logo
Учебник Смирнова / RUR

105. Каков характер отношений обстоятельств при синергетическом эффекте?

Каждое обстоятельство имеет свои количественные и качествен­ные характеристики: объем, вес, производительность; цену, техни­ческий или профессиональный уровень, впечатление, производи­мое на других участников организационных отношений. В реальной деятельности компании важен потенциал не отдельного обстоятель­ства, а их совокупности. При этом возможны три варианта результа­тов их совместного использования:

• обстоятельства в основном совместимы друг с другом, и их общий потенциал будет равен (или немного меньше или немного больше) сумме потенциалов всех составляющих обстоятельств;

• обстоятельства хорошо подобраны или мешают деятельнос­ти друг друга, и их общий потенциал будет на 50—60% больше или меньше суммы потенциалов всех участвующих в дея­тельности компании обстоятельств — эффект эмерджентности;

• используемые обстоятельства существенно усиливают или ослабляют потенциал друг друга в два раза и более. Общий потенциал обстоятельств будет либо существенно больше, либо существенно меньше суммы потенциалов составляю­щих деятельность обстоятельств — эффект синергии.

Таким образом, различные сочетания обстоятельств могут со­здать большой диапазон возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого.

Низкий потенциал может возникнуть при несоответствии спро­са и предложения, приобретении организацией набора некомплек­тного оборудования; слабом профессиональном уровне персонала, работающего на новом оборудовании; приеме на работу несовмес­тимого с коллективом работника. Высокий потенциал может воз­никнуть при приобретении организацией оборудования, адекватно­го квалификации персонала; повышении квалификации персонала; выполнении работы по доведению целей организации до подавляю­щего большинства работников. Даже одно новое обстоятельство вдо­бавок к уже имеющимся может вызвать эффект синергии. Так, при­сутствие высокопоставленного государственного чиновника или олигарха на юбилее небольшой компании может вызвать необыкно­венный прилив сил у работников и последующее повышение про­изводительности труда.

Повышение общего потенциала компании эквивалентно формальному приобретению новых положительных обстоятельств (рис. 105.1а и б).

А понижение общего потенциала— к фактическому выходу положитель­ных обстоятельств или приобретению отрицательных обстоятельств.

На рис. 105.16 третье обстоятельство во взаимодействии с пер­вым и вторым вызвало эффект положительной синергии.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой на­бор, при котором бы обстоятельства оптимально взаимодействова­ли между собой, создавая эффект положительной синергии для под­готовки и реализации управленческих решений.

На практике эффект положительной эмерджентности и синер­гии проявляется достаточно редко. Это объясняется очень редким наличием у руководителя высочайшего управленческого професси­онализма и длительного периода везения (удачи).

Оценка синергетического эффекта может осуществляться кос­венно как оценка части экономической, социальной, организаци­онной, технологической, экологической, правовой или идеологи­ческой эффективности. Прямые методы оценки синергетического

эффекта только разрабатываются, проводятся накопления статис­тических данных о ее влиянии, формируются простейшие признаки ее достижения. В качестве такого набора приводим несколько типо­вых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение дея­тельности компании к синергетическому эффекту:

• кратковременное стечение благоприятных обстоятельств лич­ного и производственного характера;

• дружеские и деловые отношения с наиболее влиятельными компаниями или лицами;

• участие в национальных и международных конференциях, выставках, переговорах;

• длительная и прибыльная работа компании;

• использование в деятельности компании добровольных де­нежных и имущественных средств работников;

• доверительные отношения между персоналом;

• снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;

• активизация рационализации и изобретательства;

• усиление интереса работников к повышению профессио­нального образования;

• активное приобретение акций своей и других компаний;

• формирование организационной культуры компании, отрасли, региона;

• усиление технологической и организационной дисциплины;

• усиление лояльности к руководству всех уровней;

• сокращение количества оперативных совещаний и увеличе­ние количества стратегических;

• усиление устойчивости организации к внешним возмущаю­щим воздействиям;

• проведение благотворительной деятельности и меценатства,

• выпуск продукции, имеющей устойчивый спрос;

• формирование благоприятного социально-психологическо­го климата в компании (компания должна быть улыбчивая).

Приведенные обстоятельства могут наблюдаться, а могут и фор­мироваться.

Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положи­тельные обстоятельства и формировать недостающие.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4