logo
Учебник Смирнова / RUR

47. Каковы приемы достижения социально-психологической согласованности при прур?

В одной компании провели эксперимент с грузчиками. Им поручили переносить на корабль ящики одинакового веса и размера. На большинстве ящиков были написаны наименова­ния груза: апельсины, комедийные фильмы, мраморная крош­ка, а несколько ящиков без наименований. Самыми тяжелы­ми грузчикам показались ящики без наименований.

В процессе подготовки и реализации УР руководитель может ощутить противодействие или взаимодействие потенциальных ис­полнителей и потребителей решения. Эта реакция зависит от соци­ально-психологической проработки УР, задача которой заключает­ся в обеспечении согласованности потребностей и интересов управ­ляющей и управляемой системы, достижения требуемого уровня социальной справедливости. УР без элементов согласованности бу­дут подобны упомянутым в эпиграфе ящикам без наименования.

Социально-психологическая согласованность может быть отра­жена в тексте управленческого решения как его составная часть либо создана в процессе подготовки и реализации этого решения как внешняя аура (рис. 47.1). Для первого варианта в текст УР, наряду с констатирующей и распорядительной частями, вводят социально-психологическую часть. Таким образом, текст УР несколько расширяется. При втором варианте руководитель формирует социально-психологическую согласованность за счет дополнительных меро­приятий организационного, экономического, социального и пси­хологического характера. Например, руководитель убеждает испол­нителей в актуальности УР или сам принимает активное участие в подготовке УР.

Согласованность реализуется за счет использования социологи­ческих и психологических методов управления при реализации УР. Рассматриваемые методы основаны на удовлетворении социальных потребностей и интересов человека и коллектива. Напомним, что для человека — это потребность в порядке, стабильности, инфор­мации, безопасности, управлении, творческом труде, вере, любви, семье, знаниях, патриотизме, общении, самовыражении и само­проявлении. К социальным потребностям коллектива относятся: организация и управление, саморазвитие, безопасность и приба­вочный продукт.

Согласованность, в частности, может быть достигнута за счет выполнения правил риторики. Суть их в следующем:

• основная масса предложений, составляющая приказ или устное выступление руководителя, должна включать 6—9 слов;

• предложения должны быть полными по построению: суще­ствительные, глаголы, прилагательные, предлоги и др.;

• в тексте выступления должны быть элементы заинтересо­ванности каждого присутствующего человека;

• продолжительность выступления руководителя или чтения его выступления должна соответствовать важности темы;

• выступление должно быть эмоциональным и решительным;

• в процессе выступления желательно кроме закрытых вопро­сов (самому себе) задавать открытые вопросы аудитории;

• выступление должно быть преимущественно публичным, то есть осуществлением зрительного контакта с аудиторией;

• темп выступления должен быть рассчитан так, чтобы слу­шатели имели время обдумать некоторые высказанные пред­ложения.

Убыстряющийся темп хозяйственной деятельности предъявляет повышенные требования к коллективу и его работоспособности, к психической устойчивости человека, коммуникабельности, гибко­сти и неординарности мышления. А это повышает значимость соци­ально-психологических методов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4