logo search
Тазиев Инновационный менедмент в обр

5.3. Организационные формы инновационной деятельности

Педагогическое управление школой в условиях ее перехода в новый тип учебного заведения включает наряду с традиционными (контроль, административное поощрение, порицание и другие) и новые организационные формы этого управления.

К инновационным организационным формам педагогического управления относятся: а) маркетинговые исследования; б) стратегическое планирование на основе разработки модели выпускника и модели педагогического коллектива; в) технологизация образовательного процесса, как организационная форма, включающая конкретные технологии; г) мониторинг функционирования школы на основе заданных критериев и поступающей информации.

Инновационная деятельность вообще характеризуется многообразием организационных форм. Рассмотрим некоторые из них, т.к. они могут быть использованы и в инновационном образовательном менеджменте.

Формой поддержки становления и развития новой организации являются бизнес-инкубаторы. По российскому законодательству бизнес-инкубатор - это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.

Большинство малых предприятий затрачивают неимоверные усилия на решения организационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Поэтому нашли применение две формы бизнес-инкубаторов:

- сдача в аренду старых пустующих помещений за низкую плату;

- предоставление помещений и дополнительных услуг (арен­да научного оборудования, юридических, информационных, па­тентно-лицензионных услуг).

Основной целью бизнес-инкубатора при вузе может стать, например, содействие созданию успешных бизнесов, которые основаны и развиваются силами студентов. В нем студенты могут научиться наиболее совершенным методам построения нового бизнеса. Они получают доступ к ресурсам бизнес-инкубатора, могут принимать участие в многочисленных предпринимательски-ориентированных мероприятиях, а также стать частью социальной сети бизнес-инкубатора и т.д.

Другой формой организации инновационных процессов яв­ляется рисковый (венчурный) бизнес - предпринимательство, направленное на использование технических и технологических новшеств, научных достижений, еще не использованных на практике. Он связан с большим риском неполучения доходов по инвестициям.

Развитие риско-фирмы происходит в несколько этапов.

Начальный этап - зарождение венчурной компании: инно­вационная идея финансируется из средств основателей фирмы.

Второй этап - разработка новшества. Увеличение объе­мов вовлекаемых в проект финансовых ресурсов за счет поддержки деятельности риско-фирмы фондами риско-капитала (после экспертизы бизнес-планов рисковых проектов). Чтобы получить поддержку риско-инвестора, предприятие должно со­ответствовать трем критериям: иметь квалифицированный ру­ководящий состав, проект, обладающий уникальными характе­ристиками, и прогнозируемую высокую норму прибыли.

На данном этапе венчурная компания становится акционер­ным обществом закрытого типа, акции которого принадлежат соб­ственникам фирмы и владельцам венчурного капитала.

Третий этап - расширение масштабов деятельности вен­чурной компании, дополнительное вовлечение финансовых ре­сурсов для продвижения наукоемкой продукции.

Если риско-фирма оказывается прибыльной, то она выходит на открытый рынок ценных бумаг.

Четвертый этап - венчурная фирма меняет статус част­ной компании на статус открытого акционерного общества и про­дает свои акции неограниченному кругу лиц. На данном этапе рискс-инвесторы возвращают вложенные в инновационный проект средства и получают учредительскую прибыль.

Одной из перспективных форм развития инновационного пред­принимательства являются технопарки и технополисы.

Технопарки - гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции. Технопарки формируются вокруг крупных научно-исследовательских институтов. В них функционируют бизнес-инкубаторы. Технопарки включают структуры, обеспечивающие полный инновационный цикл. К ним относятся:

- научный центр, организующий и координирующий инноваци­онные процессы;

- инжиниринговые центры по разработке базовых технологий;

- опытные заводы по выпуску малыми партиями наукоемкой продукции;

- торговые фирмы;

- учебные центры по повышению квалификации специалистов, осуществляющих инновационную деятельность.

Технополис - более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города - нау­кограды, развитие которых обусловлено деятельностью научно-производственных комплексов.

Формами межфирменного инновационного сотрудничества являются совместные предприятия и стратегические альянсы.

Совместное предприятие — организация межфирменного сотрудничества посредством слияния фирм-партнеров и обра­зования нового предприятия, в котором управленческая ответ­ственность разделена между фирмами-партнерами.

Типы совместных предприятий по виду осуществляемой деятельности:

- сотрудничество между фирмами только при осуществлении исследований;

- обмен технологиями, ноу-хау;

- разработка нового продукта;

- сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла продукции.

Стратегические альянсы - временные кооперативные со­глашения между компаниями, не предполагающие слияния или полного партнерства.

Научно-технические альянсы делятся:

- на научно-исследовательские;

- научно-производственные

Научно-исследовательские альянсы осуществляют разра­ботку научно-исследовательского проекта.

Научно-производственные альянсы создаются для разра­ботки, производства и реализации новой продукции.

Стратегические преимущества создания совместных пред­приятий и альянсов при осуществлении инновационной деятель­ности заключаются в следующем:

- использование эффекта масштаба в производстве и/или мар­кетинге нового продукта;

- доступ к разработкам и ноу-хау партнера;

- возможность проникновения на труднодоступные рынки.