9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
Транспорт как отрасль материального производства, сформировавшаяся в России в социалистический период, до сих пор отражает следующие особенности социалистической организации производства:
с момента образования и до настоящего времени транспорт сохраняет позиции отрасли, имеющей для государства стратегическое значение;
основной понятийный аппарат экономики транспорта сформирован в период планового управления экономикой страны, когда производственные отношения на транспорте, в том числе и на автомобильном, имели яркую политическую окраску.
Экономические реформы изменили приоритеты в развитии транспорта, определив в качестве основных не стратегическую значимость транспорта (как отрасли, важной для поддержания независимости государства), а экономические выгоды основных производителей транспортной отрасли и эффективность национальной экономики в целом. Становление на транспорте рыночных отношений определило необходимость пересмотра основных понятий, характеризующих состояние и развитие рынка транспортных услуг (РТУ), транспорта, его различных подотраслей (автомобильной и др.), их взаимосвязей и динамики.
Повышенный интерес государства к отраслевым рынкам на транспорте вызван двумя важнейшими причинами.
Во-первых, отраслевая структура транспорта и происходящие на сформированном РТУ процессы непосредственно влияют на формирование и реализацию государственной экономической политики, эффективность государственного регулирования, а также международную торговлю, и поэтому требуют изучения и учета в практике государственного регулирования РТУ.
Во-вторых, изучение и оценка влияния процессов самоорганизации участников РТУ (производителей услуг, клиентов, конкурентов, посредников, поставщиков) и исследование характера связи, устанавливаемой между структурой РТУ и параметрами его результативности, позволят регулировать развитие экономики России в целом и отдельных регионов.
Становление рыночной экономики в транспортной отрасли определило необходимость развития понятий экономики транспорта, уточнения используемых, их нового прочтения. Наилуч-
183
шим образом сложившаяся ситуация охарактеризована И.В.Беловым и В. А. Персиановым: «С переходом нашей экономики на рыночные отношения мы лишились превосходства в разработке ряда общетеоретических вопросов экономики транспорта: в теории транспортного рынка, маркетинга, тарифов и других вопросов оказались в лучшем случае на положении любознательных учеников» [7, с. 406]. В данном учебном пособии рынку транспортных услуг («транспортному рынку») посвящена гл. 10, маркетингу — гл. 3, тарифам — гл. 6.
Изменения экономики отрасли в период реформ внесли существенные дополнения и коррективы в используемый понятийный аппарат экономической теории транспорта, систему показателей оценки транспортной деятельности. Формирование современной терминологии экономики отрасли позволяет заложить основы теории отраслевого и региональных рынков транспортных услуг, исследовать процессы функционирования и развития этих экономических форм, рационально их регулировать, достигая эффективности, а также устойчивости экономики транспортной отрасли и страны в целом.
Одной из главных особенностей транспортной отрасли России является ее дифференцированная территориальная структура. Рассматривая регион, как часть территории страны, представляющую собой производственный комплекс, обладающий общностью природных и социально-экономических условий, следует учитывать обособленность транспортных систем регионов, являющихся составными частями единого комплекса более высокого уровня — транспортной системы России. Подобная организация структуры экономики повышает ее управляемость. Однако по-прежнему важны самостоятельные функциональные элементы экономики отрасли, к числу которых следует отнести транспорт, транспортную систему, транспортно-дорожный комплекс (ТДК), транспортную отрасль, рынок транспортных услуг.
Ключевые понятия в терминологии современной экономики транспорта следующие.
Транспорт представляет собой комплекс технических средств для транспортирования (перемещения) грузов и пассажиров. Транспорт, часто рассматривается и в качестве отрасли экономики страны, обеспечивающей бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
Первое определение дает представление о транспорте как транспортных средствах и отражает узкое понимание. В узком смысле, употребление понятия транспорт связано с акцентированием внимания на его технических характеристиках: показателях функционирования парка транспортных средств по мощности, объему; параметрах эксплуатационных условий. Определение мощности,
184
производительности транспорта всегда связано с потребностью оценки экономического результата его деятельности, т. е. сопоставления с достигнутыми показателями — характеристиками производительности, интенсивности, эффективности производства транспортных услуг. Понятие транспорт в широком смысле является общим, объединяющим все аспекты транспортной деятельности (рис. 9.2), где разделение проводится не только по признакам, относящимся к характеристике транспортных средств, но и по признакам организации процессов в транспортной отрасли, их специфики.
Транспортный комплекс и транспортно-дорожный комплекс (ТДК) часто упоминают как одноименные и совпадающие по сущности понятия. Нередко их употребляют как синонимы понятия транспорт.
При раскрытии сущности транспортного комплекса акцент переносят на предметно-материальную сторону использования транспортных средств, процессы и производства, обеспечивающие кооперацию ресурсов транспорта с другими видами ресурсов поддерживающих отраслей, кооперацию деятельности видов транспорта между собой и с отраслями инфраструктуры.
Используемые специалистами определения подчеркивают несущественную на первый взгляд разницу. Транспортный комплекс чаще всего отождествляется с транспортной отраслью или транспортной системой, одновременно для транспортно-дорожного комплекса выделяется и обосновывается особая роль транспортных средств, техники, путей сообщения.
Наиболее распространены следующие подходы к рассмотрению понятий транспортный комплекс и ТДК. Отраслевой подход
определяет транспортный комплекс как совокупность предприятий и организаций, осуществляющих перегрузку и перевозку грузов от грузоотправителей грузополучателям. Межотраслевой подход представляет собой расширительное толкование транспортного комплекса, как комплекса транспортных предприятий; организаций по поддержанию подвижного состава в нормальном эксплуатационном состоянии; перегрузочной техники; перевозчиков; экспедиторов и других посредников, включая инфраструктурные и сервисные предприятия.
Под транспортным комплексом следует понимать организационное единство процесса транспортного обслуживания как форму технологического и экономического объединения субъектов хозяйствования различных видов транспорта и инфраструктурных предприятий с целью обеспечения потребностей экономики в доставке грузов и пассажиров. Транспортный комплекс, следовательно, как понятие экономики транспорта отражает структуру (отношения) кооперации деятельности предприятий в производственной, а не товарной или экономической форме, это не объединение предприятий, а интеграция их ресурсов.
Как синонимическое по отношению к понятию транспортный комплекс, часто используют понятие транспортно-дорожный комплекс.
Транспортно-дорожный комплекс — совокупность транспортных средств, путей сообщения, оборудования для перемещения грузов и для обеспечения строительства и развития дорожной инфраструктуры, т. е. понятие ТДК характеризует технико-технологический потенциал транспорта и обеспечивающих его работоспособность отраслей.
Понятие транспортная отрасль используют для определения (см. подразд. 12.2) места и роли транспорта и отдельных его видов в структуре экономики страны, определения динамики и пропорций развития отрасли и их влияния на улучшение состояния экономики государства в целом. Специалисты склонны рассматривать транспортную отрасль как отрасль материального производства, представляющую собой комплекс видов транспорта в экономике России, скоординированная деятельность которых обеспечивает удовлетворение существующих транспортных потребностей страны, «выполняет главную задачу — интегрального, транспортного обслуживания общества и государства, для обеспечения их жизнеспособности и жизнестойкости» [8, с. 3]. «Транспортная отрасль любого государства представляет собой производственную инфраструктуру или среду, в которую «погружены» различные функциональные хозяйственные комплексы: добывающие, производящие, потребляющие, оборонные и др.» [8, с. 51].
Таким образом, транспортная отрасль представляет собой систему видов/комплексов транспорта, имеющую определенную
186
структуру, отвечающую целям государственного регулирования S подоазд 10.5; 10.6) и удовлетворения реальных потребностей в услугах транспорта) страны (территории), где потенциал каждого элемента (вида транспорта, используемых им путей и транс-пГтньгГсредств?инфраструктуры и т.д.) оценивается через провозное возможности, техническую оснащенность и экономический вквдц в развитие страны. Приоритет процессов организации и Жирования в понятии транспортной отрасли отражен в орга-ниХционной структуре управления (встроенный механизм госу-Хственного регулирования) отраслью, имеющей устойчивые 2вязи между элементами управления на разных уровнях и пред-
nPSecTBe°™oe различие между понятиями «транспорт» и «транспортная отрасль» отражает комплекс отношении, которые они
0таПоЬнВя™е' транспорт используется как характеристика техническая масштабная - количество наличных транспортных средств, их дифференциация для обслуживания специфических процессов ™ошводства в отрасли (транспортные средства для перевозки в£дов грузов - навалочные, наливные, контейнерные и др., а т"а^е доя перевозки пассажиров - для перевозок по городу, между тпояами между странами и др.).
