logo
Эк-ка АТП, учебник

10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы

Разные авторы раскрывают понятие «рынок» в зависимости от собственного понимания, условий и контекста употребления. Наибольшее распространение получили следующие значения: рынок — это координирующий развитие экономики механизм [6]; место, где встречаются покупатель и продавец [105]; сфера обмена товарами или услугами [74]; количество покупателей кон­кретного вида услуг [66].

Рынок транспортных услуг в качестве экономического механиз­ма. Определения понятия рынка транспортных услуг (РТУ) много­численны, разнообразны и, следовательно, трудно сопоставимы по сущности, содержанию. Большинство авторов определений РТУ склонны представлять его как организационный экономический механизм.

В экономической теории заимствованный из естественных наук термин «механизм» получил широкое распространение и пони­мается как необходимая взаимосвязь, естественно возникающая между различными экономическими явлениями, воздействие на которую (взаимосвязь) передается связанным ею элементам, вы­зывая определенный результат. Другими словами, механизм пред­ставляет собой структурный элемент системы, позволяющий из­менять ее состояние и динамику. Различают механизмы организа­ционный, экономический, управления, регулирования, финан­совый, валютный и т.д.

В отношении РТУ уместно использовать термин «экономичес­кий механизм» как некое исходное экономическое явление, вле­кущее за собой ряд других, причем они следуют одно за другим в определенной последовательности и ведут к неким очевидным результатам. К экономическому механизму относят и систему це­ленаправленных экономических инструментов, рычагов управле­ния, вызывающих определенную организацию структуры рынка, экономический эффект. Например, использование свободного или регулируемого ценообразования в различных рыночных условиях позволяет формировать, регулировать доходность разного уровня участников рынка.

192

Предшествующие наблюдения, накопленные знания о взаи­мосвязях экономических явлений позволяют прогнозировать и моделировать варианты трансформаций экономического механиз­ма, направлений и силы его воздействий, оценивать величину и разнообразие возникающих при этом эффектов. В экономическом механизме следует различать статику — экономические явления, события, их состояния и динамику — экономические процессы, а сам механизм как комплекс способов, методов, инструментов управления может быть использован для регулирования экономи­ческих отношений.

Рынок транспортных услуг в качестве экономической системы. Анализ состава основных атрибутивных признаков РТУ как эко­номической системы убедительно доказывает это.

  1. Система РТУ состоит из элементов: производителей транс­портных услуг, клиентов, поставщиков, посредников, государ­ства (механизма государственного управления транспортом) и др.

  2. Элементы системы РТУ взаимосвязаны и взаимозависимы, сло­жившаяся система связей находится в постоянном динамичном дви­жении. Разрушение связей хотя бы между двумя элементами при­водит к сбоям во всей системе рыночных отношений, к кризисам (локальным или глобальным системным). Система РТУ представ­лена четырьмя основными группами связей: материальными (по­ставки материальных ресурсов и техники); финансовыми (опера­ции с денежными ресурсами); коммерческими (продажа услуг); информационными (передача документов, сведений, обмен дан­ными).

  3. Система РТУ имеет сложную структуру, так как участники рынка (элементы структуры РТУ) качественно разнообразны, например отраслевая принадлежность производителей, специфи­ка и дифференциация производства услуг, конъюнктура цен на услуги, ассортимент услуг и технологий их производства и т.д. Изменение структуры или возникновение новой структуры эко­номических взаимоотношений ведет к формированию новых сис­темных качеств и свойств РТУ, несводимых к прежним (или, как говорят, к новой рыночной ситуации).

  4. Система РТУ проявляет основные свойства систем: прямой и обратной связи, стабильности, адаптации, синергии (эффекта са­моорганизации), эмерджентности, иерархичности (соподчинен-ности), эквифинальности (существования различных путей к до­стижению одной цели), необходимого разнообразия, нестацио­нарности.

  5. Расширение функций управляющей (государственный механизм управления) и управляемой (участники рынка) систем, с акцен­том на информационной функции, поглощающей другие.

Создание системы РТУ необходимо для формирования рыноч­ного технологического уклада в отрасли транспорта, регулирова-

7 3. 509

193

ния экономических границ, концентрации и централизации про­изводства, обоснования экономической эффективности регули­рования транспортной отрасли (см. подразд. 10,5; 10.6).

