13.6. Факторы влияния на эффективность группы
Группа может более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли её членов.
Размер. Теоретики посвятили много исследований по выбору идеальной по размеру группы. По мнению многих из них оптимум - это 3-12 человек.
Состав. Под составом здесь понимается степень сходства личностей и точек зрения, которые проявляются при решении проблем. Согласно исследованиям, рекомендуется, чтобы группа состояла из несхожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем, если бы члены группы имели схожие точки зрения.
Групповые нормы. По исследованиям, групповые нормы, принятые группой, оказывают сильное воздействие на поведение отдельной личности и на достижение целей организации.
Сплоченность. Сплоченность группы - это мера тяготения группы друг к другу. Высокосплоченная группа – группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели той и другой согласуются между собой. Но если цели группы и всей организации не согласуются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительности труда во всей организации в целом.
Групповое единомыслие – это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы.
Ресурсы. Знания и способности членов группы, состав команды и различные аспекты её контекста, такие как система вознаграждения.
Процессы. Взаимодействие членов группы, обмен информацией, участие в процессе принятия решений и социальная поддержка в команде.
Результаты. Продукты работы группы, её благосостояние и выживание, удовлетворение членов команды.
Конфликтность. Различия во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако, она так же повышает вероятность возникновения конфликтов.
Статус членов группы. Статус той или иной личности в организации или группе может определяться рядом факторов, включая: старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность, накопленный опыт.
Роли членов группы. Чтобы группа функционировала эффективно, её члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению её целей и социальному взаимодействию. Существует две основных направленности ролей. Целевые роли распределятся таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведения, способствующие поддержанию и активизации деятельности группы.
Выводы
Эффективность деятельности организации определяется не столько усилиями отдельных сотрудников, сколько результативностью совместного труда.
Команда несет ответственность за определенную область производственного (операционного) процесса и сама решает многие практические вопросы, не дожидаясь инструкций от менеджера.
Команда – это группа двух или более индивидов, имеющих общие цели, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих себя как часть целого.
Анализ движущих сил группы предполагает использование специфических инструментов исследования ее внутренней структуры. Большой вклад в разработку методов анализа групп внес американский социолог Дж. Хоманс.
Сравнительный анализ различных исследований по анализу деятельности групп позволил сделать вывод о том, что большинство ученых рассматривали их как открытые системы.
Формирование группы (команды) – это первый шаг на пути ее эффективного функционирования. Этапами формирования команд являются: формирование, смятение, нормирование, выполнение работы, расформирование.
Ключевой элемент понимания структуры группы и происходящих в ней процессов – исполняемые членами команды роли. Исследователь М. Белбин выделил следующие роли членов команды: исполнитель, координатор, организатор, генератор, искатель, математик, командный «игрок», финишер, специалист.
На эффективность группы влияют следующие факторы:
размер группы;
состав группы;
групповые нормы;
сплоченность;
групповое единомыслие;
ресурсы;
процессы;
результаты.
- Т. Ф. Локтева, р. А. Набиев
- Введение
- Глава 1. Роль менеджмента в современной организации
- 1.1 Менеджмент в современной организации
- 1.2 Менеджеры и их роли в организации
- 1.3 Современная система взглядов на управление
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Школы менеджмента и научные подходы к управлению
- 2.1 Школы менеджмента
- 2.1.1. Научная школа управления
- 2.1.2 Школа классического (административного) управления
- Основные принципы управления а.Файоля
- 2.1.3. Школа «человеческих отношений»
- 2.1.4. Школа «социальных систем»
- 2.1.5 Школа науки управления
- 2.2 Подходы к управлению организацией
- 2.2.1 Процессный подход в управлении
- 2.2.2. Системный подход в управлении
- 2.2.3. Ситуационный подход в управлении
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3. Организация как объект управления
- 3.1 Организация и ее основные характеристики
- 3.2. Общие характеристики организации
- 3.3. Внутренняя среда организации
- 3.4. Внешняя среда организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 4. Коммуникации в организации
- 4.1 Процесс коммуникаций и эффективность управления
- 4.2. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы
- Межличностные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 5. Принятие решений
- 5.1 Природа процесса принятия решений
- 5.2 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- 5.3. Модели и методы принятия и разработки управленческих решений
- 5.4 Управление рисками
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Стратегический менеджмент
- 6.1 Общая концепция стратегического менеджмента
- 6.2 Оценка внешней среды организации
- 6.3 Анализ внутренней среды
- 6.4 Выбор миссии организации
- 6.5 Определение целей организации
- 6.6 Стратегия организации
- 6.7. Общие стратегии
- 6.8. Эталонные стратегии
- 6.9. Выбор стратегии организации
- 6.10. Оценка выбранной стратегии
- 6.11. Бизнес-планирование
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 7. Организация как функция управления
- 7.1. Организация, взаимодействие, полномочия
- 7.2 Проектирование организационных структур управления
- 7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления
- 7.2.2 Элементы проектирования организационной структуры
- 7.3. Проектирование организаций: взаимодействие с внешней средой
- 7.3.1 Традиционная структура управления организацией
- Дивизиональная структура управления организацией
- 7.3.3 Матричная структура управления организацией
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 8. Мотивация как функция управления
- 8.1 Концепция мотивации
- 8.2 Содержательные теории мотивации
- 8.3 Процессуальные теории мотивации
- А) Теория ожиданий
- 8.4 Новые теории мотивации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 9. Контроль
- 9.1 Сущность и виды контроля
- 9.2 Поведенческие аспекты контроля
- 9.3 Характеристика эффективного контроля
- 9.4. Понятие контроллинга
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 10. Власть
- 10.1 Понятие власти
- 10.2 Источники власти
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 11. Лидерство в менеджменте
- 11.1 Основные понятия
- 11.2 Теория личных качеств
- 11.3 Поведенческий подход к лидерству
- 11.4 Ситуационные теории лидерства
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 12. Организационная культура
- 12.1 Понятие и определение организационной культуры
- 12.2 Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
- 12.3 Модели организационной культуры
- 12.4 Влияние культуры на организационную эффективность
- 12.5 Управление организационной культурой
- 12.6 Национальное в организационной культуре
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 13. Формирование команд (групп)
- 13.1 Основные понятия командной (групповой) работы
- 13.2 Определение команд и групп
- 13.3 Внутренняя структура группы
- 13.4. Этапы формирования группы
- 13.5. Роли членов группы
- 13.6. Факторы влияния на эффективность группы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 14. Управление конфликтами
- 14.1 Понятие конфликта
- Основными причинами конфликта являются:
- 14.2 Модель процесса конфликта
- 14.3 Управление конфликтной ситуацией
- 14.4 Межличностные стили разрешения конфликтов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 15. Управление изменениями
- 15.1. Характеристика организационных изменений
- 15.2. Диагностика потребности в изменении
- 15.3 Уровни изменений
- 15.4 Анализ поля сил
- 15.5 Подходы к осуществлению изменений
- Фокус: Структура и системы
- Планирование: Прагматичное
- Мотивация: Финансовые стимулы
- Лидерство: Основанное на участии
- Фокус: Культура
- Планирование: Спонтанное
- Мотивация: Финансовые стимулы вторичны
- Консультанты: Малые фирмы, ориентированные на процесс
- 15.6. Сравнительный анализ методик управления изменениями
- Фаза 3 – Переходный период
- Инициирование программы.
- 15.7 Антикризисное управление
- 15.8 Инновационный менеджмент
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 16. Социальная ответственность
- 16.1 Понятие социальной ответственности
- 16.2 Деловая этика
- 16.3 Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Управление персоналом
- 17.1 Комплексный подход к управлению персоналом
- 17.2 Планирование потребности в персонале
- 17.3 Набор и отбор персонала
- 17.4 Профориентация и адаптация персонала
- 17.5 Аттестация персонала
- 17.6 Вознаграждение персонала
- 17.7. Обучение и продвижение персонала по службе
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 18. Финансовый менеджмент как система управления
- 18.1 Функции и система финансового менеджмента
- 18.2 Финансовые структуры управления организацией
- 18.3 Финансовый механизм и его структура
- 18.4. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала и их источники
- 18.5. Инвестиции
- 18.6 Ценные бумаги и порядок их обращения
- 18.7 Система налогообложения
- 18.8 Содержание приемов финансового менеджмента
- 18.8.1 Система расчета и ее формы
- 18.8.2 Банковское кредитование
- 18.8.3. Валютные операции
- 18.8.4 Страхование
- 18.8.5. Аренда
- 18.8.6. Франчайзинг
- 18.8.7. Эккаутинг
- 18.8.8. Инжиниринг и реинжиниринг
- 18.8.9. Транстинг
- 18.9. Методика анализа и планирования финансов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глоссарий
- Содержание