацию;
сочетание доверия к персоналу с проверкой исполнения решений;
сочетание в одном коллективе опытных и молодых работников для обеспечения преемственности традиций фирмы;
выборность отдельных категорий персонала.
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II