logo search
Тазиев Инновационный менедмент в обр

5.1. Инновационный потенциал оу

Инновационный потенциал - совокупность характеристик ОУ, определяющих способность учреждения к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Инновационный потенциал ОУ - это ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения в педагогическую систему нововведений, обеспечивающих повыше­ние качества образования.

В образовательной системе можно выделить различные виды ресурсов: кадровые, организаци­онные, методические, информационные, матери­альные, финансовые и т.п. Использование различ­ных видов ресурсов определяется связями и отно­шениями структурных элементов системы.

Для проведения инновационных процессов ОУ дол­жно располагать: а) свободными денежными средствами, достаточными финансирования разработок; б) соответствующей материально-технической базой для созда­ния и массового производства нового продукта; в) сотрудниками, способными генерировать неординарные ре­шения.

В ходе анализа теоретических подходов к про­блеме развития инновационного потенциала кад­рового ресурса ОУ и практики инновационного образования в специальной литературе выделяется ряд условий, необходимых для успешного осу­ществления данного процесса, а именно:

- развитие инновационного потенциала педаго­га, ориентированного на инновационную деятель­ность, и его сопровождение должны осуществлять­ся на основе компетентностного подхода;

- процесс развития инновационного потенциа­ла педагога, занимающегося инновационной де­ятельностью, должен быть непрерывен, так как становление инновационной практики - это посто­янно изменяющийся процесс;

- процесс развития инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную де­ятельность, происходит за счет его участия в инно­вационной деятельности и специально организован­ных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях (событиях);

- образование педагога, занимающегося иннова­ционной деятельностью, должно быть организовано как непрерывный процесс достижения поставлен­ных образовательных задач и оформления новых;

- так как любая деятельность человека включает решение задач, именно поэтому целесообразно ор­ганизовывать сопровождение развития инновацион­ного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;

- для осуществления развития инновационного потенциала педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего перио­да, а также организовывать совместное проектиро­вание предстоящей деятельности и освоение каж­дым педагогом знаний, умений, способов, необхо­димых ему для ее реализации.

Сущность процесса развития инновационного потенциала педагога состоит в разрешении инди­видуальных образовательных дефицитов, возника­ющих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обо­гащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной де­ятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ.

Основными процессами, позволяющими реали­зовать вышеобозначенные условия, являются са­моопределение и специально организованный про­цесс реализации индивидуальных образователь­ных программ.

Самоопределение - это непрерывный процесс достижения поставленных образовательных целей и задач, а также оформления новых. Организация процедуры самоопределения может осуществлять­ся в форме рефлексивных семинаров на «входе» в пространство деятельности школы, реализующей инноватику. Педагоги в ходе данных семинаров де­монстрируют (предъявляют) возможные места для включения в ту область, где идут разработка, осво­ение, тиражирование новаций.

Второй этап процедуры самоопределения ори­ентирован на осуществление «проб» вошедшим в деятельность субъектом. Задача состоит в том, что­бы в режиме «реального события» или модельной (смоделированной) ситуации он имел возможность определить способы и средства инновационной де­ятельности и «подействовать» ими применительно к ситуации. Затем за счет рефлексии осуществлен­ных действий и оформления дефицитов, нужных для данной деятельности способов, а также соот­несения с инновационной практикой школы [3]. Результатом такой работы являются составление основы программы предстоящей деятельности ин­новационной школы и индивидуальные образова­тельные программы педагогов.

Таким образом, индивидуальные образователь­ные программы строятся за счет организации реф­лексии особого типа, в ходе которой действия пе­дагога в конкретной ситуации сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представ­лениями, опытом, индивидуальностью (мастер­ством, способностями, профессиональной компе­тентностью и т.д.) и до оформления проходят ряд стадий: образовательные потребности - образова­тельные задачи - индивидуальная образовательная программа.

Находясь в рефлексивной позиции, педагог ус­танавливает связи между разными моментами, факторами, но именно образовательные потреб­ности обнаруживаются, когда обусловленность до­стижений и затруднений педагога сопоставляется с его актуальными качествами. Когда это делал сам педагог для себя - это акт, момент самообразова­ния, самоуправления, самоорганизации. Субъект сам себя познает, сам ставит образовательные зада­чи и сам думает, как их решить.

Рефлексивные процессы по поводу составления и коррекции индивидуальных образовательных программ проходят для педагога в образователь­ном учреждении и они должны быть специально организованы и управляемы.

При проектировании собственной деятельности по реализации индивидуальных образовательных программ педагоги обсуждают, какие дела пред­стоят каждому в ближайший период, какими качес­твами должен обладать каждый, чтобы успешно справиться с предстоящими делами, и каким в свя­зи с этим должно быть его образование. Подготов­ка педагога к предстоящей деятельности происхо­дит на основе выделения и понимания тех компо­нентов, которые характеризуют будущее (ситуа­ций, трудностей, целей, задач и т.д.). Так реализовывается принцип непрерывной работы с будущим в настоящем, происходит целенаправленная подго­товка педагога к предстоящей деятельности.

Для реализации индивидуальных образова­тельных программ необходима образовательная среда, состоящая из образовательных процессов, структур, в которых есть возможность созданную индивидуальную образовательную программу ре­ализовать [5]. Для каждого субъекта возможно как минимум два варианта: самостоятельно строить образовательную среду в границах определенного образовательного пространства или искать образо­вательную среду, созданную другими, и использо­вать ее для реализации собственной индивидуаль­ной образовательной программы.

Образовательная среда - понятие комплексное. В значительной степени оно ориентировано не столько на обучение, сколько непосредственно на учение. Среда становится образовательной тогда, когда появляется субъект, который превращает си­туацию в образовательную для себя. Поэтому одна и та же среда может быть образовательной для од­ного и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого, каждый имеет возможность самостоятель­но формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного про­странства, выбирая те или иные образовательные институциональные формы или занимаясь самооб­разованием.

Кроме того, в профессиональном пространстве должны быть места, где учитель может проявить инициативу, обсудить ее с коллегами, объединить­ся в любые профессиональные группы. Где не иг­норируются те формы педагогической деятельнос­ти, которые не оказывают существенного влияния на контролируемые результаты, например духов­ное и нравственное развитие, стремление человека активно выбирать и конструировать среду, в кото­рой он живет и работает.

Интеллектуальные ресурсы ОУ обеспечивают возмож­ность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».

Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с по­нятием «инновационная активность». Под инновационной ак­тивностью подразумевают интенсивность проведения иннова­ционных преобразований в учреждении.

Инновационная активность ОУ зависит не только от обес­печенности ресурсами. Во многом ее определяет организаци­онная культура, включающая принципы и обязательства, на осно­вании которых разрабатывается и реализуется стратегия раз­вития учреждения. Организационная культура отражает особенно­сти системы менеджмента в ОУ, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной дея­тельности.

Главным фактором, отражающим инновационную активность ОУ и влияющим на интенсивность инновационных процес­сов в нем, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в образовательном и управленческом механизме ОУ, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

Восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов ОУ. Она падает по мере увеличения учреждения, усложнения организационной структуры управления и рутинизации деятельности.

Малые ОУ более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мо­бильности, что позволяет быстро реагировать на изменение ры­ночной конъюнктуры для корректировки инновационных целей. Они обладают большей инновационной активно­стью, связанной с наличием благоприятной для творческой дея­тельности атмосферы, преобладанием неформальных связей.

Для оценки инновационного потенциала ОУ могут быть использованы следующие показатели:

а) научно-педагогический потенциал (численность сотрудников, име­ющих ученую степень и высшую категорию; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.);

б) показатели коммерциализации (доля новой продукции в об­щем объеме производимой продукции; количество лицензи­онных договоров и пр.);

в) продолжительность выполняемых работ (величина иннова­ционного лага);

г) характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности в ОУ; участие в реализации инновационных проек­тов высшего руководства; уровень свободы, предоставляе­мой участникам инновационной деятельности).