logo
Учебник Смирнова / RUR

80. Проанализируйте ситуацию

Ситуация. Фрагмент приказа Мособлобразования от 25 ноября 1996 г. № 625 «О предупреждении несчастных случаев на воде»:

«В связи с неблагополучной обстановкой на водоемах Москов­ской области и во исполнение распоряжения первого Вице-главы Администрации Московской области от 12.11.96 № 963-РВГ

«О поддержке Московского областного совета Всероссийского об­щества спасения на водах (ВОСВОДа)» приказываю: Руководите­лям муниципальных органов управления образованием и образо­вательных учреждений Московской области спланировать работу по обеспечению безопасности и охраны жизни детей на водо­емах, в зонах отдыха, оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха.

« Председатель Департамента Московской области по образованию»

Вопросы. Эффективен ли эвристический метод при разработке УР руководителями муниципальных органов? Какие промежуточ­ные результаты можно получить при использовании трех первых при­емов эвристических методов?

Обсуждение ситуации. Анализ ситуации основан на материале от­вета на 78—79-й вопросы.

Эффективность применения эвристического метода определяет­ся соблюдением в данной ситуации трех условий.

Первое условие касается наличия новых и ответственных реше­ний. Оно соблюдается, так как решение касается многочисленных жителей Московской области, особенно детей.

Второе условие о большом объеме информации также соблюда­ется.

Третье условие относится к наличию организационной культуры обсуждения ответственных заданий. Оно также реализовано, так как в практике работы администрации Московской области коллеги­альный подход к разработке важных решений является давней тра­дицией.

Таким образом, решение по рассматриваемому заданию может быть подготовлено с помощью эвристического метода.

В первую тройку приемов входят следующие: обобщение задачи, конкретизация задачи и формулирование обратной задачи.

Обобщение задачи заключается в расширении этого приказа на большую территорию, большее количество параметров или людей, большую стоимость и т.д. Каждый руководитель муниципального органа должен представить себе общий масштаб данного задания. Этот масштаб, очевидно, простирается на всю Московскую область и даже на всю территорию РФ. Поэтому такую задачу лучше решать не муниципальным органам управления образованием, а в масшта­бе Московской области, и еще лучше в масштабе РФ.

Конкретизация задачи состоит в дополнительном наполнении ее новыми сведениями, улучшающими понимание сути задания. Для фрагмента приказа такой конкретизацией могло бы быть уточнение причин неблагополучия на водоемах. В результате решение может принять совершенно другой вид. Например, решение о бесплатной

раздаче всем желающим индивидуальных спасательных надувных плотиков и др.

Формулирование обратной задачи заключается в формулировании задания в следующем виде: «В связи с неблагополучной обстанов­кой на водоемах Московской области, руководителям муниципаль­ных органов управления образованием запретить проводить все ме­роприятия на водоемах области». Очевидно, что для данной ситуа­ции этот прием не является позитивным.

Таким образом, первые два приема эвристического метода могут привести к более правильным решениям.

Выводы. Для рассматриваемого фрагмента приказа эвристичес­кий метод может привести к хорошим результатам при ПРУР.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4