12.3. Власть и партнерство
Понятие власти очень часто используется в характеристике политических деятелей и в оценке политической жизни. Поэтому складывается мнение, что это понятие относится только к политике. Однако в процессах управление нетрудно увидеть проявление власти и существование власти. Не являются ли это синонимом управления или хотя бы понятия полномочий управления?
Власть – это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей. Власть – это необходимое условие управления, это потребность в управлении и предрасположенность к нему со стороны группы людей или коллектива и способность, и желание одного из этой группы согласовывать деятельность людей посредством сознательного влияния на них с учетом общей цели и особенностей деятельности каждого.
Власть и управление – это два взаимодополняющих понятия, они переплетаются, но не тождественны. Не может быть управления без реальной власти, не может быть власти, не подкрепленной реальным управлением. Власть реализуется в управлении и раскрывает свою силу, жизненность, устойчивость.
В управлении власть проявляется как совокупность полномочий, компетенций, лидерства (авторитет, признание, уважение, готовность к позитивной реакции на воздействие) и целей. Власть может быть реализована тогда, когда она строит управление по общей цели, опирается на полномочия, имеет информацию, необходимую для управления, пользуется авторитетом и признанием.
Но власть может реализовываться по-разному, потому что комбинации цели, полномочий, компетенции и лидерства могут складываться различным образом. Можно овладеть механизмом реализации власти – полномочиями и далее реализовывать власть посредством принуждения, мало внимания обращая на общественность цели, авторитет и пр. Но можно реализовывать власть на основе целей и лидерства, и это будет уже иное управление, иной вариант реализации власти.
В процессах управления, в каких бы масштабах оно не осуществлялось, всегда возникает проблема власти, потому что и само управление – это процесс реализации власти и его успех зависит от того, каков объем власти и каков ее характер. Объем власти отражает силу влияния в комплексе проблем функционирования и развития фирмы, а характер власти – те опорные факторы, которые являются фундаментом власти (полномочия, авторитет и пр.).
Эта проблема в практике управления возникает в виде проблемы управляемости.
Управляемость – это реакция подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стороны менеджера или системы управления в целом. Именно управляемость отражает объем и характер власти и является одной из важнейших характеристик управления.
Реакция на воздействие, управленческое решение может быть различной. Можно выделить два варианта такой реакции:
бездействие, противодействие (скрытое или явное), формальное действие (без души, инициативы, концентрации усилий, использования квалификации);
восприимчивое действие, инициативное действие, энтузиазм (энтузиазм нельзя эксплуатировать, но можно и нужно вызывать, потому что работать с энтузиазмом – это естественная потребность человека).
Конечно, каждому менеджеру хотелось бы иметь высокую управляемость. Но отчего зависит повышение или снижение управляемости? Можно ли ее регулировать?
Одним из факторов повышения управляемости, а, следовательно усиление и изменение характера власти является партнерство.
Партнерство – это управление, осуществляемое на основе участия всех членов коллектива или группы в разработке и принятии решений. Это совместное управление.
Партнерство характеризует взаимоотношения менеджера и подчиненных ему людей. Но не всякие взаимоотношения, а только такие, которые способствуют интеграции интересов, замыслов, намерений, стремлений, которые характеризуют понимание и поддержку менеджера персоналом.
Партнерство определяется авторитетом менеджера, механизмом управления, выбранным и используемым им. Целями, социально-психологической атмосферой.
Важными элементами управляемости являются содействие и сотрудничество. Вряд ли управление может быть достаточно эффективным без содействия менеджеру со стороны коллектива. Как соотносятся содействие и сотрудничество? Сотрудничество – это деятельное стремление работать совместно, эффективно, делать общее дело, добиваться определенных результатов. Содействие – это помощь и поддержка действий менеджера, это организация собственной деятельности в унисон деятельности менеджера, это творческое исполнение его замыслов и распоряжений.
Управляемость как фактор власти зависит от нескольких факторов.
Участие в управлении, при котором возникает понимание своей роли в общем, процессе движения к цели в общей системе совместной деятельности людей, рождается осознание целей и путей их достижения, стратегии и тактики управления, в котором управление становится не отчужденной деятельностью менеджера, а собственной деятельностью. Участие в управлении является средством самоутверждения личности, потребность участия в управлении является одной из реальных потребностей каждого человека.
Формы участия в управлении могут быть различными: владение акциями и участие в собрании акционеров. В принятии ключевых решений. В разработке стратегии развития фирмы, возможность реализации собственных инициатив как в микро масштабах. Так и макро масштабах принятие и рассмотрение предложений по качеству. В организации деятельности, постановке проблем и пр.), развитие неформального управления, при котором отпадает необходимость в формальном принятии некоторых решений (дисциплина, сроки выполнения работы, качество, использование техники и прю).
Качество управленческих решений, которое может быть таким, что возникает противодействие. Это решения, не соответствующие общей цели или не подготовленные по факторам осознания новой цели, решения, не учитывающие важные факторы ситуации (чаще всего социально-психологического плана).
Общий квалифицированный и образовательный уровень персонала. Его неспособность осмыслить и принять решение менеджера, отражающие некоторую необходимость. Управляемость зависит от человеческих ресурсов, селекции персонала.
