6.2. Содержание инновационных проектов
Каждый инновационный проект содержит 12 составляющих.
Часть 1. Возможности организации (резюме). В этой части рассматриваются две задачи: 1) комплексное описание ОУ; 2) определение возможности ОУ в реализации проекта и оценка его экономических выгод для учреждения.
Часть 2. Определение инновационного проекта. Здесь определяется: цель инновационного проекта, вид инноваций, экономические и финансовые выгоды ОУ от проекта, основные этапы и срок жизни проекта, проблемы его инвестирования и гарантии возврата внешних инвестиций, риск и его страхование, а также коммерческая состоятельность.
Часть 3. Характеристика товаров (Об/Ус). В этой части дается подробная характеристика новых товаров (Об/Ус).
Часть 4. Рынки сбыта товаров (Об/Ус).
Часть 5. Конкуренция на рынках сбыта. Анализ рыночной конъюнктуры, конкурентов, их стратегии и тактики – решаются три основные задачи: 1) сегментирования рынка; 2) сравнительная оценка полученных сегментов и их отбор; 3) позиционирование нового товара (услуги) в выбранных сегментах рынка.
Часть 6. План маркетинга: 1) цели и стратегии маркетинга; 2) ценообразование; 3) схема распространения товаров (Об/Ус); 4) реклама предлагаемых товаров (Об/Ус); 5) формирование общественного мнения; 6) бюджет маркетинга.
Часть 7. План деятельности ОУ. Определяют потребность в материальных, научно-педагогических и кадровых ресурсах, производственных площадях, технологиях и способах удовлетворения этих потребностей, решают вопросы современных методов планирования, организации образовательного и управленческого процессов и т. д.
Часть 8. Организационный план. Определяется состав партнеров-участников: 1) организационная структура; 2) рабочая сила; 3) административно-управленческий персонал.
Часть 9. Правовое обеспечение осуществления проекта.
Часть 10. Экономический риск и страхование – перечень возможных групп рисков, их источники, меры по нейтрализации выявленных рисков, программа страхования от рисков и т. д.
Часть 11. Стратегия финансирования. Эта часть содержит информацию о путях финансирования данного проекта.
Часть 12. Финансовый (бизнес) план. Анализ проекта и принятия окончательного решения надо спрогнозировать, оценить и представить в бизнес-плане следующие данные: 1) объемы продаж товаров (Об/Ус); 2) финансовые затраты; 3) баланс текущих доходов и затрат на образовательный и управленческий процессы, на реализацию товаров (Об/Ус); 4) баланс денежных поступлений и расходов по проекту; 5) прогнозируемый баланс предприятия с учетом внедрения проекта.
Также план должен содержать следующее: 1) титульный лист; 2) содержание; 3) меморандум о конфиденциальности; 4) оглавление; 5) приложение.
6.3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Понятие «инновационный проект» можно определить двояко: как деятельность, которая осуществляется для достижения поставленной цели, или как порядок оформления организационно-правовых и финансовых документов, на основе которых производится претворение в жизнь намеченной цели.
Любой инновационный проект при его реализации проходит определенный путь: от фазы разработки идеи до фазы неактуальности идеи.
Разработка проекта состоит из следующих этапов:
1) формирование инновационной идеи - это исходная точка инновационного проекта. Здесь формулируется конечная цель предполагаемого проекта и определяются пути его реализации. Сюда входят: а) научно-исследовательская работа; б) разработка и оформление конструкторской и технологической документации; в) подготовка материалов и начало выпуска продукции или предоставления Об/Ус; г) производство изделий и оказание Об/Ус в зависимости от размеров заказа; д) эксплуатация и потребление изделий.
Перед разработкой инновации производят:
а) сбор и анализ сведений об отношении потребителей к будущим инновациям; б) оценку нововведений и исключение неконкурентных; в) разработку опытного образца нововведения и схемы ввода образца на рынок; г) испытания и тестирование образца нововведения.
Обязательно проводят параллельно с разработкой идеи проекта маркетинговые исследования, чтобы изучить целесообразность инновации.
2) разработка инновационного проекта. Она содержит:
– создание технического задания инновационного проекта, состоящего из: цели, содержания, порядка исполнения работ, способов осуществления намеченных результатов.
– используемую во время формирования технического (технологического) задания информацию: описание объекта изучения, описание технических (технологических) требований к нему и его характеристик; список и описание общетехнического (общетехнологического) свойства функций объекта изучения; научные прогнозы в области технических (технологических) решений; информация о научно-технических возможностях исполнителя научно-исследовательских работ; информацию о маркетинговых исследованиях об объекте исследования; различные дополнительные информативные сведения, необходимые для разработки проекта.
Конструкторская документации разрабатывается на втором этапе, она состоит из: технических приложений; эскизов (с отражением основных параметров и размеров); технического проекта; рабочих версий конструкторской документации.
Разработка инновационного проекта направлена на изыскание решений для получения намеченной конечной идеи проекта и создания комплекса заданий и мероприятий, которых будут связывать воедино время, ресурсы, и исполнителей для осуществления данного инновационного проекта.
Следующим этапом вслед за формированием инновационной идеи и разработкой инновационного проекта следует этап реализации инновационного проекта, т. е. процесс реализации инновации в ОУ, где знания и теоретические разработки приобретают реальное воплощение. Этот этап состоит из двух фаз: производства новшества или Об/Ус и конечной реализация инновационной продукции заинтересованному потребителю. Когда инновация уже реально существует и ее использует потребитель, ему предоставляются услуги, связанные с обслуживанием, отладкой инновации, обучением персонала.
На этой стадии инновационного проекта производится подготовка производства инновационного нововведения. Завершаются мероприятия по подготовке производственных мощностей для производства инноваций:
– осуществляют пробный запуск и контрольную проверку технологического производственного оборудования (пробное применение Об/Ус);
– непосредственный запуск в окончательное производство опытной или экспериментальной партии, серии изделия или услуги и контроль качества;
– осуществляют устранение несоответствий и недостатков изделий и услуг.
Данный процесс является итоговым по выполнению мероприятий для претворения в жизнь поставленных ранее конечных целей инновационного проекта. При проведении данного этапа необходимо осуществлять контроль и координацию календарных планов, но расходование ресурсов, исправление и корректировку возникающих отклонений и быстрое оперативное регулирование процесса реализации инновационного проекта.
При выборе направления осуществления инновационного процесса и принятии решения об инвестировании инновационного проекта менеджер должен оценить потенциальную значимость каждого из возможных вариантов реализации проекта для выявления оптимального варианта. Для определения эффективности инновационного проекта используется экспертиза.
Критериями экспертной оценки являются научно-технические, экономические, экологические и социальные показатели проекта.
Научно-технический эффект нововведений заключается в развитии различных отраслей науки, техники и технологии (при создании материальных инноваций). Научные знания являются базой реализуемых инновационных процессов. Научно-технические показатели внедренного нововведения отражают коммерческую значимость осуществленных научных исследований. Для определения научно-технического эффекта могут быть использованы оценочные показатели, выраженные в баллах, учитывающие новизну, изобретательский уровень и практическую пользу нововведения.
Экономический эффект инноваций выражается в ускорении хозяйственных процессов, сокращении затрат на производство продукции и предоставление услуг.
Социальный эффект нововведений состоит в том, что они способствуют повышению благосостояния общества, повышению качества жизни и условий труда, увеличению производительности, ускорению обновления жизненной среды. Создаваемые человеком новшества значительно изменяют среду жизнедеятельности, облегчают трудовую деятельность. Инновационные процессы ускоряют обновление жизненной среды.
Экологический эффект определяется способностью инновации при производстве, эксплуатации и утилизации не оказывать негативного воздействия на окружающую среду.
При экологической оценке инновационного проекта учитываются потенциальные экологические риски, отражающие уровень его экологической безопасности.
Нововведениям одновременно могут быть свойственны положительные и отрицательные аспекты. Так, инновация может обладать экономическим эффектом (приносит прибыль), но при этом быть антисоциальной.
Возможна также ситуация, когда непросто охарактеризовать эффекты, возникающие при использовании инновации, т.е. нельзя сказать однозначно - обладает нововведение положительным или отрицательным действием.
Таким образом, для получения полной оценки инновационного проекта необходимо учитывать и определять все возможные эффекты и последствия, которые могут возникнуть при создании и массовом использовании новшества.
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание