logo search
Тазиев Инновационный менедмент в обр

2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности

Под интеллектуальной собственностью понимается творение человеческого разума, человеческого интеллекта в виде информации, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру.

Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт, являющийся результатом творческих усилий его создателей - отдельной личности или коллектива (в нашем случае – ученых, педагогов, студентов и учащихся).

Интеллектуальный продукт может иметь различные формы: научные открытия и изобретения, результаты технологических и проектных работ, образцы новой продукции, новой техники и материалов, новая технология, услуги (образовательные, научно-производственные, консалтинговые, экономико-финансовые, управленческие, маркетинговые), а также различные виды литературно-художественного творчества и т. д.

Объектом интеллектуальной собственности являются документально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Понятие интеллектуальной собственности охватывает два типа объектов: промышленной собственности и авторского права.

1. К промышленной собственности относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, конфиденциальная информация. К изобретениям относятся: устройство, способ, вещество, которые обладают существенными отличительными техническими решениями, а также применения указанных объектов по новому назначению. Изобретение охраняется патентом 20 лет.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные соответственно отличить товары и услуги одних юридических лиц или граждан от товаров и услуг других юридических лиц и граждан. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Формой правовой охраны является свидетельство на товарный знак.

Фирменное наименование - имя или обозначение, позволяющее идентифицировать организацию и охраняющее против неправомерных действий третьих лиц. В странах с развитой законодательной системой исключительное право на использование фирменного наименования предоставляется после его регистрации в установленном порядке. Право на фирменное наименование является бессрочным и прекращается в случае ликвидации фирмы. Будучи имущественным неотчуждаемым правом, оно не подлежит продаже.

Бренд - широко известный товарный знак или наименование фирмы, имеющей заслуженную репутацию и производящей качественные продукты и услуги.

2. Авторское право охватывает преимущественно результаты литературного и художественного творчества (поэмы, музыку, картины и т. п.), к которым в последнее время добавились и объекты научно-технической сферы (программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем) и Web-страницы.

В российском законодательстве пока отсутствует развернутое определение объектов интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность - это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица и продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. д.).

Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментом инновационной деятельности. Ее состояние, прежде всего состояние патентной системы, может стимулировать или, напротив, сдерживать инновационную деятельность организаций. Ввиду особой нематериальной природы объектов данной собственности отсутствие или лишение патентных прав означает утрату самой собственности. Поэтому ее охрана, а также пресечение недобросовестной конкуренции входят в число стратегических целей как компаний, так и государства.

К основным формам защиты промышленной собственности относятся:

Патент - свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом, изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными.

Лицензия - разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени, на определенной территории и за определенную плату.

Основные формы передачи технологий.

Передача технологий на коммерческой основе осущёствляется в следующих основных формах:

- патентные соглашения - торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;

- лицензионные соглашения - торговая сделка, при которой собственник предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;

- ноу-хау - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;

- инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.

К числу мероприятий по передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т. д.

Профессия учителя является профессией творческой, он разрабатывает уроки, мероприятия, создает электронные презентации, рабочие программы, пишет аналитический отчет и т.д. Будет ли это считаться интеллектуальной собственностью?

Здесь нужно выделить два момента. Первое: сама по себе эта деятельность - творческая, и многие объекты, которые учитель создаёт в процессе работы - объекты авторского права. Однако нужно учитывать, что сам по себе опыт, которым призывают делиться - не объект авторского права. А вот произведения, в которых он воплощён - объект (авторская программа, учебное пособие, методическое пособие). Опыт должен быть зафиксирован в каком-либо произведении в объективной форме (не обязательно письменно).

Второе: в основной своей массе названные в вопросе результаты, скорее всего, будут отнесены к так называемым служебным разработкам. Если они созданы в порядке исполнения трудовых обязанностей и в рамках нормальной учебной нагрузки, то исключительное право на них, в том числе право использовать разработку в работе ОУ, будут принадлежать работодателю - учебному заведению. Если автор изначально разрешит обнародование своей разработки, то в последующем она может использоваться работодателем или другим лицом, которому работодатель такое право передаст. А уж кто ознакомит это лицо с ней - правообладатель или сам автор - не важно. Поэтому в такой ситуации обязанность «делиться опытом» вполне правомерна. (Другое дело, если разработка не является служебной.)

Тем не менее, даже на служебное произведение автор имеет некоторые права - правда, в основном неимущественного характера. В частности, он может требовать указания себя в качестве автора на экземплярах произведения. Так что учитель может требовать, например, чтобы его методическое пособие издавали с указанием его имени на обложке.

Как будут защищены права учителя, если он опубликует свои инновационные разработки? Кто может ими воспользоваться? На каких условиях он сам может смотреть разработки коллег и пользоваться ими?

Возникает вопрос, к какой сфере относятся эти разработки.

С момента, когда кто-то создал в любой объективной форме произведение науки, литературы или искусства (включая программы для ЭВМ), он уже автор, и его права автоматически защищаются авторским правом. Если же разработка относится к сфере патентного права, то защита его правам будет предоставлена только с момента подачи заявки на получение патента.

Отсюда разница: если кто-то хочет воспользоваться объектом авторских прав педагога, легально он сможет это сделать только с его ведома и согласия. А вот если кто-то решит применить опубликованную разработку из области патентного права учителя, если он не подал соответствующей заявки, другое лицо сможет сделать это совершенно спокойно. То же самое касается и разработок коллег. Применять чужой, но незапатентованный метод - не криминал, а вот перепечатать чужое произведение без разрешения правообладателя - незаконно.

Очевиден преимущественный удельный вес создаваемых ноу-хау во всех звеньях школьной системы образования. Развитие применения в школе оргтехники, компьютерных, лингафонных классов позволяет прогнозировать создание сначала относительно небольшого, а затем постепенно возрастающего количества изобретений, промышленных образцов, оригинальных программ ЭВМ. Введение частного обучения, развитие различных форм индивидуального обучения в ОУ дает основание прогнозировать рост зарегистрированных товарных знаков и числа лицензий, проданных на ноу-хау и товарные знаки.