logo
Менеджмент Локтева

1.3 Современная система взглядов на управление

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина ХХ века для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция 20-го века. Теоретики и практики управления того времени рассматривали предприятия как «замкнутые системы». Такой подход сформировал сложившуюся в этот период систему взглядов на управление:

              1. Организация – закрытая система, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности.

              2. Главный фактор успеха и конкурентоспособности – рост масштабов производства продукции и услуг.

              3. Главная задача менеджмента состоит в рациональной организации производства, эффективном использовании всех видов ресурсов, в росте производительности труда.

              4. Главными источниками прибавочной стоимости являются факторы производства и производительность труда производственных рабочих.

              5. Основой системы управления является контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандарты и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффективное использование всех видов ресурсов.

К такой системе взглядов привел рост числа и размеров организаций, повышение их деловой активности. При этом крупные организации добивались роста продаж, снижения затрат и повышения доходов путем укрепления управленческой координации. В свою очередь, это требовало высокой концентрации власти и единоличного принятия управленческих решений.

Во второй половине ХХ века страны-лидеры по производительности труда, констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности.

Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала ( особенно в годы второй мировой войны).

В последующий период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей степени ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к росту малых и средних предпринимательских структур, к высокой значимости таких критериев как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям окружающей среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е годы ХХ века. В центре ее оказалось рассмотрение организации как части более общей системы со следующими характерными чертами:

  1. Организация – это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.

  2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.

  3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающее адаптацию к условиям существования фирмы, при котором внутренняя рационализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды.

  4. Главные источники прибавочной стоимости - люди, обладающие знаниями, условия для реализации их потенциала.

  5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и лидерский стиль руководства.

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестали «работать» в условиях доминирования предпринимательских структур различных масштабов и организационных форм.

В 90-е годы ХХ века главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент, ориентированный на человека, на побуждение людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям, этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.

В начале ХХI века контекст менеджмента определяется следующими положениями:

Глобализация, многообразие рабочей силы и обострение конкурентной борьбы изменяют как саму природу работы менеджера, так и маршруты его передвижения по иерархической лестнице.

Многие организации движутся по пути превращения в обучающуюся организацию. Единой модели такой организации нет – это скорее философия. Предполагается, что каждый из сотрудников может принять участие в идентификации и разрешении проблем, что позволяет организации постоянно экспериментировать, совершенствоваться, использовать вновь открывшиеся возможности. Все организационные усилия направлены на повышение качества товаров и услуг, удовлетворение потребителей. В обучающейся организации основной упор делается на команды и системы, а не на иерархию. Основополагающие положения обучающейся организации:

  1. Видение и культура. Менеджеры, занимающие высшие посты в обучающейся организации, должны быть лидерами; видение будущего, которое разделяют все сотрудники.

  2. Наделение властью. Традиционная модель, когда менеджеры контролируют рабочих, неэффективна в мире быстро меняющихся технологий и демографических характеристик глобальной конкуренции. Концепция наделения властью сотрудников всех организационных уровней не имеет ничего общего с модой, это единственный способ существования компании в высокотурбулентной внешней среде.

  3. Новые структуры. Более плоские горизонтальные структуры управления, обеспечивающие поддержку самоуправляемых конкурирующих систем, включающих в себя представителей разных отделов и разных уровней управления.

  4. Открытый менеджмент. Ключ к успеху рабочих команд – взаимообмен информацией. В обучающейся организации данные о бюджетах, прибылях и расходах отделов, ранее доступные для высшего руководства, становятся доступны для всех.

  5. Проблема качества – центральный вопрос на всех уровнях, выходящих за рамки отдельных специалистов.

  6. Новые возможности для карьеры. В обучающейся организации менеджеры перемещаются в горизонтальном направлении чаще, нежели в вертикальном. В «плоских» организациях особо ценятся сотрудники, умеющие работать над реализацией проектов.

Выводы

  1. Менеджмент - универсальный вид человеческой деятельности, направленный на достижение целей организации, оптимальное использование ресурсов и повышение производительности труда.

  2. Менеджмент состоит из отдельных видов деятельности - функций. В современной научной литературе по менеджменту выделяют четыре функции:

  1. Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением – менеджерами. Менеджер – это профессионально подготовленный руководитель.

  2. Работа, выполняемая менеджером, может быть разделена на функции: (А. Фойоль) планирование, организация, мотивация и контроль или роли: (Минцберг)

  1. Менеджер должен обладать концептуальными, человеческими и техническими навыками.

  2. Существует вертикальное и горизонтальное, а так же технологическое и профессиональное разделение труда менеджера.

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Главными факторами этих изменений являлись научно – технический прогресс и высокая концентрация научного и производственного потенциала. Новая система взглядов потребовала пересмотра принципов управления. Главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления. Менеджмент ориентирован на человека, на побуждение людей к совместным действиям делать их усилия более эффективными. Менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям, этика в бизнесе является золотым правилом менеджмента. Сформировалась концепция обучающей организации.