logo
Менеджмент Локтева

6.9. Выбор стратегии организации

Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные шаги:

  1. Уяснение текущей стратегии. Могут быть использованы различные схемы уяснения стратегии. А.Томпсон и А.Стрикленд считают, что необходимо оценить пять внешних и внутренних факторов, чтобы разобрать с реализуемой стратегией [11].

Внешние факторы: размах деятельности организации и степень разнообразия производимой продукции, диверсифицированность организации, общий характер и природа недавних приобретений и продаж ею части своей собственности; структура и направленность деятельности организации за последний период; возможности, на которые ориентировано организация в последнее время; отношение к внешним угрозам.

Внутренние факторы: цели организации, критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции; отношение к финансовому риску, как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой, осуществляемой финансовой политикой, уровнем и степенью концентрации усилий в области НИОКР, стратегия отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, финансы).

  1. Анализ портфеля продукции – это один из важнейших инструментов стратегического управления. Этот анализ показывает, как взаимосвязаны между собой отдельные направления деятельности организации. С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск поступления денег, обновление и отмирание.

Выделяют шесть шагов анализа портфеля продукции:

уровень продукта – судно конкретного проекта

уровень предприятия – судостроение, судоремонт, металлообработка, прочие работы и услуги.

Для этого должны быть выяснены следующие характеристики прогнозируемого состояния портфеля продукции: включает ли в себя портфель достаточное количество бизнесов в привлекательных отраслях, порождает ли портфель слишком много вопросов и неясностей; имеется ли достаточное количество прибыльных видов бизнеса для финансирования новых видов бизнеса, сильно ли уязвим портфель в случае проявления негативных тенденций, много ли в портфеле бизнесов слабых в смысле конкуренции.

Определение желаемого портфеля продукции осуществляется в соответствии с тем, какой из вариантов может лучшим образом способствовать достижению организацией своих целей.

Для проведения анализа портфеля продукции используют так называемые портфельные матрицы. Наиболее известные в литературе это матрица Бостонской консультационной группы (БКГ), матрица Мак Кинзи, матрица жизненного цикла продукта.