logo
Менеджмент Локтева

2.2.3. Ситуационный подход в управлении

Дальнейшее развитие подхода к предприятиям как к открытым системам – это ситуационный подход. Большой вклад в его создание внесли Дж. Вудворд [15], Т.Бернс [10] в Великобритании и П.Лоренс и Дж. Лорч [13] в США. Основной аспект этого подхода – адаптация внутренних структур и процессов предприятия к условиям внешнего мира; в них рассматриваются ситуационные факторы, которые необходимо учитывать руководителям при принятии решения о структурировании организаций.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достигнуть целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, на определении того, каковы значительные переменные ситуации, и как они влияют на эффективность деятельности организации.

Методологию ситуационного подхода можно представить как четырехшаговый процесс:

  1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает эффективность всех аспектов процесса управления, методов планирования, организации, мотивации и контроля, принятия решений, динамики группового поведения, стилей руководства.

  2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен предвидеть и положительные, и отрицательные последствия от применения данной концепции или методики.

  3. Руководитель должен правильно интерпретировать ситуацию, определить наиболее важные факторы в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь их изменение.

  4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и такие, которые имели бы меньше всего недостатков при использовании в конкретных ситуациях.

Успехи и неудачи ситуационного подхода в значительной степени проявляются на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияния. Если не определить их правильно, то и применяемый метод управления не даст желаемого успеха. Таких ситуационных переменных достаточно много. Существуют теории (например, ситуационные теории лидерства), в которых определено их влияние на организацию в целом и на ее отдельные элементы.

Толчком к дальнейшему развитию этого подхода послужила знаменитая работа Т.Питерса и Р.Уотермана [16], в основу которой были положены результаты исследовательского проекта консультационной компании Мак Кинзи. Авторы обнародовали причины успеха сорока трех, как они считали, великолепно управляемых американских компаний и выделили восемь переменных элементов организации, предопределяющих их успех:

Таким образом, ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку, в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением, с точки зрения ситуации «лучшего способа управления не существует».

Выводы

  1. Практика управления уходит в древнюю историю, но управление как наука начала формироваться с 1910 года с выходом первого научного труда в области управления.

  2. Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область знаний. Представители этой школы впервые отделили управленческую деятельность от производственной и определили, что им должны заниматься специально подготовленные люди.

  3. Представители классической школы пытались разработать принципы, рекомендации и правила создания строго определенной принудительной системы выполнения работ и исключить влияние отдельных работников на производство введением соответствующих жестких мер нормирования. Они считали, что достаточно разработать принципы и методы выполнения работы и любой человек, освоив их, может управлять организацией.

  4. Представители «школы человеческих» отношений переоценили принцип «делегирования ответственности». Нижние уровни организации делегируют вверх функции администрирования и координации деятельности, а верхние уровни делегируют вниз право выполнять те или иные действия. Согласно концепции человеческих отношений социальные проблемы могут быть решены в рамках отдельной организации.

  5. Сторонники школы «социальных систем» отождествляют социально-производственные отношения с организацией производственного процесса. Эта школа рассматривает человеческую организацию как сложный комплекс взаимозависимых и взаимодействующих факторов, а человека в организации, как один из факторов.

  6. Концепция сторонников школы науки управления заключается в стремлении внедрить в науку управления методы и аппарат точных наук, в частности, математических методов и моделей.

  7. Процессный подход в управлении в противоположность классическому рассматривает функции управления как взаимосвязанные и управление как процесс взаимосвязанных непрерывных действий.

  8. Системный подход позволяет рассматривать организацию как открытую социо-техническую систему, на которую оказывает влияние факторы внешней среды и под их воздействием происходит изменение внутренних переменных организации.

  9. Основной концепцией ситуационного подхода является адаптация внутренних структур и процессов организации к условиям внешнего мира, в них рассматриваются ситуационные факторы, которые необходимо учитывать менеджерами при принятии решений.