logo
Менеджмент Локтева

7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления

Дж. Челбрейт определил проектирование организации управления как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания переменных [6]. Факторы, влияющие на этот процесс, имеют ситуационный характер.

Среди этих факторов выделяют:

Взаимодействие и влияние факторов на организацию управления представлено на рисунке. 18.

Сложность внешнего окружения определяется тем, как много факторов влияет на организацию и насколько эти факторы связаны между собой.

Динамизм внешнего окружения определяется тем, как быстро меняются факторы внешней среды.

Двухмерная классификация факторов внешней среды позволяет выявить четыре ситуации, которые в наибольшей степени соответствуют тому или иному бизнесу (рис. 19).

а) Основными характеристиками внешней среды являются: сложность и динамизм.

Ситуации, характеризуемой низкой неопределенностью, соответствуют низкие сложность и динамизм внешней среды. Это предприятия тех отраслей, в которых существенные изменения происходят очень редко.

Ситуация умеренной неопределенности характеризуется высокой степенью сложности внешнего окружения, которая вносит элемент значительного риска в процесс принятия решений. Эта среда характерна для организаций, функционирование которых происходит в рамках достаточно стабильных процедур и не претерпевает частых серьезных изменений.

Рис. 18. Ситуационные факторы

проектирования организации управления

Рис. 19. Основные типы ситуаций

в зависимости от характера факторов внешней среды

Ситуация умеренно-высокой неопределенности характеризуется частым изменением характера взаимодействия с факторами внешней среды, однако схожесть факторов позволяет справляться с ситуацией.

Ситуация высокой неопределенности характеризуется тем, что управлять такой организацией очень сложно из-за множества не схожих факторов внешней среды, которые постоянно меняются.

б) Технология работы

Влияние технологии на построение организационной структуры общепризнанно. В данном контексте под технологией работы понимаются не только действия работника, но и материалы, оборудование, которые он использует для изготовления готовой продукции (оказания услуги).

Проектирование организации связано с технологией работы по двум направлениям: разделение труда и группировка работ (создание подразделений). Влияние технологий на проектирование структуры можно рассматривать в разрезе двух переменных:

На рисунке 20 показана взаимозависимость этих переменных, дающая четыре комбинации.

Рис. 20. Влияние технологии на проектирование организации

Взаимозависимость работ имеет четыре типа связей между работами в организации: складывающийся, последовательный, связанный, групповой.

При складывающейся взаимозависимости работ в организации каждое подразделение является относительно автономным и делает свой вклад в общий результат организации.

Последовательная взаимозависимость работ появляется в организации тогда, когда одно подразделение должно закончить свою часть работы прежде, чем она поступит в другое или другие подразделения.

Связанная взаимозависимость требуется в ситуации, в которой конечный результат работы одного подразделения становится началом работы другого и наоборот.

Групповая взаимозависимость является самой сложной из существующих, так как состоит из многих связанных взаимозависимостей. Групповая взаимозависимость требуется в тех случаях, когда работа характеризуется высокой степенью неопределенности, например, целевая группа, комплексная бригада.

В) Стратегия развития организации

А. Чандлер определил принцип, согласно которому проектирование организации и управления должно соответствовать стратегии, выбранной организацией [5]. Согласно этому принципу, со сменой стратегии перед организацией возникает проблема проектирования новой организации управления.

Выбор высшим руководством той или иной стратегии оказывает непосредственное воздействие на многие решения в отношении проектирования организации. Выделяют три области стратегического выбора.

Первая касается идеологии управления, которой придерживается высшее руководство. Ценности и принципы, лежащие в ее основе, могут коснуться принципов построения взаимосвязей в организационной структуре управления.

Вторая область стратегического выбора – это то, какие потребители будут обслуживаться организацией. Например, если организация производит автомобили, оборудование и товары народного потребления, то ему необходимо предусмотреть подразделения, обслуживающие потребителей различных групп товаров.

Третья область – это рынки сбыта и территориальное размещение производства. Выход организации на международные рынки может потребовать пересмотра ее структуры путем создания международных подразделений.