Поставленная цель управления может быть нереальной, расплывчатой, недостижимой, непонятной. Это также влияет на управляемость. Люди должны знать, на какие цели ориентированы решения менеджера, соответствуют ли эти цели их интересам. Насколько они реальны.
Соответствие типа управления в конкретной обстановке, реальности существующих ситуаций.
Достаточность полномочий менеджера для решения проблем, принятие управленческих решений.
Лидерство, авторитет менеджера и доверие его опыту, квалификации, интеллекту и воле.
Социально-психологическая атмосфера деятельности, которая может благоприятствовать позитивной реакции на управленческие решения и может препятствовать их исполнению.
Влияние внешней среды деятельности фирмы также определяет управляемость. Это фактор общественных отношений.
Иногда полагают, что обладание властью позволяет навязывать людям свою волю и не требует знания и понимания их интересов и особенностей. Это ошибочное мнение, которое, как правило, ведет к резкому снижению управляемости. Существует последовательность ситуаций, связанных с проявлением власти. Первоначально менеджеру может удаваться навязывать свою волю, не считаясь с людьми, при этом, возможно. Его решения будут реализовываться, не будет мгновенной негативной реакции, будет период. Когда только формируется образ менеджера, складывается обстановка неформальной организации отрицательного типа, далее возможно скрытое противодействие его решениям, которое будучи замечено менеджером, подталкивает его к ужесточению требовательности, к формализации организации. Это только усугубляет проблему. Управляемость все равно остается низкой или снижается ввиду возникновения конфликтов, которые в конечном итоге приводят к разрушению управления. Часто в этих условиях менеджер теряет власть (его снимают с должности). Это лучший вариант развития событий, худшим является банкротство фирмы или, по крайней мере, кризисное ее положение.
Если понимать власть как зависимость, то можно утверждать, что властью обладает не только менеджер, но и его подчиненные. Ведь они тоже могут влиять на него соответствующим образом. И менеджер в определенном смысле зависит от своих подчиненных. В связи с этим возникает проблема баланса власти, с которой в свою очередь связана проблема управляемости. Социально-психологическая система – или фирма, или организация – становится неуправляемой тогда, когда баланс нарушается.
В процессах управления власть может быть реализована по-разному, и она может опираться на различные факторы деятельности человека. Иногда власть над человеком может опираться на обладание информацией о нем негативного типа, или услуги, предоставленные этому человеку, но не имеющие морального основания. Есть менеджеры, которые стараются прибегнуть к таким основаниям власти, потому что такая власть в определенных условиях может соответствовать очень эффективному управлению исполнительного типа. Бывает. Когда подчиненные также получают власть над менеджером благодаря обладанию какой-либо сомнительной информацией.
Можно вывести следующую типологию власти:
власть, опирающаяся на принуждение, чувство страха, обостренной ответственности;
власть, опирающаяся на недостаточность информации у подчиненного или на обладание подчиненным или менеджером информацией нежелательного типа;
власть, опирающаяся на интересы и потребности человека;
власть, опирающаяся на сознание подчиненного и менеджера;
власть, опирающаяся на профессиональное удовольствие от работы и на потребность реализации своего профессионализма;
Эталонная власть, опирающаяся на личный пример, стремление к подражательству;
Власть группового давления – влияние мнения группы, ее позиции, поведения, отношения.
Власть предполагает также и механизм управления. Ведь механизм – совокупность средств воздействия. Тип власти определяет формирование механизма, т.е. комбинацию средств воздействия в практической деятельности по управлению;
Власть традиции заключается в создании традиций выполнения определенной работы. Традиции – это совокупность привычек и ожиданий, которые ведут к некоторому автоматизму действий и нарушение которых вызывает отрицательные эмоции. Но их каждый человек старается избежать и поэтому находится в их власти. Традиции могут возникнуть стихийно, но могут создаваться сознательно в процессах управления.
Особое значение в менеджменте имеет власть примера. Ее часто называют харазматическим влиянием. Это привлекательность личности менеджера. Здесь наиболее важную роль играет энергичность менеджера, его способность внушать и убеждать, независимый характер, определенные ритористические способности, уверенность в поведении, доброжелательность к людям. Существует и антихаризматическое влияние, которое проявляется в амбициозности, самомнении, пренебрежительном отношении к людям, высокомерии;
Власть убеждений, заключающаяся в подчинении своим убеждениям. Как правило, путь формирования убеждений очень сложный и противоречивый. Каждый человек обладает убеждениями, и убеждения эти различны. Но когда убеждения действительно сложились, они оказывают устойчивую власть и определяют поведение человека, иногда даже вопреки формальным распоряжениям. Власть убеждений может быть весьма сильной и устойчивой.
Управление, опирающееся как на убеждения менеджера, так и на убеждения, господствующие в сознании персонала, является весьма эффективным.
Таким образом:
Менеджеру не следует увлекаться властью, надо стремиться к партнерству.
Власть не всегда сочетается с авторитетом, который ценнее власти.
Управляемость – индуктор власти, отношение к менеджеру и работе.
Партнерство обогащает идеями и укрепляет власть.
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II