5.1. Инновационный потенциал оу
Инновационный потенциал - совокупность характеристик ОУ, определяющих способность учреждения к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Инновационный потенциал ОУ - это ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения в педагогическую систему нововведений, обеспечивающих повышение качества образования.
В образовательной системе можно выделить различные виды ресурсов: кадровые, организационные, методические, информационные, материальные, финансовые и т.п. Использование различных видов ресурсов определяется связями и отношениями структурных элементов системы.
Для проведения инновационных процессов ОУ должно располагать: а) свободными денежными средствами, достаточными финансирования разработок; б) соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта; в) сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.
В ходе анализа теоретических подходов к проблеме развития инновационного потенциала кадрового ресурса ОУ и практики инновационного образования в специальной литературе выделяется ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:
- развитие инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, и его сопровождение должны осуществляться на основе компетентностного подхода;
- процесс развития инновационного потенциала педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должен быть непрерывен, так как становление инновационной практики - это постоянно изменяющийся процесс;
- процесс развития инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях (событиях);
- образование педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должно быть организовано как непрерывный процесс достижения поставленных образовательных задач и оформления новых;
- так как любая деятельность человека включает решение задач, именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение развития инновационного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;
- для осуществления развития инновационного потенциала педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых ему для ее реализации.
Сущность процесса развития инновационного потенциала педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ.
Основными процессами, позволяющими реализовать вышеобозначенные условия, являются самоопределение и специально организованный процесс реализации индивидуальных образовательных программ.
Самоопределение - это непрерывный процесс достижения поставленных образовательных целей и задач, а также оформления новых. Организация процедуры самоопределения может осуществляться в форме рефлексивных семинаров на «входе» в пространство деятельности школы, реализующей инноватику. Педагоги в ходе данных семинаров демонстрируют (предъявляют) возможные места для включения в ту область, где идут разработка, освоение, тиражирование новаций.
Второй этап процедуры самоопределения ориентирован на осуществление «проб» вошедшим в деятельность субъектом. Задача состоит в том, чтобы в режиме «реального события» или модельной (смоделированной) ситуации он имел возможность определить способы и средства инновационной деятельности и «подействовать» ими применительно к ситуации. Затем за счет рефлексии осуществленных действий и оформления дефицитов, нужных для данной деятельности способов, а также соотнесения с инновационной практикой школы [3]. Результатом такой работы являются составление основы программы предстоящей деятельности инновационной школы и индивидуальные образовательные программы педагогов.
Таким образом, индивидуальные образовательные программы строятся за счет организации рефлексии особого типа, в ходе которой действия педагога в конкретной ситуации сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представлениями, опытом, индивидуальностью (мастерством, способностями, профессиональной компетентностью и т.д.) и до оформления проходят ряд стадий: образовательные потребности - образовательные задачи - индивидуальная образовательная программа.
Находясь в рефлексивной позиции, педагог устанавливает связи между разными моментами, факторами, но именно образовательные потребности обнаруживаются, когда обусловленность достижений и затруднений педагога сопоставляется с его актуальными качествами. Когда это делал сам педагог для себя - это акт, момент самообразования, самоуправления, самоорганизации. Субъект сам себя познает, сам ставит образовательные задачи и сам думает, как их решить.
Рефлексивные процессы по поводу составления и коррекции индивидуальных образовательных программ проходят для педагога в образовательном учреждении и они должны быть специально организованы и управляемы.
При проектировании собственной деятельности по реализации индивидуальных образовательных программ педагоги обсуждают, какие дела предстоят каждому в ближайший период, какими качествами должен обладать каждый, чтобы успешно справиться с предстоящими делами, и каким в связи с этим должно быть его образование. Подготовка педагога к предстоящей деятельности происходит на основе выделения и понимания тех компонентов, которые характеризуют будущее (ситуаций, трудностей, целей, задач и т.д.). Так реализовывается принцип непрерывной работы с будущим в настоящем, происходит целенаправленная подготовка педагога к предстоящей деятельности.
Для реализации индивидуальных образовательных программ необходима образовательная среда, состоящая из образовательных процессов, структур, в которых есть возможность созданную индивидуальную образовательную программу реализовать [5]. Для каждого субъекта возможно как минимум два варианта: самостоятельно строить образовательную среду в границах определенного образовательного пространства или искать образовательную среду, созданную другими, и использовать ее для реализации собственной индивидуальной образовательной программы.
Образовательная среда - понятие комплексное. В значительной степени оно ориентировано не столько на обучение, сколько непосредственно на учение. Среда становится образовательной тогда, когда появляется субъект, который превращает ситуацию в образовательную для себя. Поэтому одна и та же среда может быть образовательной для одного и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого, каждый имеет возможность самостоятельно формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая те или иные образовательные институциональные формы или занимаясь самообразованием.
Кроме того, в профессиональном пространстве должны быть места, где учитель может проявить инициативу, обсудить ее с коллегами, объединиться в любые профессиональные группы. Где не игнорируются те формы педагогической деятельности, которые не оказывают существенного влияния на контролируемые результаты, например духовное и нравственное развитие, стремление человека активно выбирать и конструировать среду, в которой он живет и работает.
Интеллектуальные ресурсы ОУ обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».
Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований в учреждении.
Инновационная активность ОУ зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития учреждения. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента в ОУ, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.
Главным фактором, отражающим инновационную активность ОУ и влияющим на интенсивность инновационных процессов в нем, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в образовательном и управленческом механизме ОУ, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.
Восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов ОУ. Она падает по мере увеличения учреждения, усложнения организационной структуры управления и рутинизации деятельности.
Малые ОУ более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры для корректировки инновационных целей. Они обладают большей инновационной активностью, связанной с наличием благоприятной для творческой деятельности атмосферы, преобладанием неформальных связей.
Для оценки инновационного потенциала ОУ могут быть использованы следующие показатели:
а) научно-педагогический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень и высшую категорию; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.);
б) показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции; количество лицензионных договоров и пр.);
в) продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага);
г) характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности в ОУ; участие в реализации инновационных проектов высшего руководства; уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание