12.4 Влияние культуры на организационную эффективность
Существуют два подхода к оценке влияния культуры на организационную эффективность. Первый базируется на предположении, что культура влияет на поведение персонала в организации, а его поведение в свою очередь, влияет на культуру. Это влияние было рассмотрено выше.
Второй подход основывается на том, что культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.
Существует ряд моделей, определяющих набор переменных, через которые прослеживается влияние культуры на организационную эффективность.
Набор переменных, выбираемый для анализа, связан с уровнем организационного взаимодействия (организация - внешняя среда, группа-группа и т.д.). Для каждого уровня измеряется удовлетворенность и эффективность во временном аспекте - краткосрочном и долгосрочном.
А) Модель Сатевлияние культуры на организационную деятельность просматривает через семь процессов, происходящих в организации[7]:
1) Кооперация между индивидуумами и частями организации. В одних организациях приветствуется групповая работа, в других индивидуальная, с присутствием конкуренции между исполнителями;
2) Принятие решений. На принятие решений оказывают влияние разделяемые верования и ценности, их общность способствует сведению до минимума разногласий и этот процесс становится эффективным;
3) Контроль, т.е. стимулирование действий в направлении достижения целей. Существует три механизма контроля: рынок, администрирование и клановость.
Клановый механизм контроля всецело основан на разделяемых верованиях и ценностях.
Административный механизм контроля строится на формальном авторитете. В его основе лежат два предположения:
сверху виднее, какими мерами достичь желаемого результата,
работники подчиняются без вопросов в пределах разделяемых базовых предположений.
При рыночном механизме контроля полагаются в основном на клановость.
По мере роста и развития организации клановый контроль переходит в административный, далее в рыночный.
4) Коммуникации. Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям:
отсутствие необходимости устанавливать коммуникации в процессе работы;
разделяемые предположения облегчают коммуникации.
5) Посвященность организации. Индивид считает себя посвященным организации, если отождествляет себя с ней.
6) Восприятие организационной среды. Восприятие им организационной реальности обусловлено тем, что говорят об увиденном его коллеги.
7) Оправдание своего поведения Культура помогает персоналу действовать осмысленно, обеспечивая оправдание их поведению. В организациях, где ценятся риск, человек идет на него.
Поскольку люди используют культуру для оправдания поведения, то можно изменять культуру через изменение поведения.
Б) Модель Питерса и Уотермана
Проводя свои исследования, авторы обнаружили связь между культурой и успехом в работе организации [2]. Взяв за образец успешные американские фирмы, они вывели ряд верований и ценностей организационной культуры, приведших эти организации к успеху.
вера в действия, т.е. принимать решения, не откладывая, даже при недостатке информации.
связь с потребителем, т.к. от него поступает главная информация для организации.
поощрение автономии и предприимчивости.
рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности.
знание того, чем управляешь.
не заниматься тем, чего не знаешь.
простая структура и немногочисленный штат управления.
одновременное сочетание гибкости и жесткости в управлении.
В) Модель Парсонса
В более общем виде, связь между культурой и результатом деятельности организации представлена в модели американского социолога Парсонса. Модель разработана на основе спецификации отдельных функций, которые любая социальная система, в т.ч. и организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха.
Первые буквы этих функций AGIL составляют название модели: адаптация, интеграция, достижение целей, легитимность. Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способна адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных целей, интегрировать свои части в единое целое и, наконец, быть признанной другими людьми и организациями.
Г) Модель Квина –Рорбаха
Модель Квина – Рорбаха является развитием модели Парсонса. Эта модель «конкурирующих ценностей и организационной эффективности», объясняющая влияние тех или иных ценностей на организационную эффективность. Данная модель включает три измерения:
интеграция и дифференциация, относящиеся к проектированию работ;
внутреннее фокусирование и внешнее фокусирование, отражающие преобладание в организации интересов либо к устройству ее внутренних дел, либо к укреплению положения организации как целого во внешней среде;
средство (инструменты) – результаты (показатели) различия в концентрировании внимания либо на процессе, либо на результатах.
- Т. Ф. Локтева, р. А. Набиев
- Введение
- Глава 1. Роль менеджмента в современной организации
- 1.1 Менеджмент в современной организации
- 1.2 Менеджеры и их роли в организации
- 1.3 Современная система взглядов на управление
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Школы менеджмента и научные подходы к управлению
- 2.1 Школы менеджмента
- 2.1.1. Научная школа управления
- 2.1.2 Школа классического (административного) управления
- Основные принципы управления а.Файоля
- 2.1.3. Школа «человеческих отношений»
- 2.1.4. Школа «социальных систем»
- 2.1.5 Школа науки управления
- 2.2 Подходы к управлению организацией
- 2.2.1 Процессный подход в управлении
- 2.2.2. Системный подход в управлении
- 2.2.3. Ситуационный подход в управлении
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3. Организация как объект управления
- 3.1 Организация и ее основные характеристики
- 3.2. Общие характеристики организации
- 3.3. Внутренняя среда организации
- 3.4. Внешняя среда организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 4. Коммуникации в организации
- 4.1 Процесс коммуникаций и эффективность управления
- 4.2. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы
- Межличностные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 5. Принятие решений
- 5.1 Природа процесса принятия решений
- 5.2 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- 5.3. Модели и методы принятия и разработки управленческих решений
- 5.4 Управление рисками
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Стратегический менеджмент
- 6.1 Общая концепция стратегического менеджмента
- 6.2 Оценка внешней среды организации
- 6.3 Анализ внутренней среды
- 6.4 Выбор миссии организации
- 6.5 Определение целей организации
- 6.6 Стратегия организации
- 6.7. Общие стратегии
- 6.8. Эталонные стратегии
- 6.9. Выбор стратегии организации
- 6.10. Оценка выбранной стратегии
- 6.11. Бизнес-планирование
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 7. Организация как функция управления
- 7.1. Организация, взаимодействие, полномочия
- 7.2 Проектирование организационных структур управления
- 7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления
- 7.2.2 Элементы проектирования организационной структуры
- 7.3. Проектирование организаций: взаимодействие с внешней средой
- 7.3.1 Традиционная структура управления организацией
- Дивизиональная структура управления организацией
- 7.3.3 Матричная структура управления организацией
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 8. Мотивация как функция управления
- 8.1 Концепция мотивации
- 8.2 Содержательные теории мотивации
- 8.3 Процессуальные теории мотивации
- А) Теория ожиданий
- 8.4 Новые теории мотивации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 9. Контроль
- 9.1 Сущность и виды контроля
- 9.2 Поведенческие аспекты контроля
- 9.3 Характеристика эффективного контроля
- 9.4. Понятие контроллинга
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 10. Власть
- 10.1 Понятие власти
- 10.2 Источники власти
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 11. Лидерство в менеджменте
- 11.1 Основные понятия
- 11.2 Теория личных качеств
- 11.3 Поведенческий подход к лидерству
- 11.4 Ситуационные теории лидерства
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 12. Организационная культура
- 12.1 Понятие и определение организационной культуры
- 12.2 Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
- 12.3 Модели организационной культуры
- 12.4 Влияние культуры на организационную эффективность
- 12.5 Управление организационной культурой
- 12.6 Национальное в организационной культуре
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 13. Формирование команд (групп)
- 13.1 Основные понятия командной (групповой) работы
- 13.2 Определение команд и групп
- 13.3 Внутренняя структура группы
- 13.4. Этапы формирования группы
- 13.5. Роли членов группы
- 13.6. Факторы влияния на эффективность группы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 14. Управление конфликтами
- 14.1 Понятие конфликта
- Основными причинами конфликта являются:
- 14.2 Модель процесса конфликта
- 14.3 Управление конфликтной ситуацией
- 14.4 Межличностные стили разрешения конфликтов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 15. Управление изменениями
- 15.1. Характеристика организационных изменений
- 15.2. Диагностика потребности в изменении
- 15.3 Уровни изменений
- 15.4 Анализ поля сил
- 15.5 Подходы к осуществлению изменений
- Фокус: Структура и системы
- Планирование: Прагматичное
- Мотивация: Финансовые стимулы
- Лидерство: Основанное на участии
- Фокус: Культура
- Планирование: Спонтанное
- Мотивация: Финансовые стимулы вторичны
- Консультанты: Малые фирмы, ориентированные на процесс
- 15.6. Сравнительный анализ методик управления изменениями
- Фаза 3 – Переходный период
- Инициирование программы.
- 15.7 Антикризисное управление
- 15.8 Инновационный менеджмент
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 16. Социальная ответственность
- 16.1 Понятие социальной ответственности
- 16.2 Деловая этика
- 16.3 Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Управление персоналом
- 17.1 Комплексный подход к управлению персоналом
- 17.2 Планирование потребности в персонале
- 17.3 Набор и отбор персонала
- 17.4 Профориентация и адаптация персонала
- 17.5 Аттестация персонала
- 17.6 Вознаграждение персонала
- 17.7. Обучение и продвижение персонала по службе
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 18. Финансовый менеджмент как система управления
- 18.1 Функции и система финансового менеджмента
- 18.2 Финансовые структуры управления организацией
- 18.3 Финансовый механизм и его структура
- 18.4. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала и их источники
- 18.5. Инвестиции
- 18.6 Ценные бумаги и порядок их обращения
- 18.7 Система налогообложения
- 18.8 Содержание приемов финансового менеджмента
- 18.8.1 Система расчета и ее формы
- 18.8.2 Банковское кредитование
- 18.8.3. Валютные операции
- 18.8.4 Страхование
- 18.8.5. Аренда
- 18.8.6. Франчайзинг
- 18.8.7. Эккаутинг
- 18.8.8. Инжиниринг и реинжиниринг
- 18.8.9. Транстинг
- 18.9. Методика анализа и планирования финансов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глоссарий
- Содержание