7.1. Организация, взаимодействие, полномочия
Для эффективного достижения целей организации руководство должно найти оптимальный способ сочетания ее ключевых переменных и, прежде всего, задач и моделей развития. Организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией выполнения многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей их выполняющих.
Организация – это процесс создания структуры управления предприятием, дающая возможность персоналу эффективно работать вместе для достижения целей.
Имеется два основных аспекта реализации функции организации:
деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;
установление взаимосвязей между уровнями управления и функциональными областями.
Средством, при помощи которого менеджмент устанавливает отношения между уровнями управления, является делегирование.
Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет между сотрудниками задачи, решение которых приведет к достижению целей организации.
Распределение и делегирование полномочий - это одна из важнейших проблем управления. Чтобы правильно делегировать полномочия, необходимо знать, что работник, которому они адресованы, готов принять на себя ответственность за их выполнение.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Под обязательством понимается, что от сотрудника ожидается выполнение конкретных требований соответствующих занимаемой им должности. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Важно понимать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий подчиненным. Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия конкретных его сотрудников на выполнение определенных задач.
Полномочия делегируются должности, а не работнику, который занимает ее в данный момент.
Существует две концепции полномочий. Согласно классической концепции полномочия передаются от высших к низшим уровням управления организации.
Другая концепция признает существование такой структуры управления, которая часто уменьшает возможности руководителей применять свои полномочия.
Полномочия могут иметь свои пределы. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия, даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач.
В общем случае, пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организацией.
Однако ограничения, налагаемые на полномочия, нередко нарушаются на практике, что приводит к необходимости строго разграничения полномочий и власти. Это осуществляется через должностные инструкции.
Полномочие определяется как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации.
В отличие от полномочия, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий.
Полномочия, другими словами, определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать и что оно действительно может делать. К примеру, специалист по информационным технологиям имеет право доступа к базе данных предприятия, используемого во всех подразделениях (финансовая документация, технология работ, клиентская база и пр.). Однако то, что он действительно может делать – это оказывать содействие в решении технических проблем, отвечать за бесперебойную работу технических средств и программного обеспечения (при этом руководством организации устанавливаются жесткие требования информационной безопасности).
Полномочия могут быть двух типов: линейные и штабные.
Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии является скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд (рис. 17).
Штабные полномочия могут быть трех типов: консультативные, обслуживающие и в форме личного аппарата, который иногда рассматривается как вариант обслуживающего.
Консультативный аппарат, выполняющий соответственно консультативные полномочия, занимается консультированием руководства в их области знаний (экономики, финансов, права, социологии, психологии, новейших информационных технологий).
Обслуживающий аппарат занят выполнением конкретных функций управления, например, маркетинга, планирования, финансов, кадров, бухгалтерского учета и т.д.
Рис. 17. Цепь команд
Личный аппарат – это разновидность обслуживающего аппарата. К личному аппарату относятся секретарь, помощник руководителя. В обязанности этого аппарата входит выполнение требований руководителя, никаких полномочий они не имеют.
Разновидностями штабных (аппаратных) полномочий являются:
рекомендательные полномочия. Характеризуются обращением линейного руководства, в случае необходимости, за консультациями, которые носят рекомендательный характер.
обязательное согласование. В определенных ситуациях линейное руководство должно обсудить соответствующее решение со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству, однако линейному руководству не обязательно следовать этим рекомендациям.
параллельные полномочия. Предполагает установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок.
функциональные полномочия. Характеризуются тем, что функциональный аппарат может запретить какие-то действия линейного аппарата, находящегося в области его компетенции.
линейные полномочия внутри аппарата. Функциональный (штабной) аппарат может иметь свою иерархию и полномочия в нем могут передаваться сверху вниз.
Руководство, чтобы организация могла достичь своих целей и развиваться, не может формально распределить полномочия автоматически, поскольку в управлении функции взаимозависимы. Неэффективное делегирование задач и полномочий создает проблемы для выполнения каждой последующей функции. Поэтому, чтобы учесть все факторы эффективного распределения полномочий, необходимо иметь представление о структуре и ее отношении к другим переменным, как внутри организации, так и за ее пределами.
- Т. Ф. Локтева, р. А. Набиев
- Введение
- Глава 1. Роль менеджмента в современной организации
- 1.1 Менеджмент в современной организации
- 1.2 Менеджеры и их роли в организации
- 1.3 Современная система взглядов на управление
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Школы менеджмента и научные подходы к управлению
- 2.1 Школы менеджмента
- 2.1.1. Научная школа управления
- 2.1.2 Школа классического (административного) управления
- Основные принципы управления а.Файоля
- 2.1.3. Школа «человеческих отношений»
- 2.1.4. Школа «социальных систем»
- 2.1.5 Школа науки управления
- 2.2 Подходы к управлению организацией
- 2.2.1 Процессный подход в управлении
- 2.2.2. Системный подход в управлении
- 2.2.3. Ситуационный подход в управлении
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3. Организация как объект управления
- 3.1 Организация и ее основные характеристики
- 3.2. Общие характеристики организации
- 3.3. Внутренняя среда организации
- 3.4. Внешняя среда организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 4. Коммуникации в организации
- 4.1 Процесс коммуникаций и эффективность управления
- 4.2. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы
- Межличностные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 5. Принятие решений
- 5.1 Природа процесса принятия решений
- 5.2 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- 5.3. Модели и методы принятия и разработки управленческих решений
- 5.4 Управление рисками
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Стратегический менеджмент
- 6.1 Общая концепция стратегического менеджмента
- 6.2 Оценка внешней среды организации
- 6.3 Анализ внутренней среды
- 6.4 Выбор миссии организации
- 6.5 Определение целей организации
- 6.6 Стратегия организации
- 6.7. Общие стратегии
- 6.8. Эталонные стратегии
- 6.9. Выбор стратегии организации
- 6.10. Оценка выбранной стратегии
- 6.11. Бизнес-планирование
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 7. Организация как функция управления
- 7.1. Организация, взаимодействие, полномочия
- 7.2 Проектирование организационных структур управления
- 7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления
- 7.2.2 Элементы проектирования организационной структуры
- 7.3. Проектирование организаций: взаимодействие с внешней средой
- 7.3.1 Традиционная структура управления организацией
- Дивизиональная структура управления организацией
- 7.3.3 Матричная структура управления организацией
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 8. Мотивация как функция управления
- 8.1 Концепция мотивации
- 8.2 Содержательные теории мотивации
- 8.3 Процессуальные теории мотивации
- А) Теория ожиданий
- 8.4 Новые теории мотивации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 9. Контроль
- 9.1 Сущность и виды контроля
- 9.2 Поведенческие аспекты контроля
- 9.3 Характеристика эффективного контроля
- 9.4. Понятие контроллинга
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 10. Власть
- 10.1 Понятие власти
- 10.2 Источники власти
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 11. Лидерство в менеджменте
- 11.1 Основные понятия
- 11.2 Теория личных качеств
- 11.3 Поведенческий подход к лидерству
- 11.4 Ситуационные теории лидерства
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 12. Организационная культура
- 12.1 Понятие и определение организационной культуры
- 12.2 Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
- 12.3 Модели организационной культуры
- 12.4 Влияние культуры на организационную эффективность
- 12.5 Управление организационной культурой
- 12.6 Национальное в организационной культуре
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 13. Формирование команд (групп)
- 13.1 Основные понятия командной (групповой) работы
- 13.2 Определение команд и групп
- 13.3 Внутренняя структура группы
- 13.4. Этапы формирования группы
- 13.5. Роли членов группы
- 13.6. Факторы влияния на эффективность группы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 14. Управление конфликтами
- 14.1 Понятие конфликта
- Основными причинами конфликта являются:
- 14.2 Модель процесса конфликта
- 14.3 Управление конфликтной ситуацией
- 14.4 Межличностные стили разрешения конфликтов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 15. Управление изменениями
- 15.1. Характеристика организационных изменений
- 15.2. Диагностика потребности в изменении
- 15.3 Уровни изменений
- 15.4 Анализ поля сил
- 15.5 Подходы к осуществлению изменений
- Фокус: Структура и системы
- Планирование: Прагматичное
- Мотивация: Финансовые стимулы
- Лидерство: Основанное на участии
- Фокус: Культура
- Планирование: Спонтанное
- Мотивация: Финансовые стимулы вторичны
- Консультанты: Малые фирмы, ориентированные на процесс
- 15.6. Сравнительный анализ методик управления изменениями
- Фаза 3 – Переходный период
- Инициирование программы.
- 15.7 Антикризисное управление
- 15.8 Инновационный менеджмент
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 16. Социальная ответственность
- 16.1 Понятие социальной ответственности
- 16.2 Деловая этика
- 16.3 Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Управление персоналом
- 17.1 Комплексный подход к управлению персоналом
- 17.2 Планирование потребности в персонале
- 17.3 Набор и отбор персонала
- 17.4 Профориентация и адаптация персонала
- 17.5 Аттестация персонала
- 17.6 Вознаграждение персонала
- 17.7. Обучение и продвижение персонала по службе
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 18. Финансовый менеджмент как система управления
- 18.1 Функции и система финансового менеджмента
- 18.2 Финансовые структуры управления организацией
- 18.3 Финансовый механизм и его структура
- 18.4. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала и их источники
- 18.5. Инвестиции
- 18.6 Ценные бумаги и порядок их обращения
- 18.7 Система налогообложения
- 18.8 Содержание приемов финансового менеджмента
- 18.8.1 Система расчета и ее формы
- 18.8.2 Банковское кредитование
- 18.8.3. Валютные операции
- 18.8.4 Страхование
- 18.8.5. Аренда
- 18.8.6. Франчайзинг
- 18.8.7. Эккаутинг
- 18.8.8. Инжиниринг и реинжиниринг
- 18.8.9. Транстинг
- 18.9. Методика анализа и планирования финансов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глоссарий
- Содержание