logo
Эк-ка АТП, учебник

3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия

Неотъемлемым элементом маркетинговой стратегии транспорт­ного предприятия является комплекс маркетинга или маркетинг-микс. Эти решения логически следуют за выбором целевого сег­мента и позиционированием услуги. Если позиционирование пред­полагает обобщенное формулирование того, какой должна ви­деться услуга потребителю, каким должно быть восприятие услу­ги, то решения по маркетинг-миксу содержат более развернутые рекомендации, детализирующие позицию предприятия и его ус­луг в разрезе элементов маркетинг-микса.

В рамках политики продукта на транспортном предприятии раз­рабатываются рекомендации по отдельным услугам и по совокуп­ности услуг:

73

услуг рассматривается в этом случае как составляющая качества транспортной услуги;

В рамках ценовой политики транспортного предприятия предла­гаются рекомендации по стратегии и тактике ценообразования:

• рекомендации по принципиальному решению о ценовой или неценовой конкурентной стратегии, которой будет придерживаться предприятие. Выбрав ценовую конкурентную стратегию, предпри­ ятие устанавливает цены ниже сложившихся на рынке, ищет воз­ можности минимизации собственных затрат и ориентируется на

74

чувствительный к цене сегмент рынка. При стратегии неценовой конкуренции предприятие устанавливает цены на уровне или даже выше сложившихся рыночных цен, обосновывая свою цену каче­ством предлагаемой услуги;

75

ет проведение опросов, экспериментов. Ценообразование на ос­нове цен конкурентов означает проведение сравнительного ана­лиза предлагаемых предприятием и конкурентами услуг и назна­чение цены с учетом качественных отличий услуги предприятия, а также прогнозирование возможных реакций конкурентов на цену предприятия. В реальных условиях транспортные предприятия учи­тывают все факторы ценообразования — и затраты, и восприятие клиентами, и конкурентов, обращая в большей степени внима­ние на те или иные факторы;

• рекомендации по применению скидок. Традиционными скид­ ками в составе ценовой политики транспортного предприятия являются скидки за кумулятивный объем заказов клиента с нача­ ла года, сезонные скидки, скидки за авансовые платежи и др. Применение скидок на постоянной основе базируется на том соображении, что работа с отдельными группами потребителей позволяет предприятию получать дополнительную выгоду в виде ускорения оборачиваемости оборотных средств, повышения лик­ видности, снижения затрат на оформление заказа, более полного использования мощностей предприятия.

В рамках политики распределения продукта применительно к транспортной деятельности актуальными являются такие реко­мендации по обеспечению доступности услуги по месту ее приоб­ретения, как:

76

высока арендная плата, является знаком стабильности предприя­тия, его финансово-экономической устойчивости;

• рекомендации по формированию маршрутов движения об­ щественного транспорта и сети остановок также могут быть отне­ сены к политике распределения транспортной услуги. Формируя сеть маршрутов и остановок определенным образом, можно уп­ ростить процесс удовлетворения потребности для пассажиров.

Политика продвижения транспортной услуги на рынок предпо­лагает поддержку предложения услуги следующими инструмен­тами:

77

партнеров, знакомство с деятельностью конкурентов, проведе­ние маркетингового исследования.

При рассмотрении комплекса решений в рамках маркетинг-микса мы остановились на тех конкретных решениях, которые актуальны для транспортных предприятий. За рамками рассмотре­ния остались некоторые вопросы, традиционно включаемые в компетенцию маркетинга, но не являющиеся насущными в транс­портной деятельности — дизайн упаковки, дизайн товара, учас­тие в разработке нового товара. При необходимости ознакомиться с этими вопросами рекомендуется обратиться к специальной мар­кетинговой литературе.

Таким образом, маркетинговая деятельность на транспортном предприятии выстраивается как совокупность взаимосвязанных и логически следующих друг за другом действий. Итог таких дей­ствий в конечном счете — это способствующая рациональному поведению предприятия на рынке информация: исходная ин­формация для принятия управленческих решений (по результа­там реализации исследовательско-аналитической функции мар­кетинга); рекомендации, адресованные специалистам и службам предприятия относительно элементов комплекса маркетинга (по результатам реализации креативной функции маркетинга).

Контрольные вопросы

  1. В чем состоит сущность маркетингового подхода к организации де­ятельности транспортного предприятия?

  2. Назовите укрупненные маркетинговые функции и прокомменти­руйте их содержание.

  3. Дайте определение маркетинговой среды и раскройте состав макро-и микросред маркетинга на примере транспортного предприятия.

  4. Что такое маркетинговая информационная система? Назовите под­системы МИС и адресатов информации на выходе МИС.

  5. Постройте последовательность проведения маркетингового иссле­дования, прокомментируйте ее элементы.

  6. Раскройте содержание основных методов сбора данных в процессе проведения маркетингового исследования. Приведите примеры приме­нения этих методов на транспорте.

  7. Приведите по пять формулировок для каждого квадранта SWOT-матрицы, актуальных для транспортных предприятий различных видов транспорта.

  8. Назовите элементы маркетинговой стратегии транспортного пред­приятия и раскройте их содержание.

  9. Приведите примеры решений, принимаемых в рамках каждого из элементов комплекса маркетинга на транспортном предприятии.