Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
Для повышения вероятности получения желаемого результата и обоснования намеченных планов осуществления инновационного процесса используется прогнозирование.
Задачи прогнозирования:
1) определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;
2) оценка последствий реализации каждого из возможных вариантов инновационного проекта (оценка рисков);
3) оценка ресурсов, необходимых для реализации возможных вариантов.
Прогностическая и аналитическая деятельность направлены и ориентированы на поиск, выявление и разработку проблемных зон деятельности ОУ.
Проблема – греч. problema – преграда, трудность, задача; теоретический или практический вопрос, требующий исследования и разрешения; противоречивая ситуация, порожденная наличием противоположных позиций. Проблема понимается как соотношение существующего и желаемого и формулируется как отсутствие чего-либо, противоречие, недостаток или трудность (например, проблема текучести кадров).
Рис.5. Процесс появления проблемы
Поскольку центральным звеном в проблемном анализе является построение «проблемного поля» школы и последующая с ним работа, а также ввиду отсутствия в современной литературе технологии работы с ним, уместно обозначить более подробно все «шаги» в данной работе.
Эти «шаги» будут выглядеть следующим образом:
Шаг первый. Генерирование и обозначение проблем (Например: неконтролируемый объем домашних заданий, ограниченность выбора профилей обучения, несоответствие социального заказа и реальных возможностей школы и т.д.).
Сбор информации для определения проблем может осуществляться различными способами, как традиционными (посещение уроков, беседы, анкетирование и т.д.), так и посредством использования специально разработанных карточек проблем. Более эффективным является коллективное генерирование и обозначение проблем, например, в форме семинара, совещания или даже педагогического совета.
Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам. В условиях ОУ данными блоками могут быть: учебно-воспитательный процесс (отдельно по каждой ступени образования + воспитательная работа), содержание образования, организационно-управленческий процесс, организационная культура, ресурсное обеспечение. На этом же этапе происходит выявление ключевого блока. Ключевым считается тот, в котором оказалось наибольшее количество проблем.
Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока. Основания для такого структурирования могут быть самые разнообразные. Например: по сферам деятельности они могут быть школьными и внешкольными, по субъектам решения - преподавательскими (учительскими), административными, вышестоящего отдела образования; по результату - решаемыми и не решаемыми конкретным ОУ, в настоящих условиях.
Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока. В этом блоке необходимо проанализировать каждую проблему с последующей на предмет их первичности: какая из вышеозначенных проблем может быть решена за счет решения другой.
Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой. Ею будет являться та, которая получила всех больше выборов. Это и будет ключевая проблема конкретного образовательного учреждения, которую и необходимо будет решать в течение определенного времени.
На этом этапе решается принципиальный вопрос: какой будет сфера будущих инноваций? Будет она касаться учебной или внеучебной деятельности? Какая из них будет приоритетной? На выбор объекта нововведений, безусловно, повлияет и обозначенная проблема ОУ.
Проблемы, в этом плане, принято подразделять на: а) корневые - кадровые, управленческого порядка, стратегические; б) узловые - на которых замыкаются другие проблемы; в) результатирующие - те, которые являются следствием других проблем.
Разумеется, первоочередному решению подлежит первая группа проблем - корневые, в случае их отсутствия - узловые.
Сам анализ состоит из следующих шагов:
а) определение предмета, состава и содержания анализа;
б) структурно-функциональное описание предмета анализа;
в) анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие – следствие;
г) определение степени достижения целей, подготовка материалов к педсовету по итогам учебного года, формулирование цели и основных задач на новый период.
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание