logo
Учебник Смирнова / RUR

85. Какова суть метода сценариев?

Сценарий (по литературной версии) — это краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются спек­такли.

Метод сценариев — это совокупность приемов изящного изло­жения процедур подготовки и реализации любых решений, в том числе и управленческих. Для УР данный метод особенно эффекти­вен, так как общий уровень художественного образования и культу­ры у населения России достаточно высок. После некоторого спада растет посещаемость театров, концертных залов, увеличивается спрос на художественную литературу.

Метод опирается на силу воздействия художественного слова, эмоции и менталитет человека.

Характерным примером общенационального использования ме­тода сценариев был советский художественный фильм «Премия». Идея фильма заключалась в том, что передовой рабочий (его играл замечательный актер Евгений Леонов) отказался от премии из-за плохой, по его мнению, работы завода. Его решение ставило под угрозу выплату премии и другим работникам завода. Влияние этого фильма на производственные отношения в стране было очень боль­шое. Многие рабочие стали глубже вникать в деятельность своей администрации и показатели деятельности компании. В стране на некоторое время существенно поднялась производительность труда.

В состав метода сценариев входят 5 элементов (рис. 85.1):

• полный набор сведений о цели компании, имеющейся си­туации, характере проблемы и перечень причин, вызвав­ших данную проблему;

• текст сценария;

• социально-психологические методы воздействия;

• организационные методы проведения коллективных меро­приятий;

• специалисты по формированию сценариев.

Все элементы, составляющие данный метод, работают на текст сценария и потенциальных потребителей заложенных в нем решений.

Сценарий по каждой проблеме обычно записывается на любой носитель (на бумагу, в память компьютера, на магнитную ленту). Его структура аналогична структуре литературного сценария — про­лог, основная часть и эпилог (рис. 85.2).

В прологе (2—3 страницы) очерчивается ретроспектива рассмат­риваемой проблемы и обосновывается ее актуальность.

В основной части (20—30 страниц) описывается набор волную­щих работников ситуаций, эффектных решений, а также положи­тельные и отрицательные последствия их реализации.

В эпилоге (2—3 страницы) приводятся назидательные советы, намеки, рекомендации, типа: «В сказке ложь, да в ней намек, доб­рым молодцам урок».

Метод предусматривает проведение совещаний в форме репе­тиций для доведения текста сценария и понимания цели, ситуа­ции и проблемы до процедуры разработки и реализации решения. Количество репетиций ограничивается временем и ресурсами, обычно их 4—8.

Сценарии всех спектаклей по сути представляют собой прогнозы решений необычных или классических жизненных проблем. При этом зрители играют роль не только арбитров, но и потребителей части этих решений. Спектакли с плохими вариантами решений обречены на провал, и их обычно не спасает талантливая игра актеров. В этом случае сценарные решения бесполезны для зрителей и их реакция заставляет режиссеров искать новые решения, новые сценарии.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4