9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
Транспорт в структуре экономики страны — это отрасль, обеспечивающая нормальное функционирование и развитие других отраслей, основа их взаимосвязей, взаимодействия и комплексного развития.
Транспорт представляет собой отрасль материального производства, функционирование и развитие которой требует изучения транспортного (производственного) процесса (эксплуатации транспортных средств; поддержания и развития путей сообщения, транспортно-дорожного комплекса, отдельных транспортных предприятий и инфраструктуры отрасли). Транспортный процесс необходимо изучать в единстве с вопросами организации труда; формирования кадрового потенциала и управления им; выбора наиболее экономически целесообразных форм специализации, кооперации, интеграции и других процессов в социальной и экономической сферах, учитывающих особенности современного состояния транспортной отрасли и поддерживаемых в ней государством рыночных форм социально-экономических отношений.
Так, например, техническое и технологическое совершенствование комплекса транспортных средств и путей сообщения, применение новых способов организации труда на основе механизации и автоматизации отдельных операций, использование современных информационных и телекоммуникационных технологий непрерывно воздействуют на организационно-экономические процессы и управление транспортом как системой, способствуя более полному и эффективному использованию всех видов транспорта и имеющихся ресурсов, отысканию резервов развития отрасли и отдельных видов транспорта, формируя интегрированную транспортную систему страны, как часть транспортной системы мира.
Предмет и содержание экономики транспорта {транспортной отрасли). Экономика транспорта является одним из важнейших
172
разделов экономической теории, прикладной экономической наукой, изучающей природу и особенности транспорта, специфический характер закономерностей, форм проявления экономических законов в развитии транспорта как отрасли материального производства.
Экономики видов транспорта (составляющих единую транспортную отрасль народного хозяйства) обладают общностью законов развития, однородностью производственных и социально-экономических процессов, назначением создаваемой продукции (транспортных услуг, т. е. услуг по перемещению грузов и пассажиров в соответствии с потребностями государства и населения). Экономики видов транспорта имеют различия, обусловленные спецификой производства, структурой производственных фондов, составом издержек производства, уровнем развития техники и технологий и др. Это обстоятельство обусловливает необходимость изучения отдельных видов транспорта (в данном пособии — автомобильного транспорта (AT)); экономических проблем и отношений, возникающих в этой связи и определяемых конкретными условиями деятельности AT, а также рыночным способом организации экономических отношений.
Автомобильный транспорт в качестве элемента транспортной системы обеспечивает в большой степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на внешние воздействия и на регулирование государства; связывает в экономике страны подотрасли транспортной отрасли с отраслями, производящими товары, сырье, продукцию. Исследование экономической природы и особенностей AT как элемента транспортной системы составляет проблематику экономики автомобильного транспорта.
Научно-технический прогресс, обновление технологий всех отраслей экономики мира и России, а также ряд общих для многих стран интеграционных и глобальных тенденций выявили индивидуальные, приоритетные свойства AT, что создало основу для «мировой автотранспортной революции», пришедшейся на 70—80-е гг. XX в. Главные ее результаты — это многократное увеличение количества автотранспортных средств в мире и новая технологическая платформа организации перевозок грузов и пассажиров (логистика). В связи с этим роли и места автомобильного и железнодорожного видов транспорта в транспортной системе стали более важными. Это основано на использовании новых технологических и экономических принципов в организации и координации работы отдельных видов транспорта и их комплекса с акцентом на удовлетворение потребностей в транспортных услугах при экономии всех видов ресурсов (в этом цель и суть операций логистики). Именно эти принципы определяют уменьшение транспортных затрат в цене готовой продукции (товаров).
173
Исторические и технологические тенденции определяют актуальность изучения проблем транспорта вообще и AT в частности. Особенно важно исследование условий работы транспорта; основных экономических принципов организации, планирования и управления транспортом в динамично меняющихся условиях; изучение и обобщение теории и практики рыночной экономики на транспорте, использование форм и рыночных инструментов для получения экономической эффективности, формирование гибкой, реалистичной, надежной системы экономических показателей транспортной отрасли, имеющей специфику для каждого вида транспорта и отражающей технические, технологические, эксплуатационные, интеграционные и другие виды экономических отношений.
Анализ и обобщение перечисленных вопросов должны способствовать распространению опыта, обеспечивающего прогресс транспорта, определяя позитивное развитие экономики России на годы вперед.
Предметом экономики автомобильного транспорта являются экономические отношения, законы и закономерности функционирования и развития производства автотранспортных услуг. Характер взаимосвязей между техническими, эксплуатационными и экономическими показателями работы AT рассматривается во взаимосвязи с историческими и технологическими условиями и факторами, влияющими на эффективность использования материально-технической базы, основных ресурсов, капитальных вложений, инвестиций.
Экономика автомобильного транспорта представляет собой совокупность знаний и опыта, позволяющих найти экономически обоснованные решения проблем отраслевого характера (с учетом роли и места AT в транспортной отрасли) на основе достижений научно-технического и культурного прогресса.
Основными задачами изучения курса «Экономика автомобильного транспорта» являются:
изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов; комплексного развития территорий, отраслевых производств, других сфер общественной жизни: культуры, образования и др. (см. подразд. 12.1);
изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения этих территорий;
исследование и распространение методов, способствующих развитию экономики AT (см. гл. 13), транспортной системы в целом, экономики России (см. гл. 12); интеграции России в мировую транспортную систему и экономику;
использование экономических и технологических методов организации производства автотранспортных услуг, улучшающих по-
174
требление населения и снижающих транспортные затраты в цене готовой продукции;
выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономически эффективной доставке грузов и пассажиров (см. подразд. 12.4);
определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиций в автомобильную отрасль для формирования ее современной материально-технической базы (см. подразд. 13.3, гл. 14).
В курсе «Экономика автомобильного транспорта» изучают взаимосвязи: развития техники, технологии и экономики AT (см. подразд. 13.1; 13.2); экономики, организации производства перевозок и управления ими; затрат и доходов отрасли в зависимости от используемой техники и технологий, уровня их развития; роль персонала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов (см. гл. 2) и др.
Под системой (от гр. systema — целое, составленное из частей, соединение) обычно понимают целеориентированное множество взаимосвязанных элементов в иерархических (соподчиненных) отношениях и взаимозависящих друг от друга, образующих определенную устойчивую целостность.
Есть два понятия, близких понятию система: комплекс и совокупность. Они не тождественны. Их следует рассматривать как неполные по отношению к понятию система. Комплекс включает в себя элементы, не обязательно обладающие системными (в том смысле, как это указано выше) свойствами (нет целостности, единства элементов), но имеющие некоторые специфические связи. Совокупность же есть множество элементов, не обязательно находящихся в системных отношениях и связях друг с другом (нет целостной связанности).
Системный подход к исследованию транспортной отрасли и ее регулирования отражается, например, в понятии транспортная система. Под транспортной системой, как правило, понимают устойчивую целеориентированную экономически эффективную совокупность взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности видов/комплексов транспорта; федеральных, отраслевых и местных органов управления, транспортных предприятий и персонала, путей сообщения и транспортных средств, обеспечивающих удовлетворение транспортных потребностей населения и промышленности [16].
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений