logo search
Курс лекций (часть 2)

Заключение

В процессе проведения реформ на транспорте решены стратегические задачи, связанные с отделением функций государственного аппарата от регулирования хозяйственной деятельности предприятия, сменой собственника имущества, демократизацией и созданием конкурентной среды, формированием рынка транспортных услуг.

Реформы предприятий направлены на обеспечение устойчивой работы транспорта в условиях рыночной экономики, повышение качества управления перевозками и производством, стимулирование эффективности перевозочной деятельности, улучшение финансово-экономической деятельности.

Продолжается процесс разграничения государственной собственности транспортного комплекса между Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации. Указан Перечень акционерных обществ морского и речного транспорта, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности страны, акции которых не подлежат свободной продаже.

В ходе институциональных преобразований на рынке транспортных услуг появились независимые компании всех форм собственности. На сегодня сформулировавшийся сектор негосударственных форм собственности выполняет свыше 90% перевозок грузов, в том числе 93% предприятий речного транспорта, 75% перевозок морского транспорта. На рынке морских транспортных услуг работает около 1000 компаний, на речном транспорте – 1500.

В статусе государственных учреждений и предприятий остались те организации, в функции которых входит контроль за обеспечением безопасности, надлежащего содержания и использования государственного имущества и некоторые другие, в том числе: 15 государственных бассейнах управлений водных путей и судоходства, осуществляющих эксплуатацию и развитие водных путей, государственное регулирование деятельности субъектов речного транспорта.

В целях развития полноценной конкурентной среды на рынках транспортных услуг предпринимаются меры по снижению уровня монополизации в сферах деятельности отдельных предприятий транспорта по ограничению устранения барьеров для целых хозяйствующих объектов на рынки транспортных услуг. В акционерных обществах инициируются процессы реорганизации и разукрупнения субъектов.

Учитывая, что в ближайшие годы особое внимание будет уде­ляться разви­тию транспортного комплекса как фактора, играющего ключевую роль в снижении издержек в экономике, а также в обеспе­чении социальной стабильности и даль­нейшей интеграции России в мировую экономику, автор полагает, что значительно возрастут тре­бования к управлению этим комплексом. В частности к принятию ре­шений в области реализации таких задач как: безопас­ность транс­портного процесса, формирование конкурентоспособных междуна­родных транспортных коридоров, интеграция управления транспорт­ным комплексом, создание мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах ло­гистики, совершенствование системы тарифного регулирования.

Водный транспорт, как неотъемлемая часть транспортного ком­плек­са, получит дальнейшее развитие. В том числе, морской транс­порт бу­дет развиваться на основе системной специализации торговых портов в увязке с сетью железных и автомобильных дорог. Прежде всего, бу­дут развиваться морские терминалы по перевалке нефти, неф­тегрузов, химических грузов, угля, контейнеров, модернизиро­ваться порты Северо-запада России и дальнего Востока, которые бу­дут обеспечивать функционирование транспортных коридоров на тер­ри­тории России. Будут упорядочены экономические отношения в мор­ских портах, позволяющие увеличение доли российского флота в пе­ревозках внешнеторговых грузов и повышение конкурентоспособно­сти национальных судоходных компаний.

Потенциал внутренних водных путей России будет использо­ваться более полно за счет улучшения их состояния, обеспечения га­рантиро­ванных глубин судового хода 4 метра на всем протяжении единой глубоководной системы Европей­ской части страны. Это позволяет расширить сегментацию рынка транспортных услуг для внутреннего водного транспорта. Прежде всего, получат развитие: речной тури­стический бизнес, перевозки строительных грузов для реализации на­циональной программы «До­роги России 21 века», перевозки грузов в районы крайнего Севера и прирав­ненные к ним местности. Значи­тельно будут расширены транзитные и внешнеторговые перевозки в судах смешанного (река-море) плавания, учитывая пер­спективу раз­вития международных транспортных коридоров и освое­ния перевозок по новому маршруту Волга – Дон – Дунай – Рейн.

Для решения перечисленных выше задач потребуются новые спе­циалисты менеджеры транспорта, кадры высшей квалификации, которые будут работать в условиях рынка и повышать конкуренто­способность транспортного комплекса страны. Изложенный в учеб­ном пособии «Менеджмент на водном транс­порте» материал будет способствовать решению этой кадровой про­блемы.