logo
Учебник Смирнова / RUR

34. Каков механизм реализации организационной технологии подготовки ур?

Организация подготовки и реализации УР требует проведения определенных организационно-распорядительных мероприятий. Эти мероприятия включают набор процессорных (организационных) технологий и административных действий для формирования взаи­модействий между работниками, участвующими в реализации по­ставленной цели.

К процессорным технологиям относятся: «Управление по результатам» (УР);

«Управление на базе потребностей и интересов» (УПИ); «Управление путем постоянных проверок и указаний» (УПУ); «Управление в исключительных случаях» (УИС); «Управление на базе искусственного интеллекта» (УИИ); «Управление на базе активизации деятельности персонала» (УАД).

Распределение этих технологий между процедурами подготовки и реализации УР приведено в табл. 34.1.

Ознакомимся с кратким описанием процессорных технологий.

Таблица 34.1

Распределение технологий между процедурами

Процедуры

Технологии

УР

УПИ

УПУ

УИС

УИИ

УАД

Информационная подготовка Разработка вариантов УР Согласование вариантов УР

Выбор одного УР

Утверждение одного УР

Организация выполнения одного УР

Контроль выполнения УР Информирование инициатора УР

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Технология «Управление по результатам» основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием. Ос­новной функцией, реализуемой руководителями, является коорди­нация (корректировка) действий и решений в зависимости от полу­ченного результата. Данная технология хорошо реализуется для сред­них и малых компаний или их подразделений, в которых:

• время между принятием решений и результатом их выпол­нения минимально (часы, несколько дней);

• отсутствуют непреодолимые трудности быстрого приобре­тения требуемых ресурсов или возврата невостребованных;

• профессионализм руководителя организации или руководителя проекта достаточно высок;

• производство преимущественно механизировано.

В зависимости от ситуации и конечного результата руководитель должен постоянно корректировать расстановку и обучение кадров, технологию и организацию труда, номенклатуру и качество приме­няемых материалов, реализацию продукции и прибыльность орга­низации. Действие технологии завершается по достижении постав­ленной цели.

Технология «Управление на базе потребностей и интересов» осно­вана на приоритете межличностных отношений. Взаимодействие между руководителем и подчиненным при реализации данной тех­нологии может возникнуть только при условии, что выполняемое задание затрагивает потребности и интересы как самого руководи­теля, так и подчиненного.

Условия применения технологии:

• большой временной интервал между принятием или кор­ректировкой решения и получением результата;

• преимущественно коллективный характер работы;

• наличие тесных семейных, бытовых и производственных связей с большинством организаций, расположенных в том же ад­министративном регионе: селе, поселке и т.д.

• наличие рынка специалистов.

Данная технология позволяет руководителю непосредственно воздействовать на потребности и интересы работников, а не кос­венно.

Технология «Управление путем постоянных проверок и указаний» основана на приоритете контроля и жесткого управления персона­лом.

При такой технологии управления человек лучше реализует свои потребности в самовыражении, самопроявлении, стабильности и порядке. Жесткое управление ничего общего не имеет с жестоким и волюнтаристским управлением.

Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, где авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений — в новых наукоемких организациях, учебных заведениях.

Технология «Управление в исключительных случаях» основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии. Исключитель­ный случай — это устойчивый набор ситуаций, мешающий испол­нителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное зада­ние. Исключительный случай не относится к форс-мажорным ситу­ациям. Обычно интеллектуальный уровень исключительного случая (помехи) значительно ниже уровня предмета деятельности специа­листов. Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях либо с жестко регламентированной технологией, либо с доверительной (функциональной) структурой управления.

Технология «Управление на базе искусственного интеллекта» осно­вана на приоритете отработанной практики, статистики и совре­менных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных в ауре современных информационных компьютерных технологий. Искусственный интеллект — это систе­ма современных информационных технологий, моделирующих не­которые стороны мыслительной деятельности человека при под­готовке и реализации решений. Технология основана на том, что подавляющее большинство отклонений в работе организации явля­ются штатными, то есть повторяющимися с известным набором решений по их устранению. Внештатные отклонения обычно возни­кают на базе штатных, поэтому набор решений по их устранению может быть получен путем корреляции штатных методов решений с помощью информационной системы. Данная технология особо эф­фективна для организаций, часто меняющих номенклатуру выпус­каемой продукции, и для организаций, имеющих большой объем сложных типовых процедур.

Технология «Управление на базе активизации деятельности персо­нала» основана на приоритете стимулов и поощрений работника. Она эффективна при преимущественно ручном производстве, ког­да производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяются настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим клима­том в коллективе. Штат сотрудников не ограничен. Технология тре­бует наличия системы слежения за влиянием стимулов и поощре­ний на деятельность каждого работника или коллектива.

В мировой практике активизации деятельности персонала успешно применяется ряд теорий мотивации (побуждения) к эффективному труду. К ним относятся: теория X, теория Y, теория ожидания, тео­рия справедливости.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4