Понятие транспортная отрасль акцентирует внимание на связанности технических средств транспорта с технологиями производства услуг, обеспечивающими и поддерживающими отрасли инФшстр™^^^ развитостью сети путей и дорожным хо-^ствоию^эпыыъик системы, где устойчивые взаимосвязи между этими элементами обеспечивают возможность Сканирования всей системы и ее развитие через управляю-цГеТрегулирующие) воздействия государства. Понятие транспортея отрасль используется и для характеристики состояния и динамики объемов производства транспортных услуг в отрасли, эффективности регулирования со стороны государства, зачас-т^о без глубокого изучения взаимосвязей и влияния элементов
ДР5НеНверно^отребление в профессиональной терминологии понятий транспорт и транспортная отрасль как синонимов [2, 9, 16 и по 1 Оба указанных понятия имеют принципиальную разницу не только по сути, но и по широте охватываемых в них явлении. Г точки зрения системного подхода сущность понятия транспортная система заключается в определении ее как целеориенти-пованной искусственной материальной системы, т.е. совокупнос-?и элементов, созданных человеком (транспортных средств, путей объектов инфраструктуры, сосредоточенных в рамках пред-поиятия (предприятий) и объединяемых единством управления), находящихся во взаимосвязи (в том числе иерархической) и вза-
187
имодействии и представляющих собой единое целое. Акцент здесь в отличие от понятия транспортная отрасль делается на материальности искусственной системы, поддержание целостности которой осуществляется посредством организации, регулирования со стороны государства в большей степени технического и материального элементов. Представление транспорта как системы указывает на необходимость изучения его зависимости от внешней среды. Дифференциация географии территорий и соответствующих им климатических, природных условий, развитость, связанность путей сообщения в сети дорог и в системе грузонакопитель-ных и грузоперерабатывающих центров — далеко не все, но, пожалуй, наиболее влиятельные факторы внешней среды по отношению к транспортной системе.
Определение транспорта как системы связано в первую очередь с необходимостью оценки целеориентированности, устойчивости, экономической эффективности системы в целом. Поскольку транспортная система искусственна, то основная цель, к которой направлена система, — упорядочение функционирования элементов и управление ими при планируемой экономической эффективности. Эта цель достигается путем регулирования государством деятельности элементов (регламентация и организация движения транспортных средств, путей сообщения, систем контроля движения, систем информирования и т.д.) и влияния на установившуюся между ними систему связей.
Таким образом, понятие транспортная система отражает необходимость управления техническими элементами системы; регулирования комплекса возникающих по этому поводу отношений между элементами; адаптации системы к воздействиям внешней среды; организации упорядоченных действий и взаимодействий элементов системы для достижения ее основной цели, в данном случае — удовлетворения потребностей экономики страны в перемещениях грузов и пассажиров с заданной экономической эффективностью.
Правильным следует считать использование наряду с понятием транспортная система понятия единая транспортная система которая «...представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта — путей сообщения и транспортных средств, обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги» [30, с. 5]. Единство, единение рассматриваются как целостность всех видов транспорта, составляющих транспортную систему, в которой выделяют четыре элемента: транспортную сеть, транспортные средства, трудовые ресурсы и систему управления ими.
188
Концепция единства транспортной системы была основной идеей развития железнодорожного транспорта еще в дореволюционный период в России. Позднее, в годы советской власти, создание единой транспортной системы (ETC) рассматривалось как важнейшая государственная задача, лежащая в основе создания социалистического типа экономического хозяйствования. Государственное управление, основанное на данной концепции, требовало формирования единых государственных планов, единой материально-технической базы отрасли, единой системы показателей развития видов транспорта. Именно эта концепция инициировала терминологическое разделение понятий, используемых в экономике транспорта: транспортная система, транспортная сеть, транспортный комплекс.
Единая транспортная система предполагает следующие виды единства: экономическое, технологическое, техническое, правовое, административно-управленческое. Сложность данного понятия характеризуется многоцелевым его назначением: необходимостью поддержания баланса между развитием видов транспорта с балансом в развитии других отраслей, внешней и внутренней экономической средой.
Единая транспортная система с этих позиций характеризуется наличием трех основных (системных) свойств, выделенных еще профессором И. В. Кочетовым в 1950-х гг.
Целостность, которая рассматривается не как простая сумма видов транспорта, а как новое качество системы, которое не может сводиться к сумме исходных элементов ни по результатам деятельности, ни по масштабам функционирования. Так, например, перевозки грузов в смешанном (комбинированном) сообщении с использованием нескольких видов транспорта крайне трудно оценить и планировать количественно, так как каждый из видов транспорта учитывает свою составляющую на основе специфических и в силу этого обстоятельства трудно сопоставимых показателей деятельности.
Иерархичность (от греч. hierarchia — иерархия: hieros — священный, arche — власть — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему) предполагает определенным образом организованное уровневое строение элементов единой транспортной системы, меняющееся в зависимости от изменений воздействий управления, состояний и влияния внешней и внутренней сред. Формирование ETC не исключает иерархичности видов транспорта по отдельным показателям, но предполагает особую значимость комплексной оценки, как можно более всесторонней.
Взаимопроникновение и синтез видов транспорта в единой транспортной системе, которые проявляются в настоящее время во все большей степени в силу перехода экономики России к рыночному укладу, в основе которого лежит «связывание» отраслей и эко-
189
номик в технологических производственных цепочках, и использование на этой основе современных технологий, позволяющих искать новые источники экономии затрат как в области производства, так и обращения. Так, например, использование логистических технологий (при всеобщем соблюдении принципа экономии затрат) увязывает в одной логистической цепи различных участников — не только грузоотправителей и грузополучателей, посредников в продаже товаров, но и перевозчиков различными видами транспорта под руководством экспедиторов, посредников в продаже транспортных и логистических услуг.
Кроме того, транспортная система обычно ограничивается территориально (городская, региональная, государственная, мировая); материализуется в транспортной сети; регулируется посредством целенаправленной иерархической организации, формирующей определенную структуру управления.
Социально-экономическая направленность реформ изменила приоритеты используемых для управления отраслью инструментов. Например, экономические отношения, всегда считавшиеся основанными на других формах отношений (организационно-экономических, технико-экономических, планово-экономических), в рыночных условиях организации транспортной деятельности выделились как самостоятельная и основная форма, базирующаяся на форме собственности и имущественном положении участников рынка. Именно рынок определил главенство экономических отношений среди других их видов в транспортной отрасли и транспортной системе. Остальные (упомянутые в скобках) понятия рассматривают экономические аспекты и отношения в сфере деятельности транспорта либо опосредованно, либо как второстепенные, чаще всего как целеориентирующие.
Новая форма экономических отношений отрасли транспорта — рынок, стала основой возникновения новых понятий, а также уточнения уже существующих. Рынок как свободная форма экономических отношений его участников предоставляет самостоятельность участникам рынка, определяет снижение роли управляющей системы и повышение роли управляемой системы. Процессы управления испытывают сопротивление, иногда давление растущей самоорганизации участников рынка. В условиях рынка управление замещается другой его формой, контролирующей проявление потенциала самоорганизации — государственным регулированием. Смена приоритетов в развитии, перенос центра тяжести на экономические инструменты управления (регулирования) отраслью определили возникновение новых понятий в экономической теории транспорта: рынок транспортных услуг (см. гл. 2), конкуренция (гл. 2), государственное регулирование транспортной деятельности (гл. 2), барьеры входа-выхода на рынок и других, которые будут рассмотрены в следующих главах.
190
Контрольные вопросы
Обоснуйте необходимость изучения такой прикладной науки, как экономика автомобильного транспорта.
Перечислите особенности транспорта как отрасли материального производства.
Охарактеризуйте основные свойства и специфические особенности продукции транспорта (транспортной услуги), сравнивая ее с материальным товаром.
Дайте определение понятий «транспорт» и «транспортно-дорожный комплекс». Приведите примеры случаев, ситуаций правильного и неправильного использования данных понятий. Поясните возможные контексты использования этих понятий.
Дайте определение понятий «транспортная отрасль» и «транспортная система». Приведите примеры случаев, ситуаций правильного и неправильного использования данных понятий. Поясните возможные контексты использования этих понятий. Какое из названных понятий имеет более широкое, а какое более глубокое содержание?
Охарактеризуйте взаимосвязи понятий «транспорт», «транспортно-дорожный комплекс», «транспортная отрасль» и «транспортная система». Какие приоритеты должны быть приняты специалистами, если они решают вопросы «транспорта» и «транспортной системы»?
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений