logo search
Курс лекций (часть 2)

12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы

Одна из важнейших функций менеджмента – сделать продуктивными -вверенные ему человеческие ресурсы.. В современном менеджменте очень популярен взгляд на человека с точки зрения его способностей к организованной деятельности. Дуглас Мак Грегор в своей работе «Человеческий фактор в производстве» пришел к выводу, что в практике управления персоналом существует два подхода: теория Х и теория У (см. таблицу 34).

Эти теории отражают естественные противоречивые отношения человека к труду. Задачей эффективного менеджмента является создание таких условий, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом.

Действительность такова, что теория Х (т.е. способ «кнута и пряника») в цивилизованных странах не срабатывает даже применительно к работникам физического труда: «кнут» сегодня не доступен менеджеру, а «пряник» перестал быть единственным стимулятором добросовестной работы. Поэтому все процветающие корпорации США придерживаются подхода У, по которому главной обязанностью эффективного менеджера является достижение заинтересованности работников в труде и эффективности их работы. Дуглас Мак Грегор создал свою теорию, наблюдая за американскими компаниями, а японец Уильям Оучи, основываясь на его теории, развил свой подход в управлении персоналом и назвал его теорией Z (см. таблицу 34).

Таблица 34

Теории Х и У. Д Мак Грегора и теория Z У.Оучи,

определяющие разные подходы к персоналу

Теория Х.

Теория У.

Теория Z.

Традиционный подход

1. Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности ее избегать.

2.Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая административное, экономическое и психологическое давление.

3. Большинство сотрудников заинтересованы только в безопасности.

4. Большинство сотрудников предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности.

5. Почти все сотрудники не имеют творческих способностей.

Современные подходы

1. Работа является желанной для большинства сотрудников.

2. Сотрудники способны к целеустремленности и самоконтролю, способны самостоятельно определять стратегии достижения целей.

3. Заинтересованность

работников зависит от системы вознаграждения по конечному результату.

4. Сотрудники стремятся к ответственности и самостоятельно принимают управленческие решения.

5. Многие сотрудники

имеют развитое воображение, творческие способности, изобретательны.

Современные подходы

1. Необходима забота о каждом сотруднике фирмы в целом (забота о качестве жизни).

2. Привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений.

3. Периодическая ротация кадров и пожизненная гарантированность занятости.

Для успешного менеджмента важно также и то, в какой форме принимаются управленческие решения на фирме. Существуют следующие формы управленческих решений:

А.1 – жесткая авторитарная форма. При этом руководитель ставит цель перед подчиненными, идеи работника менеджера не интересуют, для чего необходимо достижение цели работник не знает, весь риск за целесообразность результатов несет только руководитель.

А.2 – смягченная авторитарная форма. При этом руководитель объясняет работнику целесообразность достижения результатов, что улучшает качество выполнения работы.

Авторитарные формы присущи патриархальному стилю руководства и были единственными до недавнего времени в нашей стране. Работник при этом является только исполнителем, а информация снизу к руководителю не поступает.

К.1 – первая консультативная форма. На индивидуальном уровне руководитель приглашает подчиненного, обсуждает сним проблему, выясняет

его мнение, но решение принимает самостоятельно, о чем работник может и

не знать. Эта форма соответствует крылатой фразе «мы посоветовались, и я решил».

К.2 – вторая консультативная форма. При этом руководитель поручает группе подготовить согласованный вариант решения проблемы, знакомиться с мнением группы специалистов, но оставляет за собой право принятия окончательного решения.

Эти формы более прогрессивны, чем авторитарные, но в последнее время стремятся к использованию такой формы принятия решения, как

Д. – полное делегирование полномочий. При этом руководитель передает полностью права и ответственность за принятие решения в конкретном направлении одному из работников фирмы. Наиболее точно определил концепцию делегирования калифорнийский профессор Джек Стокман.