10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
Разные авторы раскрывают понятие «рынок» в зависимости от собственного понимания, условий и контекста употребления. Наибольшее распространение получили следующие значения: рынок — это координирующий развитие экономики механизм [6]; место, где встречаются покупатель и продавец [105]; сфера обмена товарами или услугами [74]; количество покупателей конкретного вида услуг [66].
Рынок транспортных услуг в качестве экономического механизма. Определения понятия рынка транспортных услуг (РТУ) многочисленны, разнообразны и, следовательно, трудно сопоставимы по сущности, содержанию. Большинство авторов определений РТУ склонны представлять его как организационный экономический механизм.
В экономической теории заимствованный из естественных наук термин «механизм» получил широкое распространение и понимается как необходимая взаимосвязь, естественно возникающая между различными экономическими явлениями, воздействие на которую (взаимосвязь) передается связанным ею элементам, вызывая определенный результат. Другими словами, механизм представляет собой структурный элемент системы, позволяющий изменять ее состояние и динамику. Различают механизмы организационный, экономический, управления, регулирования, финансовый, валютный и т.д.
В отношении РТУ уместно использовать термин «экономический механизм» как некое исходное экономическое явление, влекущее за собой ряд других, причем они следуют одно за другим в определенной последовательности и ведут к неким очевидным результатам. К экономическому механизму относят и систему целенаправленных экономических инструментов, рычагов управления, вызывающих определенную организацию структуры рынка, экономический эффект. Например, использование свободного или регулируемого ценообразования в различных рыночных условиях позволяет формировать, регулировать доходность разного уровня участников рынка.
192
Предшествующие наблюдения, накопленные знания о взаимосвязях экономических явлений позволяют прогнозировать и моделировать варианты трансформаций экономического механизма, направлений и силы его воздействий, оценивать величину и разнообразие возникающих при этом эффектов. В экономическом механизме следует различать статику — экономические явления, события, их состояния и динамику — экономические процессы, а сам механизм как комплекс способов, методов, инструментов управления может быть использован для регулирования экономических отношений.
Рынок транспортных услуг в качестве экономической системы. Анализ состава основных атрибутивных признаков РТУ как экономической системы убедительно доказывает это.
Система РТУ состоит из элементов: производителей транспортных услуг, клиентов, поставщиков, посредников, государства (механизма государственного управления транспортом) и др.
Элементы системы РТУ взаимосвязаны и взаимозависимы, сложившаяся система связей находится в постоянном динамичном движении. Разрушение связей хотя бы между двумя элементами приводит к сбоям во всей системе рыночных отношений, к кризисам (локальным или глобальным системным). Система РТУ представлена четырьмя основными группами связей: материальными (поставки материальных ресурсов и техники); финансовыми (операции с денежными ресурсами); коммерческими (продажа услуг); информационными (передача документов, сведений, обмен данными).
Система РТУ имеет сложную структуру, так как участники рынка (элементы структуры РТУ) качественно разнообразны, например отраслевая принадлежность производителей, специфика и дифференциация производства услуг, конъюнктура цен на услуги, ассортимент услуг и технологий их производства и т.д. Изменение структуры или возникновение новой структуры экономических взаимоотношений ведет к формированию новых системных качеств и свойств РТУ, несводимых к прежним (или, как говорят, к новой рыночной ситуации).
Система РТУ проявляет основные свойства систем: прямой и обратной связи, стабильности, адаптации, синергии (эффекта самоорганизации), эмерджентности, иерархичности (соподчинен-ности), эквифинальности (существования различных путей к достижению одной цели), необходимого разнообразия, нестационарности.
Расширение функций управляющей (государственный механизм управления) и управляемой (участники рынка) систем, с акцентом на информационной функции, поглощающей другие.
Создание системы РТУ необходимо для формирования рыночного технологического уклада в отрасли транспорта, регулирова-
7 3. 509
193
ния экономических границ, концентрации и централизации производства, обоснования экономической эффективности регулирования транспортной отрасли (см. подразд. 10,5; 10.6).
Рынок транспортных услуг, представляемый в качестве механизма, сужает возможности организации управления отраслью; РТУ, представляемый в качестве системы, — есть подобие живого организма, в котором существует постоянно регулируемый баланс организации и самоорганизации элементов, с ориентацией на положительный, экономически эффективный результат. Когда все средства государственного вмешательства нерезультативны, наступает период хаоса, или беспорядочного движения элементов системы. Движущей силой периода хаоса на рынке является синергия (самоорганизация), рождающая новое качество системы и ее новую структуру.
Таким образом, через организационный механизм рынка реализуется функция государственного регулирования. И, следовательно, понимание РТУ в качестве системы следует считать расширительным (более точным) в отличие от понимания РТУ как механизма или организационного механизма.
Анализ различных подходов к пояснению сущности понятия «рынок» позволяет нам сформулировать определение: РТУ— это система со встроенным организационным механизмом управления транспортной отраслью, посредством которого формируются отношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредниками в продаже) транспортных услуг; регулируется удовлетворение потребностей государства и общества в этих услугах с помощью экономических инструментов; выделяется сфера рыночного и географического пространства продаж транспортных услуг; экономика государства работает с заданной эффективностью.
В зарубежных работах [6, 26, 49, 50, 56, 61, 105] признано, что свободный рынок — лучший организационно-экономический механизм хозяйства, а изменения и несовершенства в этом механизме могут влиять на прогресс в удовлетворении экономических потребностей. Для России в качестве основы реформирования перспективной может быть признана модель регулируемого рынка.
Основная задача РТУ — распределение ограниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с лучшим экономическим результатом для отрасли и экономики в целом.
Решение о формировании в России рыночных отношений определило необходимость разработки и развития теории рынка транспортных услуг и ее предмета — изучения рыночного подхода к организации управления транспортной отраслью. Исследоваться должны и рыночные процессы, направляющие деятельность производителей услуг на удовлетворение спроса, условия, факторы,
194
влияние нарушений и направленности этих процессов на развитие и результативность экономики.
Из определения РТУ как системы следует, что это понятие отражает возможности экономической организации производства транспортных услуг; регулирования баланса между потребностями клиентуры и интересами производителей транспортных услуг; акцентирует внимание на выгодах обеих сторон при сохранении интересов государства и общества в целом; характеризует экономический потенциал отрасли и ее возможный прогресс. Нельзя сказать, что определение РТУ в качестве системы — полное и всеобъемлющее.
Изучение отраслевого РТУ и на этой основе формирование, например, компьютерной модели для системы РТУ находится в самом начале пути.
Исследование РТУ и разработка методов управления его развитием важны не только для изучения транспортных услуг, предлагаемых на РТУ, их свойств, количества, качества и других параметров. Более важно выявить общие законы, закономерности, тенденции, особенности, пропорции формирования рыночной среды, процессы функционирования и развития РТУ, его конъюнктуру, факторы, определяющие устойчивость рыночных процессов и отношений.
Особенно актуальными подобные исследования стали для региональных РТУ, отличающихся, как правило, значительной спецификой, структурой и пр.
Эволюция РТУ. Как правило, эволюция охватывает три этапа.
A. Формирование адекватных экономических взаимоотношений между участниками рынка, а также между государством и участ никами рынка, позволяющих достичь поставленной экономичес кой цели.
Б. Функционирование, т. е. определение функций отдельных элементов РТУ и обеспечение условий их нормальной деятельности.
B. Развитие, т.е. необратимое, направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта (РТУ), позволяющее качественно изменять продукт труда (транспортной услуги) и на более высоком уров не удовлетворять все разнообразие потребностей в транспортных услугах.
А. Формирование РТУ. Как участники рынка, так и государство ведут постоянный поиск более совершенной (с точки зрения общего экономического результата) формы взаимоотношений. Так, например, на железнодорожном транспорте реализуется реформа, способствующая устранению негативных проявлений естественной монополии.
Эксперты в воздушном и водном видах транспорта, пытаясь преодолеть олигополистические препятствия, предлагают концеп-
те'
195
цию логистического решения данной проблемы. Автомобильный транспорт, сформировав развитую конкурентную среду, преодолевает последствия ужесточения конкуренции — регулируя барьеры входа-выхода отрасли. Таким образом, этап формирования рынка не заканчивается после того, как созданы модель регулирования и структура рынка. В соответствии со складывающимися условиями и под влиянием внешней среды формы взаимоотношений на рынке меняются.
Б. Функционирование РТУ происходит с учетом специфики не только перечисленных свойств транспортной услуги в качестве товара, а также заданных форм организации рынка, но и специфики организации транспортного производства.
Отсутствие определенного во времени и пространстве места, где могут заключаться сделки купли-продажи услуг. Это обусловлено невещественностью транспортной услуги, особенностями ее потребления во время производства. Для РТУ пространство весьма условно ограничено транспортными сетями региона и их пропускной способностью.
Объемы производства (а они всегда равны объемам продаж) услуг не равны объемам производства вещественной продукции потому, что с помощью транспорта происходит многократное (до 4—5 раз) перемещение производимой продукции. Это обусловливается повторностью перевозок одних и тех же партий грузов. Например, товар из Дальневосточного региона доставляют в Санкт-Петербург железнодорожным транспортом, а затем по городу развозят автомобилями. В данном случае один и тот же товар перемещают дважды, а услуги предоставляют разные.
Оплата выполненной работы предшествует, как правило, получению клиентом выполненных услуг. Эта особенность присуща многим сферам выполнения услуг (и не только транспортных). По договоренности с клиентами можно использовать схемы частичной предварительной оплаты. В условиях нестабильности экономики производитель услуг требует 100%-ной предоплаты в качестве гарантии оплаты выполнения услуг вообще. Требование предоплаты объясняется и необходимостью подготовить транспортное средство к перевозке (покупка бензина, техническое обслуживание) и оформить необходимые документы (лицензирование, регистрация деятельности, подготовка товарно-сопроводительной документации, получение разрешений на перемещения, оплата сборов и дорожных налогов и т.д.).
Кругооборот средств и денег на РТУ отличается от кругооборота на рынках производственных компонентов, потребительских товаров, финансовых рынках. На РТУ формула кругооборота имеет вид Д'—Д". Для прочих рынков — Д—Т—Д'. Для производства транспортных услуг характерно только приобретение готовой продукции для начала производства (отсутствует стадия приоб-
196
ретения сырья), что и меняет содержание традиционной формулы.
Наряду с государственным регулированием развития и функционирования на автомобильном сегменте РТУ (вида транспорта) присутствует развитая конкурентная среда, свободное ценообразование для грузовых перевозок, разнообразие условий заключения и реализации сделок. Наличие государственного регулирования данной сферы вызвано стратегической значимостью транспорта для экономики в целом. Свободное же ценообразование является саморегулятором развития. Именно поэтому различные секторы РТУ (виды транспорта) представлены смешанными формами рыночных отношений.
РТУ и условия его функционирования зависят от состояния товарных рынков. Так, спад объемов товарного производства на 20 % в период экономических реформ в нашей стране определил уменьшение объемов перевозки грузов и пассажиров на 40...60%.
Ущерб, наносимый окружающей среде от транспортной деятельности, в несколько раз выше, чем от любого другого вида материального производства. Это также определяет необходимость регулирования рынка государством; допуска к деятельности ограниченного количества производителей транспортных услуг; введения стандартов и требований к качеству и условиям деятельности и других ограничений.
8. Развитие РТУ в качестве процесса, направленного в буду щее, принципиально важно, так как характеризует смену каче ственных состояний рынка. Как этап развитие характеризуется стабильностью условий и форм РТУ. Как процесс развитие РТУ представляет собой накопление потенциала более высокого ка чества всей системы рыночных отношений, основанного на ма териально-технической базе, инновационной стратегии и тех нологиях производства транспортных услуг, и имеет некоторую цикличность.
В прикладной экономике наименее исследованы:
проблемы диагностики и оценки состояния, тенденций и особенностей функционирования и развития РТУ;
проблемы перехода низкого качества системы рынка в более высокое;
проблемы формализации развития системы РТУ (например, с помощью компьютеризации).
Понятие системы РТУ — центральное для настоящего этапа развития экономики транспорта. Поэтому оно требует детализации и определения условий и обстоятельств применения с помощью формализованных и качественных параметров и характеристик, методов, методики, других инструментов управления отраслью и ее экономическим развитием.
197
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений