logo
Менеджмент Локтева

18.8.6. Франчайзинг

Франчайзинг (от англ. franchise – привилегия, право) – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. В отечественной литературе Франчайзинг обозначают еще терминами: фрэнчайзинг, франшизинг, френчайзинг.

Сущность франчайзинга заключена в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз), на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход).

Франчайзер – это лицензиар франчайзера, который как бы представляет головную фирму (т.е. материнскую компанию) системы франчайзинга.

Франчайзиат – это лицензиат франчайза. В отечественной литературе франчайзиат фигурирует еще под термином «франзайзи». Автор считает данный термин искусственным, неправильным переводом (т.е. без учета сущности лицензиата франчайза).

По договору франчайза право на деятельность обычно предоставляется для определенной территории и на определенное время.

Таким образом происходит предоставление крупной «материнской» компанией какой-либо фирме лицензии на производство товаров и другие виды деятельности под фирменной маркой этой компании, на определенной территории и на определенное время.