5.3. Организационные формы инновационной деятельности
Педагогическое управление школой в условиях ее перехода в новый тип учебного заведения включает наряду с традиционными (контроль, административное поощрение, порицание и другие) и новые организационные формы этого управления.
К инновационным организационным формам педагогического управления относятся: а) маркетинговые исследования; б) стратегическое планирование на основе разработки модели выпускника и модели педагогического коллектива; в) технологизация образовательного процесса, как организационная форма, включающая конкретные технологии; г) мониторинг функционирования школы на основе заданных критериев и поступающей информации.
Инновационная деятельность вообще характеризуется многообразием организационных форм. Рассмотрим некоторые из них, т.к. они могут быть использованы и в инновационном образовательном менеджменте.
Формой поддержки становления и развития новой организации являются бизнес-инкубаторы. По российскому законодательству бизнес-инкубатор - это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.
Большинство малых предприятий затрачивают неимоверные усилия на решения организационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Поэтому нашли применение две формы бизнес-инкубаторов:
- сдача в аренду старых пустующих помещений за низкую плату;
- предоставление помещений и дополнительных услуг (аренда научного оборудования, юридических, информационных, патентно-лицензионных услуг).
Основной целью бизнес-инкубатора при вузе может стать, например, содействие созданию успешных бизнесов, которые основаны и развиваются силами студентов. В нем студенты могут научиться наиболее совершенным методам построения нового бизнеса. Они получают доступ к ресурсам бизнес-инкубатора, могут принимать участие в многочисленных предпринимательски-ориентированных мероприятиях, а также стать частью социальной сети бизнес-инкубатора и т.д.
Другой формой организации инновационных процессов является рисковый (венчурный) бизнес - предпринимательство, направленное на использование технических и технологических новшеств, научных достижений, еще не использованных на практике. Он связан с большим риском неполучения доходов по инвестициям.
Развитие риско-фирмы происходит в несколько этапов.
Начальный этап - зарождение венчурной компании: инновационная идея финансируется из средств основателей фирмы.
Второй этап - разработка новшества. Увеличение объемов вовлекаемых в проект финансовых ресурсов за счет поддержки деятельности риско-фирмы фондами риско-капитала (после экспертизы бизнес-планов рисковых проектов). Чтобы получить поддержку риско-инвестора, предприятие должно соответствовать трем критериям: иметь квалифицированный руководящий состав, проект, обладающий уникальными характеристиками, и прогнозируемую высокую норму прибыли.
На данном этапе венчурная компания становится акционерным обществом закрытого типа, акции которого принадлежат собственникам фирмы и владельцам венчурного капитала.
Третий этап - расширение масштабов деятельности венчурной компании, дополнительное вовлечение финансовых ресурсов для продвижения наукоемкой продукции.
Если риско-фирма оказывается прибыльной, то она выходит на открытый рынок ценных бумаг.
Четвертый этап - венчурная фирма меняет статус частной компании на статус открытого акционерного общества и продает свои акции неограниченному кругу лиц. На данном этапе рискс-инвесторы возвращают вложенные в инновационный проект средства и получают учредительскую прибыль.
Одной из перспективных форм развития инновационного предпринимательства являются технопарки и технополисы.
Технопарки - гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции. Технопарки формируются вокруг крупных научно-исследовательских институтов. В них функционируют бизнес-инкубаторы. Технопарки включают структуры, обеспечивающие полный инновационный цикл. К ним относятся:
- научный центр, организующий и координирующий инновационные процессы;
- инжиниринговые центры по разработке базовых технологий;
- опытные заводы по выпуску малыми партиями наукоемкой продукции;
- торговые фирмы;
- учебные центры по повышению квалификации специалистов, осуществляющих инновационную деятельность.
Технополис - более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города - наукограды, развитие которых обусловлено деятельностью научно-производственных комплексов.
Формами межфирменного инновационного сотрудничества являются совместные предприятия и стратегические альянсы.
Совместное предприятие — организация межфирменного сотрудничества посредством слияния фирм-партнеров и образования нового предприятия, в котором управленческая ответственность разделена между фирмами-партнерами.
Типы совместных предприятий по виду осуществляемой деятельности:
- сотрудничество между фирмами только при осуществлении исследований;
- обмен технологиями, ноу-хау;
- разработка нового продукта;
- сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла продукции.
Стратегические альянсы - временные кооперативные соглашения между компаниями, не предполагающие слияния или полного партнерства.
Научно-технические альянсы делятся:
- на научно-исследовательские;
- научно-производственные
Научно-исследовательские альянсы осуществляют разработку научно-исследовательского проекта.
Научно-производственные альянсы создаются для разработки, производства и реализации новой продукции.
Стратегические преимущества создания совместных предприятий и альянсов при осуществлении инновационной деятельности заключаются в следующем:
- использование эффекта масштаба в производстве и/или маркетинге нового продукта;
- доступ к разработкам и ноу-хау партнера;
- возможность проникновения на труднодоступные рынки.
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание