logo search
Тазиев Инновационный менедмент в обр

Поиск, отбор и выработка проектной идеи

Поиск и отбор инновационных идей является важной частью процесса нововведений, поскольку определяет его направление. Для выбо­ра направления инновационной деятельности дается оценка кон­курентоспособности и перспективности различных вариантов реа­лизации проекта, при этом рассчитываются возможные риски.

Факторами, влияющими на выбор инновационной идеи, являются:

а) потенциальная коммерческая эффективность разработки; б) капиталоемкость (величина затрат по проекту); в) уровень инновационных рисков; г) соответствие тенденциям развития рынка образовательных услуг; д) соответствие стратегической позиции и возможностям ОУ.

Итак, процесс нововведений начинается с зарождения за­мысла об изменении. В любой организации, заботящейся о соб­ственной конкурентоспособности, должен существовать так на­зываемый «портфель инновационных идей». Для его формиро­вания используются внешние и внутренние источники.

К внешним источникам относятся: 1) научные разработки, выполняемые научно-исследователь­скими институтами и педагогическими вузами; 2) результаты маркетинговых исследований; 3) разработки, предоставляемые по каналам коммерческого технологического обмена (в том числе по лицензиям); 4) патентная информация; 5) разработки потенциальных конкурентов.

Источниками информации могут также являться раз­личные печатные издания, сборники научных трудов и материалов научно-практических конференций, отчеты и аналитические справки о деятельности ОУ. Формированию новых идей могут способствовать изменения в за­конодательстве, структуре образования, в ценностных установках и вос­приятиях, а так­же состояние мировой образовательной системы.

Внутренние источники включают: а) ноу-хау ОУ; б) рационализаторские предложения в области образования, воспитания, технологий, организации, управления.

Большое количество оригинальных идей возникает у рядовых сотрудников, в должностные обязанности которых не вхо­дит осуществление инновационной деятельности. Для учета и об­работки рациональных предложений работников в ОУ используются типовые формы, помогающие сотрудникам сформу­лировать сущность инновационной идеи.

Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов педагогического коллектива по выработке неординарных решений.

Для генерирования идей используются следующие методы:

«Мозговой штурм». Суть этого метода состоит в совместном выдвижении идей по интересующей проблеме для последующего выбора наибо­лее рациональной мысли. При этом процессы выработки решений и оценки их значимости и целесообразности разделены. Подобный прием повышает результативность творческой дея­тельности за счет раскрепощения ее участников.

«Мозговой штурм» происходит следующим образом. Организуется заседание специалистов по данной проблеме, при этом создаются усло­вия для свободного обмена идеями в непринужденной атмос­фере. Для стимулирования творческой активности стены поме­щения для «мозгового штурма» могут быть украшены картина­ми в стиле абстракционизма.

В процессе «штурма» участники высказывают свои сообра­жения по поводу поставленной задачи, причем они могут носить шуточный характер. На данном этапе ничего не обсуждается, а предлагаются только идеи (обсуждать и критиковать чужие идеи запрещается).

Высказывания участников «мозгового штурма» протоколиру­ются, а затем анализируются экспертами, которые выбирают наи­более рациональные идеи.

Синектика. Данный метод использует те же правила, которые применя­ются при «мозговом штурме». Отличия заключаются в том, что в синектике для генерирования новых идей привлекаются специа­листы из различных областей, смежных с той, в которой сфор­мулирована проблема (стык различных дисциплин). Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, так как участники свободны от стереотипов при выработке реше­ния и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи. Таким образом, синектика использует­ся для расширения видения проблемы и снижения зависимости от мнений узкоквалифицированных специалистов.

Метод ассоциаций и аналогий. Данный метод основан на применении различных ассоциа­ций и аналогий при формировании идеи. Используются прямая, личная и символическая виды аналогий.

Прямая аналогия - сравнение характеристик нового про­дукта (процесса) с параметрами аналогичного продукта (процесса). В этом случае выбирается базовый (эталонный) образец, с ко­торым осуществляется сравнение (например, изучается опыт ве­дения образовательной деятельности школы-конкурента для ис­пользования в своем ОУ).

Личная аналогия - вживание в образ, при котором разра­ботчики новой продукции (учителя) отождествляют себя с потребителями данной продукции (учащиеся, родители) и используют собственные ощущения для оп­ределения запросов покупателей.

Символическая аналогия - обобщенная аналогия, в кото­рой используются символы (например, модели).

Метод фокальных объектов. Суть метода состоит в присвоении признаков случайно вы­бранных объектов к изменяемому объекту, который лежит как бы в фокусе переноса. Этот объект называется фокальным.

Метод осуществляется следующим образом. Выбирается фокальный объект, произвольным образом находятся случай­ные объекты и составляется перечень свойств, характерных для этих случайных объектов. Свойства случайных объектов при­соединяются к фокальному, и затем предлагаются идеи о том, каким будет фокальный объект с новыми, не характерными для него признаками. Далее осуществляется развитие идеи с исполь­зованием ассоциативного мышления. Заключительным этапом является оценка и выбор идеи.

В итоге разрабатывается Концепция нововведения или предстоящей инновационной деятельности.

Концепцияэто предположение о путях решения проблемы (которую стараются разрешить разработчики проекта), содержащее объяснение причинно-следственных зависимостей, требующее доказательства, эмпи­рической проверки. Концепция - это описание основного смысла деятельности. Необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности ОУ.

Концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единую, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

Структура концепции: 1) Общие подходы к деятельности. 2) Анализ сложившейся ситуации. 3) Описание образа желаемой ситуации (видение, идеи). 4) Формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности. 5) Обозначение основных направлений деятельности.