logo
Эк-ка АТП, учебник

2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования

Транспорт, и прежде всего автомобильный, можно отнести к числу трудоемких отраслей экономики. Это объясняется как осо­бенностями производственного процесса на транспорте, так и тем, что эффективность использования трудовых ресурсов в предприя­тиях автомобильного транспорта невысока и относительная чис­ленность работников необоснованно велика. Это делает особо ак­туальным решение проблем управления персоналом.

Проектирование структуры и количества персонала АТП. В об­щем виде персонал (трудовые ресурсы) АТП в зависимости от выполняемых функций делится на следующие основные катего­рии: рабочие, служащие, специалисты и руководители. Кроме того, возможно категорирование персонала по характеру труда. С уче­том специфики производственной деятельности название кате­горий может конкретизироваться. Так, рабочие, занятые непос­редственной перевозкой грузов и пассажиров или выполняю­щие специальные перевозки (вождение автомобилей скорой медицинской помощи, автомобилей по уборке городских террито­рий и т.д.), образуют категорию «водители», а рабочие, обеспе­чивающие техническую готовность автомобилей, — категорию «ре-монтно-обслуживающие рабочие» и т.д.

Управление персоналом должно быть направлено на повыше­ние профессиональной надежности всех работников, так как ее уро­вень существенно влияет на основные результаты деятельности АТП. Факторы повышения профессиональной надежности мно­гочисленны и зачастую трудноуправляемы.

36

Рис. 2.2. Формирование и роль профессиональной надежности водителей

Можно говорить о высокой значимости профессиональной надежности каждой из категорий работников АТП. На рис. 2.2 по­казаны факторы (блоки 1—3) формирования профессиональной надежности водителей (блок 4) и результаты (блоки 5— 7) дея­тельности предприятия, зависящие от ее уровня и определяющие конкурентоспособность предприятия (блок 8). Профессиональная надежность ремонтно-обслуживающих рабочих, в свою очередь, определяет своевременный выпуск автомобилей на линию и без­отказную их работу. И, разумеется, от профессиональной надеж­ности руководителей и специалистов зависит все, что в конечном счете происходит с предприятием — процветает оно (конкурен­тоспособно) или терпит неудачу.

Соотношение между количеством работников, занятых управ­лением, и общим количеством работников, участвующих в про­изводстве транспортных услуг, принято называть уровнем адми­нистративной нагрузки. При неоправданно высоком уровне ад­министративной нагрузки у АТП возникают нерациональные уп­равленческие расходы, а при необоснованно низком — снижа­ется качество управления. Оптимальный уровень административ­ной нагрузки зависит от масштаба производства транспортных услуг, степени диверсификации производства в АТП и других факторов.

При определении численности работников отдельных катего­рий учитываются объем и сложность проводимых работ, а также годовой фонд рабочего времени одного работника, который рас­считывается исходя из количества рабочих дней в году и средней продолжительности рабочего дня, например:

37

u _ A4r + i п,з . ц __£то__. tj _ ft д т \ B " ФРВВ ' pp " ФРВрр' c Л ' H>'

где Чв, Чр р, Чс — соответственно численность водителей, ремонт-но-обслуживающих рабочих, руководителей и специалистов, чел.; АЧР — автомобилечасы работы подвижного состава на линии, ч; 7п.з> ?то нормативное время на выполнение подготовительных и заключительных работ, связанных с выпуском автомобиля на ли­нию и возвращением автомобиля на предприятие, и на выполне­ние технического обслуживания и ремонта автомобилей, ч; ФРВВ, ФРВр р — годовой фонд рабочего времени одного водителя и одно­го ремонтно-обслуживающего рабочего, ч; А, Гн — параметры АТП (его величина, характеризуемая списочным числом автомобилей; режим работы автомобилей на линии, другие факторы, принимае­мые во внимание при определении норм численности руководите­лей и служащих).

Потребность АТП в трудовых ресурсах должна быть определена не только количественно, но и структурно.

Иными словами, определение потребности предполагает вы­явление профессионально-квалификационных характеристик ра­ботников. В связи с этим при проектировании профессионально-ква­лификационной структуры трудовых ресурсов следует учитывать следующее:

  1. объем и структуру спроса на перевозки и другие транспорт­ные услуги, выполняемые автотранспортным предприятием;

  2. производственную программу по перевозкам, техническо­му обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, по другим видам деятельности предприятия;

  3. объем и функциональное разделение управленческих работ;

  4. содержание и сложность работ по категориям работников;

  5. принятые на предприятии технологии перевозок, техничес­кого обслуживания, текущего ремонта, других видов производствен­ной деятельности, управления, обслуживания производства;

  6. требования трудового законодательства и отраслевых тариф­ных соглашений;

  7. возможные (перспективные) изменения в содержании тру­довых функций в связи со стратегией развития АТП.

Производительность труда. Обобщающий показатель эффектив­ности использования трудовых ресурсов — это производительность труда. В целом для АТП производительность труда его работников определяется отношением объема продаж транспортных услуг к общей трудоемкости этих услуг*. Производительность труда может

* Количество рабочего времени, необходимого на производство единицы продукции, называется ее предельной трудоемкостью. Различают нормативную, плановую и фактическую предельные трудоемкости транспортных услуг.

38

быть также оценена отношением объема продаж транспортных услуг к численности работающих на АТП. Измерение выполнятся за определенный период времени.

Производительность труда характеризует эффективность про­изводственной деятельности работников АТП, и повышение эф­фективности соответственно заключается в уменьшении количе­ства рабочего времени, затраченного на производство единицы транспортных услуг.

В зависимости от способа измерения продукции АТП произво­дительность труда определяется следующими методами: натураль­ным, стоимостным, трудовым.

Натуральный метод на первый взгляд в наибольшей мере соот­ветствует цели определения уровня производительности труда, так как при этом учитывается объем конкретных транспортных и дру­гих услуг предприятия. Натуральный метод нагляден и отражает уровень организации производственного процесса, степень меха­низации основных и вспомогательных операций, квалификацию кадров. Однако АТП разнохарактерны в своей деятельности, по­этому сфера применения натурального измерения продукции при расчете производительности труда весьма ограничена. Этот метод сложно применять в смешанных АТП, в предприятиях, выполня­ющих как перевозки, так и экспедиционные услуги, а также при несопоставимых условиях транспортной работы. Диверсификация деятельности АТП — предпосылка того, чтобы использовать этот показатель не в целом для АТП, а для отдельных видов его дея­тельности.

Приведем пример формул, которые можно использовать для

оценки производительности труда водителей (ПТ?), ремонтных

рабочих (ПТРР) и всех работников АТП /ПТ,АТП) натуральным методом за i-й период:

nTf =

9lL

Ч?

птр-р =

цр Чр.р

птатп

рпр

Т-КМ/

ЧАТП

где QTj, L"p, P"pсоответственно объем перевозок в тоннах, пробег автомобилей, приведенный по трудоемкости техническо­го обслуживания и ремонта автомобилей, и объем всех видов про­дукции АТП, приведенный по трудоемкости к грузообороту.

Приведение пробега автомобилей по трудоемкости их тех­нического обслуживания и ремонта выполняется следующим образом:

• выбирают модель автомобиля, которая в наибольшей степени Присутствует в парке подвижного состава АТП, и трудоемкость ее технического обслуживания и текущего ремонта принимают как базовую величину, Т6;

39

• трудоемкость технических воздействии на другие модели ав­ томобилей (Ть Т2, ..., Т„) сопоставляют с базовой трудоемкос­ тью, и рассчитывают коэффициенты приведения трудоемкости технических воздействий для каждой модели автомобилей к базо­ вой трудоемкости:

L- — 1 1г — 2 L- — "

1б *б

• рассчитывают приведенный по трудоемкости технических воз­ действий пробег автомобилей

1"р = 1баз + L% + I?k2 + ... + 1Ркт

где L1, ..., L" — пробег каждой из моделей автомобилей, км.

Аналогично выполняют приведение объемов всех видов про­дукции к грузообороту. Вместо пробега в этом случае необходимо учитывать объемы разных видов продукции (количество переве­зенных пассажиров, километры платного пробега таксомоторов и т.д.), а коэффициенты приведения рассчитывают как соотно­шение трудоемкости единицы какого-либо вида транспортных услуг и трудоемкости выполнения одного тонна-километра.

Стоимостный метод измерения производительности труда со­здает возможность определять и сравнивать ее не только для пред­приятий однородной, но и разнохарактерной деятельности, а так­же в целом по отрасли и народному хозяйству. Объем транспорт­ных и других услуг в этом случае выражен в рублях дохода, что обеспечивает сопоставимость показателей производительности труда. Однако при использовании этого метода в уровне про­изводительности труда отражается изменение доходов, происхо­дящее не только непосредственно в результате деятельности ра­ботников, но и по независящим от АТП причинам, — это рост или снижение доходов в связи с ростом или снижением транс­портных тарифов. Поэтому при сравнении уровня производитель­ности труда за разные периоды времени целесообразно исполь­зовать единые тарифы.

При расчете производительности труда отдельных категорий работников стоимостным методом следует определять ту часть дохода, которая формируется в связи с трудовой деятельностью конкретной категории работников. Это можно сделать, оценив условно трудовой вклад работников данной категории.

Коэффициент kj трудового вклада конкретной (/-й) категории работников в общий результат деятельности предприятия может быть рассчитан как на основе соотношения общей трудоемкости работ и трудоемкости работ, выполненных отдельными категори­ями работников, так и на основе соотношения общей заработной платы и зарплаты, полученной работниками определенной кате-

40

гории. Во втором случае расчет зарплаты проводят в рамках та­рифной системы. С учетом трудового вклада каждой из категорий работников производительность труда стоимостным методом за /-й период определяют по формулам

ПТ? =

ДА,

ДА

Д/

пт?г

ПТАТП

ц? ' —' ирр ' —' цатп "

Трудовой метод определения производительности труда, как и стоимостный, универсален. Он оценивается экономистами как наиболее объективный метод, так как основан на измерении фак­тического времени, затраченного на производство какого-либо объема продукции, и на сопоставлении этого времени с норма­тивным. Однако трудовой метод может быть использован только при наличии корректных норм труда и совершенной системы учета фактических затрат труда.

Ниже приведены формулы определения производительности труда водителей и ремонтных рабочих трудовым методом. Произ­водительность труда при таком измерении оценивается в про­центах:

ун I ун

VST^T т" *Т-КМ*Т->

ПТ?

-100;

ПТР-р=-52! ^400,

' ТРР '

факт/

факт,-

где Qr.tT, -Рт-юЛ-км — соответственно нормативная трудоемкость перевозок и технических воздействий на подвижной состав; Т£0 , TV — соответственно трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта; T|aKI., T|fKT/ — фактическая трудоемкость выполненных работ.

Для водителей нормативная трудоемкость определяется по нор­мам времени на перевозку одной тонны груза (/т) и выполнение одного тонна-километра (/ткм).

Факторы роста производительности труда. Экономическая сущ­ность повышения производительности труда заключается в со­кращении трудовых затрат на единицу транспортных услуг. Это непосредственно влияет на увеличение объемов производства, снижение себестоимости транспортных услуг, рост фондоотда­чи, прибыли и рентабельности производства, а также содействует улучшению других экономических показателей работы АТП. Дру­гими словами, результат деятельности АТП существенно зави­сит от эффективности использования трудовых ресурсов, повы­шение которой относится к генеральным задачам управления предприятием.

Следует, однако, учитывать, что когда принимают организа­ционные и технические решения по повышению фондоотдачи (например, заменить подвижной состав на более производитель­ный) или по снижению материалоемкости (например, использо-

41

вать более дешевые материалы), можно с высокой точностью про­гнозировать позитивные последствия таких решений. При приня­тии же социально-экономических решений, направленных на рост производительности труда и предполагающих позитивную реак­цию работников, точность прогноза зачастую не может быть вы­сокой. Более того, решение может принести как позитивный ре­зультат, так и негативный. Поэтому руководители должны в этом случае особенно тщательно учитывать социально-психологичес­кие аспекты управления.

В целом на уровень производительности труда влияет большое число факторов, которые могут быть сгруппированы по разным признакам. Ниже приведен пример, в котором принят наиболее часто используемый в экономической практике признак группи­ровки.

1. Технические факторы производительности труда:

2. Организационные факторы:

3. Социально-экономические факторы:

42

4. Демографические и психологические факторы:

Социальное значение роста производительности труда заклю­чается в том, что этот рост позволяет обеспечить увеличение сред­ней заработной платы водителей, ремонтных рабочих, специали­стов и руководителей АТП и таким образом повысить качество жизни.

Экономическое значение состоит в конечном счете в создании значимой и необходимой предпосылки повышения конкуренто­способности АТП на рынке транспортных услуг.