6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
Эффективность деятельности АТП — весьма широкое понятие, и поэтому в научной и методической литературе предлагают, а на практике используют различные подходы к ее оценке. Каждый из них позволяет раскрыть в наибольшей степени какую-либо сторону эффективности. Общую эффективность при помощи какого-либо одного конкретного показателя оценить затруднительно, так как АТП — сложная система и в каждом из ее элементов (подразделений, отделов, производственных участков и т.д.) формируются собственные результаты, преследуются конкретные, иногда противоречивые цели. Кроме того, некоторые характеристики эффективности трудно представить в количественной форме. Это относится, например, к оценке эффективности изменений в режиме труда и отдыха водителей или изменений в организационных структурах предприятия и ко многим другим подобным случаям. Поэтому для оценки эффективности деятельности автотранспортного предприятия чаще всего прибегают к использованию системы показателей, характерному для ситуационного подхода. Ситуационный подход предполагает применение различных методов оценки эффективности в связи с конкретной ситуацией и целями оценивания.
Есть достаточно четко обозначенная область предпочтительного использования определенного метода оценки. Далее рассмотрим наиболее часто применяемые методы и определим, в каких случаях они позволяют получить адекватную оценку эффективности деятельности АТП.
В зависимости от того, в каком аспекте рассматриваются результаты деятельности АТП, различают целевой, ресурсный, внутрисистемный методы оценки, а также метод оценки эффективности деятельности АТП с позиции заинтересованных лиц. Последний метод также иногда называют методом оценки эффективности деятельности предприятия «с позиций акционеров».
Целевой метод оценки предполагает, что при определении уровня эффективности оценивают, насколько АТП достигло своих главных целей (цели) или приблизилось к их (ее) достижению.
130
В этом случае в ходе оценки на первый план выходят главные тактические цели АТП. Цель АТП в данный конкретный период времени должна быть совершенно конкретна и может заключаться, например, в приросте прибыли или в освоении нового сегмента рынка транспортных услуг или в обеспечении своевременной доставки грузов или в улучшении качества обслуживания пассажиров, или в повышении благосостояния работников предприятия, или в обеспечении финансовой стабильности АТП и т.д. Использование целевого метода предполагает выполнение некоторых условий.
Во-первых, при оценке степени достижения АТП определенной цели, необходимо предельно конкретизировать эту цель. Например, при общей целевой установке «обеспечение качества услуг общественного пассажирского транспорта» следует определить, что же будет конкретной целью. Это может быть улучшение «жестких» параметров качества транспортных услуг, таких как скорость перемещения пассажиров или интервал движения транспортных средств, а может быть улучшение «мягких» параметров качества, таких как комфорт поездки, имидж АТП, безопасность поездки или интеграция маршрутной сети в городскую планировку.
Во-вторых, АТП может на каком-то этапе стремиться к достижению одной или нескольких целей. Множественность возможно достаточно актуальных в данный период времени целей предприятия определяет все же необходимость их ранжирования — определения сравнительной значимости каждой из них. Ранжирование обычно выполняют эксперты путем присвоения каждой из целей балла, соответствующего значимости этой цели.
Значимость отдельных целей, безусловно, различна на разных этапах развития АТП, и это следует учитывать при выборе показателей их достижения. Отдельные цели существуют непротиворечиво по отношению друг к другу, например обеспечение финансовой стабильности АТП напрямую связано с ростом его прибыльности. Однако зачастую улучшение результатов деятельности по отношению к одной цели может привести к ухудшению результатов с позиций достижения другой цели. Так, например, приняв, что главная цель АТП — это освоение им определенного сегмента рынка транспортных услуг, можно добиться этого временным снижением тарифов на транспортные услуги, что приведет к уменьшению прибыльности бизнеса, т.е. к временному отдалению от достижения другой цели. Поэтому важна разработка не только стратегии, но и тактики АТП.
По отношению друг к другу выделяются следующие группы целей:
цели АТП, достижение которых можно назвать взаимообес-печивающим (комплиментарные цели);
цели АТП, достижение которых является противоречивым (конкурирующие цели);
5*
131
• цели АТП, достижение которых не является взаимовлияю- щим (индифферентные цели).
Поэтому при многоцелевой установке следует учитывать и регулировать взаимоотношение целей в зависимости от того, к какой группе они относятся.
Количественно степень достижения отдельных целей можно измерять в стоимостном или натуральном выражении. Это относится к таким целям, как увеличение объема реализации транспортных услуг, повышение рентабельности капитала, получение экономии автомобильного топлива, общее снижение себестоимости единицы транспортных услуг и т. п.
По другим целям денежное и натуральное представление уровня их достижения затруднено, и приходится прибегать к специальным измерениям. В качестве таких целей можно назвать повышение имиджа АТП, улучшение условий труда его работников, повышение экологической безопасности перевозок и т. п.
Цели предприятия должны быть связаны, насколько это возможно, с индивидуальными целями работников, что достигается соответствующим целеполаганием системы мотивации труда. Скорее всего в этом случае следует активно использовать возможности премирования (см. п. 2.4.2).
Существует подход, в соответствии с которым при использовании целевого метода показатели эффективности делят на три группы. Первая группа показателей отражает состояние спроса на транспортные услуги АТП и потенциальный рост этого спроса. Эти показатели используют, когда основные цели предприятия связаны с его рыночном статусом. Вторая группа характеризует динамику экономических показателей деятельности АТП: темпы роста объема транспортных услуг, устойчивость прибыли, рентабельность капитала и т. п. В этом случае усилия АТП направлены на повышение его экономической устойчивости, и ставятся соответствующие цели. Третья группа определяет успешность достижения целей, связанных с интересами отдельных категорий работников. Это улучшение условий труда, рост средней заработной платы, дивидендов и т.п.
Общая схема оценки эффективности деятельности АТП при использовании целевого метода показана на рис. 6.1.
Ресурсный метод оценки эффективности деятельности предприятия предполагает, что АТП может быть названо эффективной организацией только при условии успешного решения двух задач: обеспечения ресурсами производства транспортных услуг и рационального использования ресурсов.
В соответствии с этим методом определяют следующее:
• насколько успешно (своевременно, с наименьшими затрата ми и т.д.) менеджеры АТП справляются с задачей приобретения ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информацион-
132
Рис. 6.1. Общая схема оценки эффективности деятельности автотранспортного предприятия целевым методом
ных), и в какой мере качество и количество этих ресурсов соответствует потребностям производства транспортных услуг;
• насколько рационально используются ресурсы, приобретенные предприятием, ресурсы в процессах перевозок, технического воздействия на подвижной состав, управления производством, и насколько полно учитываются изменения во внешней среде, связанные с ресурсным обеспечением производства транспортных услуг.
С основными показателями, которые можно применять для оценки эффективности при использовании ресурсного метода, вы знакомились в тех разделах учебного пособия, где шла речь об
133
использовании основных и оборотных фондов (подразд. 2.2; 2.3), а также трудовых ресурсов (подразд. 2.4) АТП.
Ресурсный метод оценки эффективности особенно целесообразен, когда АТП ищет пути снижения ресурсоемкости транспортных услуг в связи с финансовыми ограничениями или в связи с необходимостью снижения транспортных тарифов.
Внутрисистемный метод оценки предполагает, что эффективность деятельности АТП оценивается с точки зрения степени его внутренней организованности (см. подразд. 4.1) и уровня корпоративной культуры (см. подразд. 4.2).
В этом случае оценке подлежат: адекватность организационной структуры управления содержанию производственной деятельности; степень согласованности работы экономической службы, службы организации перевозок, маркетинговой службы (см. гл. 3) и т.д.; развитие корпоративной культуры; характер взаимоотношений работников предприятия; уровень текучести кадров; эффективность информационной внутрипроизводственной системы и т.д.
Другими словами, внутрисистемный метод позволяет оценить эффективность деятельности АТП с позиции согласованности элементов, составляющих его внутреннюю организацию, в процессе взаимодействия.
При реализации внутрисистемного метода оценки чаще, чем при других подходах, приходится использовать социологические и социально-психологические методы, что требует соответствующей профессиональной подготовленности менеджеров.
Метод оценки эффективности деятельности АТП с позиции заинтересованных лиц предполагает, что внимание аналитиков смещается на мнение тех, кто имеет право ждать от АТП определенных результатов. Это могут быть совершенно различные интересы, и поэтому, определяя, хорошо ли работает АТП, следует выполнять оценку для каждой из групп заинтересованных лиц.
В качестве заинтересованных лиц выступают:
владельцы предприятий, для которых наибольшее значение имеют величина и динамика основных финансовых показателей: дохода от перевозок и других видов деятельности АТП, прибыли, рентабельности производства;
специалисты, руководители, водители, ремонтные рабочие и другие работники АТП, которых прежде всего интересует величина средней заработной платы, какие-либо особые виды поощрения и нормальные условия труда;
государственные органы управления, ставящие на первый план показатели соответствия деятельности АТП требованиям законов и установленным нормам. АТП в этом случае рассматривается как налогоплательщик, как объект лицензирования, как возможный источник загрязнения окружающей среды и т.д.;
134
кредиторы, для которых главные показатели эффективности — это показатели платежеспособности АТП;
конкуренты, оценивающие степень добросовестности конкуренции и корректность поведения АТП на рынке транспортных услуг;
поставщики материальных ресурсов, считающие деятельность АТП эффективной в тех случаях, когда отсутствуют отказы в системе взаимоотношений с ним, что связано в первую очередь со своевременностью платежей;
потребители, с которых, наверное, следовало бы начать перечисление заинтересованных лиц, обращающие внимание прежде всего на такие показатели, как транспортный тариф и качество транспортного обслуживания;
общество, заинтересованное в том, чтобы не выходило за пределы нормативных показатели загрязнение окружающей среды, обеспечивалась экономия общественного времени и др.
При использовании этого метода определения эффективности деятельности АТП учитываются как внутренние, так и внешние интересы, и само понятие эффективности рассматривается в более широком плане, чем при использовании других методов. Предприятие должно активно применять подобный подход в процессе оценки своей деятельности, так как его репутация (имидж) и дальнейшее развитие бизнеса весьма существенно зависят от того, насколько в этом заинтересованы другие стороны и насколько они довольны полученными результатами. Если оценка деятельности предприятия с позиций нескольких заинтересованных групп неудовлетворительна, то очевидно, что данное предприятие — далеко не эффективная организация.
На практике АТП чаще всего оценивают эффективность своей деятельности по степени достижения наиболее актуальных стратегических или тактических целей (целевым методом). Однако каждый из методов имеет специфические преимущества, и только комплексное применение всех описанных выше методов позволяет дать достаточно достоверную оценку эффективности деятельности АТП.
Некоторые показатели в равной мере используют при разных методах оценки эффективности деятельности АТП. Очевидно, комплексную оценку следует начинать именно с этих показателей.
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений