106. Проанализируйте ситуацию
Ситуация. В 1953—1961 гг. президентом США был республиканец Дуайт Эйзенхауэр (1890—1969). Длительная болезнь в 1955—1956 гг. отвлекала его от активного участия в государственных делах. Он по-
прежнему проводил совещания по важным вопросам, в основном молчал, а затем говорил: «Ну что ж, ребята, кто возьмется за это дело?» Сенатор Эверетт Дирксен говорил в ту пору, что президент США не знал, что происходит в стране, и мало что понимал в особенностях функционирования правительства. Демократы активизировали критику в адрес пассивного президента, выдвигая требование, что Белый дом не должен являться лечебницей для престарелых ветеранов войны. Даже некоторые представители республиканцев стали осторожно публично критиковать президента. Внутренняя экономическая ситуация в США стала ухудшаться. Осенью 1957 г. СССР вывел на орбиту первый космический спутник. Это привело к сильному потрясению американского общества и усилению недовольства правительством и президентом. Республиканцы выдвигали своим кандидатом Ричарда Никсона, а демократы — Джона Кеннеди. Выбор оставался за избирателями, они предпочли демократа Джона Кеннеди (1917—1963).
Вопросы. Являются ли результаты голосования по выбору президента США супероптимальным решением? Какие приемы и способы желательно использовать для нахождения супероптимального решения?
Обсуждение ситуации. Анализ ситуации основан на материале ответа на 102—103-й вопросы.
Избирательная компания всегда в какой-то мере новое дело. Время частично изменяет настроение и пристрастия людей, симпатии и антипатии. В избирательных технологиях превалирует явное несовпадение формы и содержания преподносимой избирателям информации о кандидатах. Часто избиратели голосуют за «черных лошадок», то есть людей, о которых очень мало конкретной информации и много общей. Учитывая, что любое управленческое решение имеет отрицательные последствия, можно представить, что чем больше человек занят публичной деятельностью, тем больше в его арсенале недовольных и обиженных людей и у него меньше шансов выиграть выборы. В результате профессиональные имиджмейкеры предпочитают работать с моделями своих клиентов. Эти модели они сами придумывают и раскручивают. Несовпадение качества и эффективности таких решений может привести к двум результатам голосования избирателей: к навязанному выбору («серым» решениям) или к супероптимальным решениям. Преобладание навязанного решения или осознанного решения и определяет его характер. Для ситуации, связанной с выборами президента США, — это было коллективным супероптимальным решением.
Для нахождения супероптимального решения в выборной кампании менеджмейкеру необходимо:
заранее представить для себя более крупные цели по сравнению с предлагаемыми кандидатами в президенты. Это поможет лучше понять пользу каждой представленной программы;
сформировать такие проблемы, которые касались бы ближайшего окружения. Каждый избиратель будет доволен в том случае, когда будут разрешены не только его проблемы, но и проблемы окружающих его людей;
добиваться повышения уровня противоречий между кандидатами с полного согласия, различия и поляризации до антагонизма или столкновения за счет организации публичных дискуссий кандидатов по своим программам.
Послесловие. Как показало время, избиратели не ошиблись в своем выборе. Президент США Д. Кеннеди, вступивший в должность в 1961 г., стал ассоциироваться у населения как энергичный, всем интересующийся и пытающийся вникнуть в существо многочисленных проблем верховный администратор. За первые два месяца пребывания на посту президента США Д. Кеннеди издал 32 официальных заявления, 22 президентских указа, произнес 12 речей, направил 28 посланий главам иностранных государств, провел 7 пресс-конференций. Средний возраст членов кабинета и его советников составлял 37 лет [1]. Он стремился к налаживанию отношений с СССР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение данного пособия может вызвать у читателя ряд дополнительных вопросов, связанных с недостаточной обоснованностью приведенных ответов или стремлением разобраться в более сложных вопросах подготовки и реализации управленческих решений (УР). Это естественно, так как УР — это суть любой управленческой деятельности в правительстве, компании или дома. Дисцип лина «Управленческие решения» — это динамично развивающийся учебный курс, включающий теоретические и практические новации, богатый отечественный и зарубежный опыт.
Современная жизнь также ставит перед специалистом новые вопросы в области совершенствования процессов подготовки и реализации УР в условиях неопределенностей и рисков, стрессов и паники, нехватки времени или денег. Однако только сочетание теории и систематизированного практического опыта может дать специалисту ключ к ответам на новые вопросы. Основные элементы теории и опыта приведены в ответах на вопросы. Тем не менее не обольщайтесь полученными знаниями. Разрабатываются новые концепции по подготовке и реализации УР, расширяющие наши представления о возможностях целенаправленной управленческой деятельности в организациях различного уровня.
Дисцип лина «Управленческие решения» может быть полезна только при полном изучении технологий, методов, форм контроля и видов ответственности за УР. Объектами практического использования данной дисциплины могут быть: человек сам для себя, семья, коллектив друзей, производственный коллектив, научное заседание, работа в органах государственного и муниципального управления, работа в чрезвычайных ситуациях и др.
Данное учебное пособие позволит Вам за короткое время войти в науку «Управленческие решения» и практически использовать некоторые ее рекомендации. Дальнейшего совершенствования знаний можно достичь за счет самообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. — М.: Политиздат, 1975.
2. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческого решения. — М.: НОУ МАЭП, ИИК «Калита», 2000.
3. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. — М.: РОУ, 1992.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и как оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1990.
5. Литвак Б.Г. Управленческие решения. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 1998.
6. Международный стандарт ИСО 9000-1-94. Общее руководство и стандарты по обеспечению качества. — М. ИПК. изд. Стандартов, 1996.
7. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. — Тбилиси, 1967.
8. Волкова К.А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. — М.: НОРМА, 1997.
9. Робертсон Дж. Аудит: Пер. с англ. — М.: Аудиторская фирма «Контакт», 1993.
10. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы/Мод, прогр. для менеджеров № 3. — М.: ИНФРА-М, 1999.
11. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
12. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда/Мод, прогр. для менеджеров № 2, — М.: ИНФРА-М, 1999.
13. Теория управления социалистическим производством: Учебник/Под, ред. О.В. Козловой. — М.: Экономика, 1983.
14. Эффективность государственного управления: Пер. с англ./Под общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. — М.: Консалтбанкир, 1998.
15. Юкаева B.C. Управленческие решения: Учебное пособие. — М.: ОПС, 1998.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Решение и его роль в деятельности менеджера
- 1. Что означает термин «решение» как явление и как процесс?
- 2 Каковы особенности технических, биологических и социальных систем, в которых разрабатываются и реализуются решения?
- 3. В чем заключается необходимость глобализации мышления менеджера при разработке решений?
- 4. Проанализируйте ситуацию
- 2. Сущность и содержание управленческого решения (ур)
- 5. Что означает термин «управленческое решение» как явление и как процесс?
- 6. В чем заключается экономическая, организационная, социальная, правовая и технологическая сущность ур?
- 7. Каковы условия возникновения взаимодействия и противодействия в процессе управленческого воздействия при прур?
- 8. Какой вид имеет обобщенная схема цикла прур?
- 9. Проанализируйте ситуацию
- III. Типология управленческих решений (ур) и требования/ предъявляемые к ним
- 10. Как классифицируются управленческие решения?
- 11 Каковы состав и содержание ур по группе функциональной направленности?
- 12. Каковы особенности разработки и реализации ур?
- 1В чем суть правил оформления и составления ур?
- V. Целевая ориентация управленческих решений
- 20. Как формируется цель ур?
- 21. В чем суть инициативно-целевой технологии прур?
- 22. Каково содержание программно - целевой технологии прур?
- 23. Дайте характеристику регламентной технологии прур.
- 24. Проанализируйте ситуацию
- Основные условия при выборе технологий прур
- VI. Стандартная информационная модеаь дая подготовки и реализации ур
- 25. Каков общий состав стандартной информационной модели компании
- 27. Каково содержание основных файлов социальной директории модели компании?
- 28. Каково содержание основных файлов, входящих в состав экономической директории модели компании?
- 29. Проанализируйте ситуацию
- VII. Организация управаения как система формирования решения
- 30. Какие основные организационные элементы необходимо учитывать при прур?
- 31. Приведите перечень и изложите содержание конкретных функций при прур
- 32. Каково содержание процедур и общих функций при прур?
- 33. Проанализируйте ситуацию
- VIII. Технология подготовки и реализации управленческих решений
- 34. Каков механизм реализации организационной технологии подготовки ур?
- 35. Какие административные мероприятия необходимы для процесса разработки ур?
- 36. Каков состав административных мероприятий для процесса согласования, принятия и утверждения ур?
- 37. В чем заключаются особенности процедуры организации выполнения ур?
- 37. Проанализируйте ситуацию
- 39. Какова архитектура системы мультимедиа как источника информационной и интеллектуальной поддержки ур?
- 40. Какие элементы составляют систему интернета?
- 41. В чем заключаются особенности использования интернета при прур?
- 42. Проанализируйте ситуацию
- 43. Перечислите состав основных личностных характеристик человека, влияющих на прур
- 44. Какие особенности авторитета личности влияют на прур?
- 45. В чем заключается влияние темперамента человека на прур?
- 46. Проанализируйте ситуацию
- 47. Каковы приемы достижения социально-психологической согласованности при прур?
- 48. В чем суть социальных и психологических методов достижения взаимодействия при прур?
- 49. Перечислите основные приемы этических методов для достижения взаимодействия при прур
- 50. Проанализируйте ситуацию
- 51. Каково содержание понятий «неопределенность» и «риск» при прур?
- 52. Каков перечень типовых ошибок, возникающих в компании при большом объеме неопределенностей?
- 53. Каковы области эффективных решений в зависимости от уровня неопределенности и характера управленческой деятельности?
- 54. Как уменьшить отрицательные последствия рисков?
- 55. Проанализируйте ситуацию
- XIII. Анализ внешней среды и ее влияния на подготовку и реализацию альтернативных управленческих решений
- 56. Какой набор элементов составляет внешнюю среду компании?
- 57. Каковы особенности элементов внешней среды ближнего окружения компании?
- 58. В чем заключаются особенности элементов внешней среды дальнего окружения компании?
- 59. Дайте характеристику основным параметрам процесса анализа элементов внешней среды
- 60. Проанализируйте ситуацию
- XIV. Модели и методы разработки и выбора управленческого решения
- 61. Каково взаимодействие методов и моделей при прур?
- 62. Как выбрать и использовать процедуры и механизм прур?
- 63. Объясните алгоритм формирования нового ур
- 64. Проанализируйте ситуацию
- XV. Влияние паники на подготовку управаенческих решений
- 65. В чем заключается суть паники при прур?
- 66. Какие качества человека влияют на появление стрессового состояния?
- 67. Какова организационная сторона паники?
- 68. Каков механизм учета влияния паники на процесс прур?
- 68. Проанализируйте ситуацию
- XVI. Аналитический, статистический и матричный методы, метод математического программирования
- 70. В чем заключаются особенности аналитического метода при прур?
- 71. Какова роль статистического метода при прур?
- 72. Каковы особенности метода математического программирования при прур?
- 73. Каково место матричного метода при прур?
- 74. Проанализируйте ситуацию
- XVII. Активизирующие и эвристический методы
- 75. В чём заключаются особенности методов психологичёской активизации при прур?
- 76. Какова область применения теоретико-игрового метода при прур?
- 77. Как реализуются методы подключения новых интеллектуальных источников при прур?
- 78. Каковы особенности эвристического метода при прур?
- 79. Каково содержание основного набора приемов, входящих в состав эвристического метода при прур?
- 80. Проанализируйте ситуацию
- XVIII. Экспертные методы
- 81. Какова суть экспертного метода?
- 82. Какова классификация критериев оценки?
- 83. Каковы особенности методов, составляющих экспертные методы?
- 84. Проанализируйте ситуацию
- XIX. Метод сценариев и метод «дерева решений»
- 85. Какова суть метода сценариев?
- 86. В чем особенности метода сценариев при прур?
- 87. Как использовать метод «дерева решений» при прур?
- 88. Проанализируйте ситуацию
- 89. Каково соотношение обязанности и ответственности руководителя?
- 90. Дайте характеристику технологическим видам ответственности
- 91. Приведите характеристики гуманитарных видов ответственности
- 92. Проанализируйте ситуацию
- XXI. Качество управленческих решений
- 93. В чем суть и содержание понятий: качество, качество управленческой деятельности, качество управленческого решения?
- 94. Каковы характеристики основных схем управления качеством продукции?
- 95. Каково значение стандартизации процессов управления качеством прур?
- 96. Какова роль международных стандартов управления качеством?
- 97. Проанализируйте ситуацию
- XXII. Эффективность управленческих решений
- 98. В чем суть и содержание понятий: эффективность, результативность, производительность?
- 99. Каковы составляющие эффективности ур?
- 100. Как оценивается экономическая эффективность ур?
- 101. Проанализируйте ситуацию
- XXIII. Супероптимальные решения
- 102. Каково место супероптимальных решений среди качественных и эффективных?
- 103. В чем суть приемов и способов разработки супероптимальных решений?
- 104. Какова роль синергетического эффекта в формировании супероптимальных решений?
- 105. Каков характер отношений обстоятельств при синергетическом эффекте?
- 106. Проанализируйте ситуацию