Рынок транспортных услуг, представляемый в качестве меха­низма, сужает возможности организации управления отраслью; РТУ, представляемый в качестве системы, — есть подобие живо­го организма, в котором существует постоянно регулируемый ба­ланс организации и самоорганизации элементов, с ориентацией на положительный, экономически эффективный результат. Когда все средства государственного вмешательства нерезультативны, наступает период хаоса, или беспорядочного движения элемен­тов системы. Движущей силой периода хаоса на рынке является синергия (самоорганизация), рождающая новое качество систе­мы и ее новую структуру.

Таким образом, через организационный механизм рынка реа­лизуется функция государственного регулирования. И, следова­тельно, понимание РТУ в качестве системы следует считать рас­ширительным (более точным) в отличие от понимания РТУ как механизма или организационного механизма.

Анализ различных подходов к пояснению сущности понятия «рынок» позволяет нам сформулировать определение: РТУ— это система со встроенным организационным механизмом управления транспортной отраслью, посредством которого формируются от­ношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредниками в продаже) транспортных ус­луг; регулируется удовлетворение потребностей государства и об­щества в этих услугах с помощью экономических инструментов; выделяется сфера рыночного и географического пространства про­даж транспортных услуг; экономика государства работает с за­данной эффективностью.

В зарубежных работах [6, 26, 49, 50, 56, 61, 105] признано, что свободный рынок — лучший организационно-экономичес­кий механизм хозяйства, а изменения и несовершенства в этом механизме могут влиять на прогресс в удовлетворении экономи­ческих потребностей. Для России в качестве основы реформиро­вания перспективной может быть признана модель регулируемого рынка.

Основная задача РТУ — распределение ограниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с лучшим экономическим резуль­татом для отрасли и экономики в целом.

Решение о формировании в России рыночных отношений оп­ределило необходимость разработки и развития теории рынка транспортных услуг и ее предмета — изучения рыночного подхода к организации управления транспортной отраслью. Исследоваться дол­жны и рыночные процессы, направляющие деятельность произ­водителей услуг на удовлетворение спроса, условия, факторы,

194

влияние нарушений и направленности этих процессов на разви­тие и результативность экономики.

Из определения РТУ как системы следует, что это понятие отражает возможности экономической организации производства транспортных услуг; регулирования баланса между потребностя­ми клиентуры и интересами производителей транспортных услуг; акцентирует внимание на выгодах обеих сторон при сохранении интересов государства и общества в целом; характеризует эконо­мический потенциал отрасли и ее возможный прогресс. Нельзя сказать, что определение РТУ в качестве системы — полное и всеобъемлющее.

Изучение отраслевого РТУ и на этой основе формирование, например, компьютерной модели для системы РТУ находится в самом начале пути.

Исследование РТУ и разработка методов управления его раз­витием важны не только для изучения транспортных услуг, пред­лагаемых на РТУ, их свойств, количества, качества и других пара­метров. Более важно выявить общие законы, закономерности, тен­денции, особенности, пропорции формирования рыночной сре­ды, процессы функционирования и развития РТУ, его конъюнк­туру, факторы, определяющие устойчивость рыночных процессов и отношений.

Особенно актуальными подобные исследования стали для ре­гиональных РТУ, отличающихся, как правило, значительной спе­цификой, структурой и пр.

Эволюция РТУ. Как правило, эволюция охватывает три этапа.

A. Формирование адекватных экономических взаимоотношений между участниками рынка, а также между государством и участ­ никами рынка, позволяющих достичь поставленной экономичес­ кой цели.

Б. Функционирование, т. е. определение функций отдельных эле­ментов РТУ и обеспечение условий их нормальной деятельности.

B. Развитие, т.е. необратимое, направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта (РТУ), позволяющее качественно изменять продукт труда (транспортной услуги) и на более высоком уров­ не удовлетворять все разнообразие потребностей в транспортных услугах.

А. Формирование РТУ. Как участники рынка, так и государство ведут постоянный поиск более совершенной (с точки зрения об­щего экономического результата) формы взаимоотношений. Так, например, на железнодорожном транспорте реализуется рефор­ма, способствующая устранению негативных проявлений есте­ственной монополии.

Эксперты в воздушном и водном видах транспорта, пытаясь преодолеть олигополистические препятствия, предлагают концеп-

те'

195

цию логистического решения данной проблемы. Автомобильный транспорт, сформировав развитую конкурентную среду, преодо­левает последствия ужесточения конкуренции — регулируя барь­еры входа-выхода отрасли. Таким образом, этап формирования рынка не заканчивается после того, как созданы модель регули­рования и структура рынка. В соответствии со складывающимися условиями и под влиянием внешней среды формы взаимоотно­шений на рынке меняются.

Б. Функционирование РТУ происходит с учетом специфики не только перечисленных свойств транспортной услуги в качестве товара, а также заданных форм организации рынка, но и специ­фики организации транспортного производства.

  1. Отсутствие определенного во времени и пространстве места, где могут заключаться сделки купли-продажи услуг. Это обуслов­лено невещественностью транспортной услуги, особенностями ее потребления во время производства. Для РТУ пространство весь­ма условно ограничено транспортными сетями региона и их про­пускной способностью.

  2. Объемы производства (а они всегда равны объемам продаж) услуг не равны объемам производства вещественной продукции потому, что с помощью транспорта происходит многократное (до 4—5 раз) перемещение производимой продукции. Это обусловли­вается повторностью перевозок одних и тех же партий грузов. На­пример, товар из Дальневосточного региона доставляют в Санкт-Петербург железнодорожным транспортом, а затем по городу раз­возят автомобилями. В данном случае один и тот же товар переме­щают дважды, а услуги предоставляют разные.

  3. Оплата выполненной работы предшествует, как правило, получению клиентом выполненных услуг. Эта особенность прису­ща многим сферам выполнения услуг (и не только транспортных). По договоренности с клиентами можно использовать схемы час­тичной предварительной оплаты. В условиях нестабильности эко­номики производитель услуг требует 100%-ной предоплаты в ка­честве гарантии оплаты выполнения услуг вообще. Требование пре­доплаты объясняется и необходимостью подготовить транспорт­ное средство к перевозке (покупка бензина, техническое обслу­живание) и оформить необходимые документы (лицензирование, регистрация деятельности, подготовка товарно-сопроводительной документации, получение разрешений на перемещения, оплата сборов и дорожных налогов и т.д.).

  4. Кругооборот средств и денег на РТУ отличается от кругообо­рота на рынках производственных компонентов, потребительских товаров, финансовых рынках. На РТУ формула кругооборота име­ет вид Д'—Д". Для прочих рынков — Д—Т—Д'. Для производства транспортных услуг характерно только приобретение готовой продукции для начала производства (отсутствует стадия приоб-

196

ретения сырья), что и меняет содержание традиционной фор­мулы.

  1. Наряду с государственным регулированием развития и функционирования на автомобильном сегменте РТУ (вида транс­порта) присутствует развитая конкурентная среда, свободное це­нообразование для грузовых перевозок, разнообразие условий заключения и реализации сделок. Наличие государственного ре­гулирования данной сферы вызвано стратегической значимос­тью транспорта для экономики в целом. Свободное же ценообра­зование является саморегулятором развития. Именно поэтому различные секторы РТУ (виды транспорта) представлены сме­шанными формами рыночных отношений.

  2. РТУ и условия его функционирования зависят от состоя­ния товарных рынков. Так, спад объемов товарного производ­ства на 20 % в период экономических реформ в нашей стране определил уменьшение объемов перевозки грузов и пассажи­ров на 40...60%.

  3. Ущерб, наносимый окружающей среде от транспортной дея­тельности, в несколько раз выше, чем от любого другого вида материального производства. Это также определяет необходимость регулирования рынка государством; допуска к деятельности огра­ниченного количества производителей транспортных услуг; вве­дения стандартов и требований к качеству и условиям деятельно­сти и других ограничений.

8. Развитие РТУ в качестве процесса, направленного в буду­ щее, принципиально важно, так как характеризует смену каче­ ственных состояний рынка. Как этап развитие характеризуется стабильностью условий и форм РТУ. Как процесс развитие РТУ представляет собой накопление потенциала более высокого ка­ чества всей системы рыночных отношений, основанного на ма­ териально-технической базе, инновационной стратегии и тех­ нологиях производства транспортных услуг, и имеет некоторую цикличность.

В прикладной экономике наименее исследованы:

проблемы диагностики и оценки состояния, тенденций и осо­бенностей функционирования и развития РТУ;

проблемы перехода низкого качества системы рынка в более высокое;

проблемы формализации развития системы РТУ (например, с помощью компьютеризации).

Понятие системы РТУ — центральное для настоящего этапа развития экономики транспорта. Поэтому оно требует детализа­ции и определения условий и обстоятельств применения с помо­щью формализованных и качественных параметров и характерис­тик, методов, методики, других инструментов управления отрас­лью и ее экономическим развитием.

197