5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
Для выполнения комплекса работ по продаже услуг в АТП организуются коммерческие службы, состав и функции которых, а также распределение обязанностей между сотрудниками зависят от раз-
94
мера предприятия, объемов его деятельности и количества потребителей услуг предприятия. Чем крупнее предприятие, чем большее количество потребителей оно обслуживает, тем более развита его коммерческая служба и тем больше число ее сотрудников. Крупные предприятия имеют развитую структуру коммерческой службы, в мелких — вопросами коммерческой работы занимается руководитель, в средних — создается специальное подразделение, занимающееся вопросами организации коммерческой деятельности, возглавляемое, как правило, заместителем руководителя фирмы.
Формирование организационной структуры коммерческой службы АТП включает в себя два аспекта: определение места в структуре управления предприятием — установление соподчинен-ности и функций; распределение функций между отдельными группами и работниками.
Организационная структура коммерческой службы АТП может различаться:
по выполняемым функциям (группы, занимающиеся исследованием состояния и тенденций развития рынка, изучением и прогнозированием грузопотоков, продажей услуг, рекламой, стимулированием сбыта, организацией связей с общественностью);
оказываемым услугам (группы, занимающиеся комплексом работ по продаже перевозок грузов в пределах города, международных перевозок, экспедиционных услуг, услуг по организации временного хранения грузов);
обслуживаемым регионам (группы, занимающиеся международными перевозками в Скандинавские страны, Западную Европу, страны Балтии, страны СНГ) и другим признакам.
На многих предприятиях в Западной Европе, на некоторых фирмах в нашей стране введена система организации коммерческой работы, получившая название «центров прибыли». Сущность этой системы в следующем. Предприятие разделяют на определенное число субпредприятий, самостоятельно осуществляющих перевозки. Руководство каждого самостоятельного субпредприятия состоит из коммерческого и технического директоров. Основные функции (планирование и маркетинг) выполняются «центрами прибыли». Такие отделы, как финансовый, бухгалтерия, исследований, юридический, отдел кадров, — общие для фирмы.
5.2. Задачи коммерческой службы автотранспортного предприятия
Коммерческая служба АТП решает следующие задачи [67]: 1) изучение состояния и тенденций развития рынка транспортных услуг;
95
участие в выборе целевых секторов рынка, в определении сферы деятельности предприятия, в разработке общей рыночной программы АТП;
участие в выработке тарифной политики и в определении тарифов АТП;
стимулирование спроса на услуги АТП;
заключение договоров с потребителями;
коммерческое обеспечение выполнения заключенных договоров;
7) анализ результатов коммерческой деятельности АТП. Изучение рынка ведется коммерческой службой постоянно и
включает в себя:
сбор информации о грузовладельцах и их транспортных потребностях, о тенденциях изменения спроса на товарных рынках и спроса на различные виды транспортных услуг; выявление потенциальных потребителей услуг АТП, изучение особенностей транспортного обслуживания отдельных групп потребителей;
сбор информации о конкурентах, выявление их сильных и слабых сторон; анализ причин, по которым потребители предпочитают обращаться к конкурентам; изучение уровня тарифов и качества транспортных услуг, оказываемых предприятиями-конкурентами; изучение (хотя бы в общих чертах) механизма заключения сделок конкурентами — формы оплаты, сроков выполнения заказов, оказания дополнительных услуг (страхования, охраны, таможенного оформления и т.д.);
изучение возможности сотрудничества с другими предприятиями в процессе транспортного обслуживания потребителей, анализ возможностей предоставления подвижного состава экспедиционным предприятиям, аутсорсинга (привлечения внешних источников) услуг и т.д.;
изучение вновь вводимых в действие законодательно-нормативных материалов, регламентирующих коммерческую деятельность АТП (см. гл. 11).
Выбор целевых секторов рынка, определение сферы деятельности АТП осуществляется руководством предприятия при участии коммерческой службы, которая, участвуя в разработке стратегии, прежде всего должна проанализировать эффективность использования основных фондов (см. подразд. 2.2) предприятия, рассмотреть возможные варианты направлений коммерческой деятельности предприятия, определить их эффективность и затем подготовить примерный набор приемлемых вариантов.
Для выбора целевых секторов рынка необходимо знать спрос на различные транспортные услуги, его изменение, восприятие покупателей маркетинговых усилий АТП, иными словами, необходимо сегментирование рынка, которое проводится совместно коммерческой и маркетинговой службами АТП, и определе-
96
1ние рыночной специализации предприятия. От того, на каких сег-.' ментах рынка будут сосредоточены усилия предприятия, какова ; будет его рыночная специализация, зависят цели анализа использования основных фондов, который проводится коммерческой службой.
Результаты анализа могут также внести коррективы и в выбор целевых секторов рынка.
Поскольку оказание перевозочных услуг — это основной вид f) деятельности АТП, анализ использования основных фондов следует начинать с подвижного состава. Имеющийся парк автомобилей анализируют по типам, марочному составу, возрасту, пробегу от начала эксплуатации. Важно проанализировать доход, привозимый автомобилем, затраты на техническое обслуживание, ремонт и топливо. Если доход низкий, то необходимо выяснить почему: из-за отсутствия заказов на данный тип автомобиля, из-;•' за отсутствия заказов на автомобили предприятия в целом, из-за ■' больших простоев в техническом обслуживании и ремонте, из-за
* недостатка водителей или по другим причинам.
В результате анализа использования подвижного состава могут ^ быть предложены перечисленные ниже варианты решений.
Выделить группы автомобилей, которые будут задействованы в организации перевозок. Это решение связано с выбором направлений и видов перевозочных услуг.
Например, при наличии группы автомобилей-самосвалов пред-1 приятию, возможно, следует в качестве направления коммерческой деятельности выбрать перевозку навалочных грузов. При существовании группы полуприцепов-контейнеровозов следует раз-:' вивать перевозки грузов в контейнерах, например из порта до
* места назначения и т.д.
, Продать какие-либо транспортные средства. Это решение целесообразно предпринять, если на АТП существуют автомобили, на которых уже не выполняют или не планируют перевозки
; из-за их низкой эффективности (например, автомобили имеют высокие затраты на эксплуатацию, существуют проблемы сервисного обслуживания транспортных средств, заказчики пере-
, возок не относятся к стратегическим зонам хозяйствования пред-
;' приятия и т.п.).
' Законсервировать транспортные средства. Это решение может быть принято после предварительного изучения рынка транспортных услуг, которое, например, выявило, что снижение спроса на перевозки, выполняемые на данных автомобилях, носит временный, недлительный характер. Как только спрос возрастет, законсервированные автомобили будут вновь задействованы в пе-
1 ревозках.
J Сдать транспортные средства в аренду или лизинг своим води-
, телям, сторонним организациям со своим водителем или без него.
4 3. 509
97
Причины, побуждающие принять такое решение, аналогичны причинам принятия решений о продаже техники и ее консервации. Решение о передаче автомобилей в аренду или лизинг может рассматриваться как альтернатива следующим решениям: «разобрать транспортные средства и реализовать как запчасти» или «списать транспортные средства и убрать с территории предприятия».
Для выбора одной из альтернатив, не связанных с оказанием перевозочных услуг (продажа, консервация, аренда или лизинг, реализация запасных частей и списание), необходимо оценить затраты и доходы по каждому решению, в том числе рассчитать арендную плату, определить, как проводить обслуживание сданных в аренду автомобилей (по графику или в межсменный период), учесть налоги и т.д.
Далее следует проанализировать использование производственно-технической базы АТП, зданий или помещений административного назначения, земельных участков. После того как стало известно, какие транспортные средства остаются в АТП и какие будут приобретаться (или уже проданы), можно подкорректировать размеры необходимых площадей зоны технического обслуживания и ремонта, стоянки, гаражей и пр. Этот вопрос не обязательно решается только коммерческой службой предприятия, техническая служба рассчитывает потребности в производственной базе, а коммерческая — проводит экономическую оценку вариантов возможных решений, таких как:
перепланировка производственных площадей и помещений административно-управленческого назначения в зависимости от изменившейся потребности в них, переселение служб предприятия;
продажа лишних производственных помещений, зданий административного назначения, земельных участков;
сдача помещений в аренду под офисы, склады, магазины, производственные помещения;
выделение площадей и участков для оказания услуг сторонним организациям: диагностика автомобилей, техническое обслуживание и ремонт, мойка, организация складов, стоянок и т. п.;
организация на свободных площадях своих новых диверсифицированных производств: хлебопекарни, участка по изготовлению электродов, пошива чехлов для сидений автомобилей, изготовления ковриков для салона автомобиля, резиновых, картонных или других прокладок и т.д.
Участие в выработке тарифной политики и в определении тарифов АТП — одна из важнейших функций коммерческой службы. Принципы образования тарифов на транспортные услуги зависят от типа рынка, на котором работает предприятие. Рынок автотранспортных услуг большинство специалистов относят к рынку чистой конкуренции, на котором при выборе уровня тарифа учи-
98
тывают не только затраты, связанные с оказанием услуги, но и уровень платежеспособности клиентов и среднерыночный уровень тарифов на аналогичные услуги. Обычно АТП и экспедиционные фирмы определяют цену транспортной услуги индивидуально для каждого заказа, поэтому формирование тарифов — достаточно сложная задача коммерческой деятельности, которая включает в себя:
выбор метода определения цены (тарифа) транспортной услуги;
выбор схемы построения цены на транспортную услугу;
учет специфических условий оказания транспортной услуги в виде предоставления скидок и назначения надбавок к тарифу;
учет психологии восприятия цен.
В практике коммерческой деятельности АТП используют следующие методы определения цен на транспортные услуги.
Определение тарифа на основе сложившегося уровня цен. Если АТП выбирает этот метод ценообразования, то коммерческой службе необходимо постоянно иметь информацию о средних рыночных ценах на такую же услугу в данном регионе. Источниками такой информации являются рекламные издания, сайты транспортных компаний в Интернете, предприятия-конкуренты. Метод ценообразования на основе средних цен применяют, как правило, предприятия, следующие за лидерами, не выделяющиеся среди таких же предприятий. Чаще всего это малые фирмы и индивидуальные предприниматели.
Метод ценообразования на основе средних цен не требует ни расчета затрат, ни изучения ценности услуги для потребителя, что позволяет считать данный подход достаточно простым.
Определение тарифа на основе установления наценки к себестоимости. Из названия метода ясно, что для назначения цены требуется рассчитать затраты на оказание транспортной услуги, которые затем увеличиваются с учетом нормы прибыли, устанавливаемой предприятием для данного вида услуг. Данный метод требует определенной квалификации специалистов коммерческой службы, они должны уметь рассчитывать себестоимость транспортной услуги, достаточно быстро находя информацию для определения затрат. Этот метод ценообразования применяется, если:
предприятию важно обеспечить платежеспособность, при этом основной ориентир — затраты, и цена должна быть больше затрат; предприятию важно выжить, а прибыль имеет не самое важное значение;
предприятие не может узнать средний уровень цен на транспортную услугу. Такая ситуация возможна, если предприятие предоставляет услугу, не имеющую аналога, или если оказание услуг другими предприятиями значительно отличается по условиям (на-
4*
99
пример, по срокам доставки, объемам единовременной отправки, риску и т.п.);
предприятию важно за счет снижения тарифа увеличить количество потребителей и вытеснить конкурентов. Коммерческой службе АТП следует спрогнозировать возможную реакцию субъектов рынка на решение о снижении цен.
Определение тарифа на основе оценки потребителями ценности транспортных услуг. С точки зрения АТП этот метод должен обеспечивать эффективную продажу услуг за счет достижения выгодного для АТП соотношения «ценность/затраты». Цена транспортной услуги устанавливается, исходя не из того, сколько максимально могут заплатить за нее потребители, а на основе оценки того, сколько может заслуживать услуга соответствующего качества.
Этот метод назначения тарифов относится к сложным, поскольку требует от специалистов коммерческой службы навыков оценки значимости уровня качества услуги и ее ценности для конкретного потребителя, соотношения затрат предприятия на оказание услуги в зависимости от изменения параметров ее качества. Если предприятие оценивает не эффективность продажи (с точки зрения АТП) услуги, а только платежеспособность клиентов, то при таком подходе к назначению цены сохранение прибыльности в долгосрочной перспективе становится проблематичным.
Назначение цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов — это пассивное ценообразование.
Установление тарифа на основе оценки ценности (для потребителя) транспортной услуги относится к ценообразованию активному — с целью достижения наиболее выгодных для предприятия объемов транспортных услуг, средних затрат на их выполнение и целевого уровня прибыльности.
Представляется, что активное ценообразование, сочетающее в себе разные подходы к установлению цен, соответствует более обоснованной и рациональной ценовой политике транспортного предприятия. Специалисты коммерческой службы должны уметь применять разные методы ценообразования в зависимости от характера услуг, условий их оказания, ценности для потребителей.
Порядок расчета цены за перевозку в зависимости от коммерческих и технологических условий ее выполнения называется схемой построения тарифов или тарифной схемой. Учитывая, что на автомобильном транспорте применяется свободное рыночное ценообразование, АТП разрабатывает свои правила назначения той или иной тарифной схемы. При выборе схемы построения тарифов АТП может учитывать различный характер изменения удель-
100
ных стоимостных показателей перевозок в расчете на тонну, тонна-километр, километр или час, может руководствоваться Прейскурантом № 13-01-01 (который в настоящее время не действует, но иногда применяется в качестве системной базы, регулирующей взаимоотношения транспортного предприятия и заказчиков перевозки).
Как правило, АТП готовы предложить заказчику несколько схем расчета тарифа.
Для более оперативного расчета цены за перевозку на АТП может быть разработана классификация тарифов. В основе такой классификации лежат следующие признаки: зона работы (городские, пригородные, междугородные, международные перевозки), особенные технологические признаки (перевозка навалочных грузов, молока, строительных конструкций и др.), применение прогрессивных методов организации перевозок (контейнерные, пакетные перевозки, перевозки на автомобилях со сменными кузовами и др.).
Наиболее часто на практике применяют следующие тарифные схемы.
Схема с оплатой перевозки груза {сдельный тариф) используется в случае, если при выполнении перевозки обеспечивается необходимая для рентабельной эксплуатации (часто полная) степень загрузки транспортного средства. При сдельном тарифе АТП и водители заинтересованы в повышении производительности подвижного состава, в увеличении количества выполненных ездок с грузом, в уменьшении времени простоя под погрузкой и разгрузкой. Тарифные ставки измеряют в рублях за одну тонну перевезенного груза, или за один выполненный тонна-километр, или за один километр пробега транспортного средства.
При перевозках на небольшое расстояние (например, до 50 км) или в условиях городских и пригородных перевозок рекомендуется применять сдельную тарифную ставку на тонну перевезенного груза. Сдельная тарифная ставка за тонна-километр может быть рекомендована при перевозках на расстояние более 50 км или при междугородных перевозках. Тарифная ставка за километр пробега может быть применена в целях упрощения расчетов с клиентурой при междугородных и международных перевозках, а также для оплаты непроизводительного пробега транспортного средства (например, при подаче, возврате, перегоне для работы вне места постоянного пребывания, по иным объективным причинам).
При тарифной схеме с оплатой перевозки груза с заказчиком обязательно согласуется время пребывания под погрузкой, разгрузкой или иными технологическими операциями. В зависимости от того, будет ли учтено время простоя автомобиля у заказчика, различают одноставочные и двухставочные сдельные тарифы. Если выполненную работу и время простоя транспортного средства
101
учитывают отдельно, то применяют двухставочный тариф, который рассчитывается по следующей схеме:
Tca=dQQ + dA4A4, (5.1)
где Q — объемный показатель работы подвижного состава (объем перевозок, грузооборот, пробег); dQ — тарифная ставка за единицу объемного показателя; АЧ — количество авточасов простоя подвижного состава у заказчика; dK4 — тарифная ставка за 1 авто-ч (полный или неполный) простоя.
Работа подвижного состава может учитываться совместно со временем его простоя (при условии, что время пребывания автомобилей у заказчика будет находиться в пределах, установленных при заключении договора). Если заказчик обеспечивает пребывание транспортного средства под погрузкой и разгрузкой в согласованных пределах, то для расчетов за перевозку применяется одноставочный сдельный тариф в рублях на единицу объемного показателя. При этом тарифная ставка учитывает согласованное время простоя автомобиля, т.е. ставка будет несколько выше, чем тарифная ставка за единицу объемного показателя при двухставочном тарифе. Если время простоя транспортного средства превышает установленный предел (норматив), то, начиная с момента превышения норматива простоя, тариф рассчитывают как двухставочный по формуле (5.1), в которой под авточасами простоя подвижного состава понимается сверхнормативный простой.
Схему с оплатой использования подвижного состава {повременной тариф) применяют, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточной загрузки подвижного состава; подвижной состав плохо используется по пробегу или имеет большие сверхнормативные простои (например, при нестабильных грузопотоках, при перевозках мелких партий груза). Тарифные ставки при повременном тарифе измеряют в рублях за один авточас или за одну автосмену.
Повременной тариф может быть одноставочным и двухставоч-ным. Одноставочный тариф учитывает только время работы автомобиля при выполнении заказа. При этом время выполнения заказа определяется с момента выхода автомобиля из АТП до его возвращения по записям механика в путевом листе за вычетом времени обеда и отдыха водителя. При этом время на пробег от АТП до клиента и обратно определяют из расчета среднетехнической скорости 30 км/ч.
Двухставочный тариф применяют для учета разной интенсивности эксплуатации подвижного состава при повременной оплате. Транспортные предприятия устанавливают пробег автомобиля, в пределах которого действует одноставочный тариф, при превышении которого вступает в силу двухставочный тариф. Например,
102
если при выполнении заказа на перевозку пробег автомобиля не будет превышать 100 км, то цена транспортной услуги будет рассчитана путем умножения времени выполнения заказа в авточасах или автосменах на тарифную ставку за 1 авто-ч или 1 автосмену. Если при выполнении заказа пробег автомобиля будет превышать 100 км, то двухставочный тариф будет рассчитан следующим образом:
* поврем — ^АЧ "* т У-^факт — ^норм^"км ИЛИ
А поврем = "АС™" "** (.-^факг- ^норм/"км>
где АЧ (АС) — количество авточасов (автосмен), затрачиваемых на выполнение заказа; dA4 (dAC) — тарифная ставка за 1 авто-ч (за 1 автосмену); £факт — фактический пробег автомобиля при выполнении заказа на перевозку; Хнорм — нормативный пробег автомобиля, в пределах которого действует одноставочный повременной тариф. В рассмотренном примере Ьнорм = 100 км; d^ — тарифная ставка за 1 км пробега.
Двухставочный тариф также применяется в случаях, когда время выполнения заказа фиксируется клиентом с момента прибытия автомобиля под погрузку до отправления автомобиля из пункта последней разгрузки. При этом за подачу и возврат подвижного состава используют покилометровый тариф.
При повременных тарифах может быть установлен минимальный предел использования автомобиля. Например, заказчику автомобиль нужен всего на 1 ч. Найти второй заказ в течение рабочего дня не всегда возможно, поэтому, чтобы транспортное предприятие не страдало от небольших заказов, устанавливается плата как минимум, например, за 3 ч использования автомобиля.
При сдельных и повременных тарифах АТП может увеличить тариф на величину платы за заказ подвижного состава, которая частично компенсирует упущенную выгоду от использования автомобилей у других заказчиков. Например, клиент сегодня заказал автомобиль на завтра, и чуть позднее транспортное предприятие вынуждено было отказаться от другого заказа на сегодня, на выполнение которого понадобилось бы два дня.
Схема с оплатой условных расчетных единиц транспортной работы чаще всего применяется для определения платы за различные транспортные услуги (технологические, информационные, коммерческие и т.д.). Для оплаты транспортных услуг схему используют по согласованию с заказчиком с целью укрупнения и упрощения измерителей выполненных перевозок. Например, устанавливают тарифную ставку за одну ездку, за один доставленный контейнер и т.д. Условие применения данной тарифной схемы для оплаты перевозки — стабильность эксплуатационных условий,
103
которая обеспечивается следованием автомобилей по одному и тому же маршруту.
Тарифная плата, полученная по вышеприведенным тарифным схемам — это базовый тариф, к величине которого могут применяться надбавки и скидки. Обычно скидки и надбавки (устанавливаемые в процентах) служат для учета в цене условий предоставления услуг, существенно отличающихся от тех, для которых рассчитана тарифная ставка.
Наиболее распространены надбавки, учитывающие:
особенности перевозимых грузов (надбавки (15...70%) за использование специализированного подвижного состава, за перевозку отдельных категорий грузов (опасных, требующих специального оборудования, негабаритных и т.д.));
особые условия выполнения заказа на перевозку (надбавки за срочность подачи подвижного состава под погрузку, срочность выполнения заказа, за обеспечение доставки точно вовремя, работу в выходные и праздничные дни и т.д.).
Скидки предоставляют не только для учета особых условий предоставления услуг, но и для привлечения потребителей, поощрения к долговременному сотрудничеству, к приобретению определенных услуг предприятия.
Наиболее распространены скидки:
постоянным клиентам для предотвращения их «переключения» на другое транспортное предприятие;
потребителю, заключившему договор на длительный срок или на перевозку значительного объема грузов;
потребителю, заключившему договор на внесезонное приобретение транспортных услуг (в период спада на отдельном виде перевозок высвобождаются провозные возможности, которые можно задействовать на других перевозках).
Рассчитывая цену перевозки по той или иной схеме, назначая скидки и надбавки, принимая другие ценовые решения, специалистам коммерческой службы необходимо учитывать психологические факторы цены, или так называемую психологию ценового восприятия. Потребитель должен ощущать, что цена обоснована, справедлива для данных условий, должен чувствовать индивидуальный подход. Элементы тарифного «хорошего тона» таковы: на предприятии должен быть разработан прейскурант и описание применяемых тарифных схем (тарифные ставки и порядок расчета тарифа должны быть доступны любому потребителю вне зависимости от методик ценообразования); на предприятии четко определяют сроки действия прейскурантов (пересмотр тарифных ставок или изменение порядка расчета тарифа не должны быть неожиданностью для потребителей); в прейскурантах должны содержаться скидки (что улучшает восприятие цен, даже если скидка не будет предоставлена) и должны быть четко определены
104
условия применения надбавок к базовому тарифу (что создает ощущение справедливости в расчете тарифа); необходимо предлагать потребителю несколько вариантов расчета тарифа, обсуждать с ним вопрос выбора тарифной схемы, возможности применения скидок и надбавок (это также создает ощущение справедливости в назначении тарифов).
Стимулирование спроса на услуги предприятия — это постоянно проводимая коммерческой службой работа, направленная на привлечение новых потребителей, получение новых заказов от имеющихся клиентов. Стимулирование спроса включает в себя рекламную деятельность, телефонные контакты с потребителями, организацию личных встреч с потребителями, работу по связям с общественностью (местными властями, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д.). Стимулирование спроса может проводить только коммерческая служба (или совместно со службой маркетинга).
Заключение договоров с потребителями (одна из основных задач коммерческой службы) представляет собой определение, совместную обработку согласованных коммерческих условий выполнения транспортных услуг и юридическое закрепление (см. под-разд. 11.2) условий сделок между АТП и потребителем его услуг.
Коммерческие условия — это взаимоуравновешенное решение о распределении обязанностей и о порядке выполнения сторонами организационных, технических, документальных и расчетных операций. Коммерческие условия фиксируют связи между участниками транспортного процесса в ходе оказания транспортных услуг (в частности, в ходе перемещения конкретного груза), взаимоотношения материальной ответственности и являются основным содержанием любого транспортного договора (см. подразд. 11.2).
В системе договорных взаимоотношений между АТП и потребителями различают два основных вида договоров:
договоры, направленные на перевозку конкретного груза или предоставление конкретной услуги, — это договоры перевозки, договоры транспортной экспедиции и др.;
договоры транспортного обслуживания или договоры организации перевозок.
Первый вид договоров должен отражать следующие обстоятельства:
подробное описание вида услуг (предмет договора), в том числе указание пункта погрузки и назначения, вида груза, вида упаковки, количество груза, тип кузова автомобиля и т.д.;
обязательства сторон, в том числе сроки предоставления груза и транспортного средства;
стоимость работ и порядок расчетов;
ответственность сторон за нарушение условий договора;
срок действия договора и юридические адреса сторон.
105
При необходимости в договор могут быть внесены и другие условия, например экспедирование груза.
Второй вид договоров заключается в том случае, если между АТП и потребителем достигнуто соглашение об организационных условиях длительного транспортного обслуживания данного потребителя. Форма и содержание договора могут изменяться в широких пределах и зависят от особенностей обслуживания конкретного потребителя и согласованного перечня услуг и условий их предоставления. В отличие от договора перевозки в договоре транспортного обслуживания более широко представлен предмет договора, указаны:
перечень услуг, которые АТП обязуется предоставить потребителю;
виды грузов, которые потребитель намерен предоставить к перевозке;
характер корреспонденции (местные, международные и т.д.);
ориентировочный объем перевозок;
тип подвижного состава, который АТП обязуется предоставить для выполнения перевозки.
Учитывая, что договоры второго типа, как правило, заключают на 1 год и более, в них включают положения о порядке оперативного определения потребности в перевозках, фиксируют порядок подачи заявок, составления при необходимости согласованных оперативных планов, а также определяют порядок расчета стоимости предоставленных услуг, порядок осуществления взаиморасчетов, возможности индексации тарифов, предоставления скидок.
Учитывая, что на предприятиях транспорта достаточно большая доля разовых заказов и договоров, заключаемых на короткие сроки, деятельность по заключению договоров с потребителями ведется практически постоянно. Более подробно особенности транспортных договоров изложены в подразд. 6.2.
Коммерческое обеспечение выполнения заключенных договоров включает в себя оформление коммерческих операций, фиксирующих каждый факт выполнения согласованных (договорных) коммерческих условий в процессе перевозки, выполнение взаиморасчетов с участниками транспортного процесса, рассмотрение взаимных коммерческих претензий, обеспечение рассмотрения исков, предъявляемых в судебном порядке и другие работы.
Коммерческой операцией называют те или иные действия транспортного предприятия, документально фиксирующие факт исполнения договорных условий на каком-либо этапе выполнения транспортных услуг. Например, коммерческой операцией является выполнение и документальное оформление факта приема груза к перевозке. Другой пример: на основании оформления приема груза на склад следует коммерческая операция — расчет провозных плат и оплата провозной платы.
106
Коммерческие операции в системе связей и взаимоотношений между участниками перевозки играют роль обратных информационных связей, позволяющих судить о том, как выполняется согласованный порядок транспортного процесса. По времени они обычно приурочены к завершению какого-то этапа транспортного процесса или какой-то технологической или расчетной операции.
Документальное подтверждение необходимо, чтобы можно было установить, когда, какой груз, в каком количестве и в каком состоянии передан от одного материально ответственного участника к другому. Коммерческие операции сопряжены с вопросами определения качества, оформления случаев несохранности грузов, страхования ответственности перевозчика за сохранность груза.
Перевозка качественная, если она выполнена в установленный срок и в ее результате не изменилось количество груза, не понизилось его качество и не возникла надобность в каких-либо дополнительных, непредвиденных расходах перевозчика.
Основными видами транспортного брака являются:
• несохранность груза:
- порча или повреждение, приведшие к полной или частич ной потере его ценности — это случаи полной или частичной поте ри грузом своих качеств и ценности из-за нарушения правил пере возки, перегрузки, выгрузки, складирования и хранения. К основ ным видам порчи грузов относятся следующие:
порча грузов от их свойств и от воздействия других грузов; порча грузов от подмочки, в результате которой теряется качество или товарный вид (подмочка продовольственных, текстильных товаров); порча от изменения температуры;
порча грузов вредителями (крысы, мыши, насекомые: долгоносик, мучной хрущак, мукоед, мавританская козявка, хлебный точильщик — вредители хлебных грузов; моль — вредитель пушно-меховых и шерстяных изделий). Борьба ведется профилактическими и истребительскими мерами; порча грузов при грузовых работах. Причина — нарушение технологии, техническая неисправность погрузочно-разгру-зочных механизмов (ПРМ). Для уменьшения данного вида порчи грузов необходимо изучение свойств грузов и мер по их сохранности, принимать груз в прочной таре, соответствующей ГОСТу и обеспечивающей сохранность груза, осуществлять контроль за технической исправностью ПРМ;
- недостача мест или массы без признаков хищения. При этом к несохранности груза не относится снижение массы груза в пре делах суммы норм расхождения (не более 0,1%) и норм есте ственной убыли, которые устанавливаются для каждого груза, подвергаемого естественной убыли (бой, усушка, утечка и т.д.).
107
Причинами недостачи грузовых мест и массы являются неисправность весовых приборов, давление ветра на весы (на открытом воздухе), потеря влажности и др. При перевозке или складировании грузов разных наименований или одного и того же наименования, но разных сортов, может произойти смешение грузов (табак в кипах). Причина — неясная маркировка, неправильная загрузка и др.;
- хищение груза, т.е. недостача мест, массы или содержимого грузовых мест в результате срыва контрольных лент, замков, пломб, вскрытия или взлома тары и т.п.;
• случаи транспортного брака, вызвавшие непредвиденные рас ходы без причинения вреда грузу (пересортица, засылка не по назначению, неправильное оформление документов или разъеди нение их с грузами, некомплектные отправки). В этих случаях (даже при отсутствии прямого ущерба, причиненного грузу) АТП несут дополнительные расходы, так как необходимы пересчет количе ства мест или перевески груза при допущенных просчетах; розыск отправленного не по назначению груза или разъединенного с до кументами; рассортировка грузов; исправление тары за свой счет до выдачи грузополучателю.
Некоторые грузы по условиям поставки предъявляются в виде группы мест, составляющих один неразрывный комплект (крупные станки, оборудование, металлоконструкции). Доставка в пункт назначения комплекта грузовых мест должна быть проведена одновременно, иначе доставленная часть не может быть своевременно применена по назначению. Поэтому, приступая к отправке грузов, состоящих из нескольких комплектующих мест, необходимо тщательно размещать каждое грузовое место, подбирать перевозочные средства для одновременной отправки всего комплекта. Если не хватило места, то остальную часть отгружают вслед за первыми, избегая длительного разрыва во времени. Необходимо выгружать на одном складе, не допускать смешения деталей разных комплектов.
Неправильная засылка груза — серьезный брак в коммерческой деятельности АТП. Причина — неправильное или нечеткое заполнение документов отправителем при недостаточном контроле за правильностью со стороны перевозчика;
• нарушение установленных сроков.
Основные наиболее распространенные нарушения, которые нередко приводят к существенным убыткам, это:
прием груза без надлежащей проверки его состояния и качества тары;
ошибки при определении количества мест и массы;
прием груза без маркировки или с недостаточной, нечеткой маркировкой;
небрежно выполненные грузовые операции;
108
неправильное размещение, укладка груза;
неправильное оформление грузовых документов и их засылка.
Для сохранности груза необходимо приводить грузы в качественное состояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение); транспортировать грузы в надлежащей упаковке с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты; уплотнять грузы (прессование стружки, соломы, опидок); дробить грузы (крупные части металлолома); частично разбирать крупногабаритное оборудование; наносить маркировку; осматривать грузы — это делают соответствующие контрольные и надзорные органы (хлебная или карантинная инспекция, ветеринарно-санитарный надзор). Оформление коммерческих операций необходимо проводить в соответствии с порядком приема и сдачи груза, установленным Уставом автомобильного транспорта.
Приведем лишь некоторые правила, выполнение которых позволит избежать случаев брака при производстве транспортных услуг.
Транспортное предприятие обязано своевременно подать коммерчески и технически исправный подвижной состав. Под коммерческой исправностью понимается пригодность подвижного состава к перевозке того или иного конкретного груза. Например, технически исправный автомобиль-самосвал коммерчески не пригоден для перевозки мороженого.
Отправитель обязан предъявить груз в исправной таре и упаковке, выполнить погрузку своими средствами (если иное не предусмотрено в договоре), разместить и закрепить груз в подвижном составе. При приеме груза водитель обязан проверить исправность тары и упаковки, их пригодность к перевозке, поскольку с момента оформления коммерческой операции приема груза у отправителя ответственность за груз полностью переходит к АТП. Точно так же водитель контролирует правильность выполнения операций погрузки, размещения и крепления груза в подвижном составе.
В соответствии с действующими правилами АТП имеет право отказать грузоотправителю в приеме груза, когда:
груз предъявляется к перевозке в ненадлежащей или поврежденной таре или упаковке;
характер груза не соответствует указанному в договоре или заявке;
масса, габариты или другие характеристики груза не соответствуют характеристикам согласованного с отправителем подвижного состава;
к перевозке в одном транспортном средстве предъявляются грузы, совместная перевозка которых недопустима.
Если груз не оформлен необходимыми товарно-транспортными документами или они оформлены не полностью или неправильно, то АТП обязано отказать отправителю в приеме груза.
109
В случае обнаружения транспортного брака грузополучатель и перевозчик оформляют соответствующий акт. Если стороны не согласны в оценке размера и причин нанесенного ущерба и не достигают соглашения, то любая из сторон вправе организовать проведение независимой экспертизы или перенести рассмотрение вопроса в арбитраж.
Грузополучатель имеет право отказаться от приема груза, если груз по вине АТП настолько испорчен или поврежден, что его качество исключает возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению. Другие нарушения (например, недостача), порча груза, произошедшая не по вине перевозчика, основанием для отказа в приеме груза не являются.
Анализ результатов коммерческой деятельности может проводиться коммерческой службой ежедневно, ежемесячно или ежеквартально. Анализ результатов служит для выявления недостатков в коммерческой деятельности, является информацией для планирования деятельности АТП. Анализируются результаты коммерческой деятельности, например, полученная от оказания транспортных услуг прибыль, рентабельность услуг, доходы, «привозимые» каждой единицей подвижного состава и другие экономические показатели деятельности. Анализируются также возможности повышения эффективности оказываемых услуг.
Контрольные вопросы
Что понимается под коммерческой деятельностью АТП?
По каким признакам могут различаться организационные структуры коммерческой службы АТП?
Каковы задачи коммерческой деятельности АТП?
Какова роль коммерческой службы АТП при выборе предприятием целевых секторов рынка и определении сфер деятельности?
Что включает в себя такая задача коммерческой деятельности, как формирование тарифов на транспортные услуги?
Охарактеризуйте методы определения тарифов на транспортные услуги.
В каких случаях применяют одноставочные и двухставочные сдельные и повременные тарифы?
Как можно учесть психологию восприятия потребителями цены транспортной услуги? Какие виды скидок и надбавок к базовому тарифу применяют в коммерческой деятельности АТП?
В чем состоит содержание такой задачи коммерческой деятельности, как заключение договоров с потребителями? Что такое коммерческие условия?
Какую роль играют коммерческие операции в системе связей и взаимоотношений между участниками транспортного, процесса?
Перечислите виды транспортного брака. Что необходимо предпринимать для повышения качества транспортных услуг?
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений